Управление страховой компанией.
Страховая компания, как объект менеджмента, обладает специфической внешней и внутренней средой.
К внутренней среде относятся управляемые переменные, основными из которых являются страховые продукты и система тарифов, а также система организации продаж страховых полисов и формирования спроса и собственная инфраструктура страховщика.
Страховые продукты, с которыми страховщик выходит на рынок, являются одними из основных управляемых факторов и в зависимости от условий рынка руководство страховой компании должно решать, вводить ли новый вид страхования, изменить ли его условия или принимать какие- либо иные решения.
Гибкая система тарифов также является определяющей составляющей внутренней рыночной среды, управляемой страховщиком: руководство страховой компании должно выработать целенаправленную тарифную политику и применять ее в соответствии с условиями рынка, т. е. определить, какие цены предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять. Должны быть также отработаны система льготных тарифов, система комиссионных, сверхкомиссионных, поощрительная бонусная система вознаграждений.
К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать ограниченное управляющее воздействие, относятся рыночный спрос, конкуренция и инфраструктура страховщика.
Рыночный спрос на страховые услуги — один из главных элементов внешней среды: на его формирование направлены основные усилия рыночной коммерческой деятельности страховщика.
Важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция. Страховые компании испытывают жесткую конкуренцию в борьбе за страховой рынок со стороны как других страховщиков, так и финансово-банковских институтов, осуществляющих страхование в качестве дополнительной услуги своим клиентам.
При формировании инфраструктуры страховой компании в современных условиях ведущее значение приобретает фактор технического уровня страховой компании, определяющий необходимость оснащения компьютерной техникой и телекоммуникационными каналами. Рыночный спрос и конкуренция диктуют потребность в дальнейшем развитии технического обеспечения процесса страхования и всей собственной инфраструктуры страховщиков (агентств, представительств, филиалов страховой компании).
Страховые объединения.
Объединения страховщиков создаются на добровольной основе для координации их деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ. Эти объединения, союзы, ассоциации не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью.
Объединения страховщиков на территории России действуют на основе ст. 14 и 14.1 Закона об организации страхового дела. В соответствии со ст. 14 субъекты страхового дела в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения.
Сведения об объединении субъектов страхового дела подлежат внесению в реестр объединений субъектов страхового дела на основании представляемых в орган страхового надзора копий свидетельств о государственной регистрации таких объединений и их учредительных документов.
Особой формой объединения страховщиков является страховой пул, создаваемый для обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников пула. Он представляет собой форму временного объединения самостоятельных компаний для решения определенных специальных задач и создается на основе добровольного соглашения между участниками, берущими на себя совместные обязательства по предмету соглашения.
В России действуют несколько страховых пулов, образованных по объекту страхования. Среди крупнейших — ядерный, террористический, сельскохозяйственный, страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. В последнее время образованы три страховых пула, которые получили лицензию страховать ответственность управляющих компаний и спецдепозитария пенсионных накоплений. Можно ожидать, что по мере развития рынка количество пулов будет возрастать.