Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.

Основная особенность расчетов чеками: чек – не только расчетный документ, но и ценная бумага,

которая согласно ст. 877 ГК РФ содержит ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Обязательные участники чекового правоотношения – три лица: чекодатель, плательщик по чеку (исключительно банк) и чекодержатель. Дополнительно в чековое правоотношение могут войти авалист (гарант платежа) и еще один или несколько индоссантов (бывших чекодержателей).

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.

Покрытием чека в банке чекодателя могут быть:

• средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;

• средства на соответствующем счете чекодателя не свыше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при выдаче чеков. Только в этом случае банк может гарантировать чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Обязательства по чеку являются безотзывными, т.е. чекодатель не вправе давать плательщику указания о неоплате выписанного им чека. За неоплату чека перед чекодержателем солидарную ответственность несут чекодатель, авалисты, индоссанты (за исключением плательщика). Преимущество чеков перед другими формами расчетов состоит в наличии нескольких гарантов.

По Положению о безналичных расчетах форма чека определяетсякредитной организацией самостоятельно с учетом того, что чек должен содержать все обязательные реквизиты: наименование «чек»; поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму; наименование плательщика и указание номера счета, с которого должен быть произведен платеж; указание валюты платежа; указание даты и места составления чека; подпись чекодателя.

Выделяют такие виды чеков, как ордерный, именной и на предъявителя.

Чекодержатель может использовать следующие функции чеков:

• средство получения платежа (продавец получает от плательщика вместо денег чек, чтобы затем в течение 10 дней зачислить денежную сумму чека со счета плательщика на свой счет или получить наличные деньги). Хотя сама по себе выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан;

• средство обращения как любой ценной бумаги (держатель чека имеет возможность рассчитаться этим чеком с третьим лицом).

Согласно ст. 863 ГК РФ «при расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота».

В соответствии с Положением о безналичных расчетах платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денег на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денег на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денег (кредитование счета), платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90 902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.

Когда платежное поручение исполнено, банк обязан информировать плательщика по его требованию не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором.

Платежные поручения являются самой распространенной формой расчетов, что связано со следующим:

• относительно простой и быстрый документооборот;

• ускорение движения денежных средств;

• возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах;

• возможность расчетов в разные моменты исполнения обязательства между участниками – авансовые (т.е. до отгрузки товара), путем прямого акцепта (т.е. после отгрузки товара), отсроченные;

• частичная оплата платежных поручений из картотеки с применением платежного ордера;

• возможность осуществлять плановые платежи, т.е. расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке товара или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в конкретные сроки и в определенной сумме, что упрощает технику расчетов и дает возможность участникам расчетов заранее планировать свой платежный оборот.

53. Банковское регулирование и банковский надзор ЦБ РФ.

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы: 1) минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка; 2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации; 3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; 4) максимальный размер крупных кредитных рисков; 5) нормативы ликвидности кредитной организации; 6) нормативы достаточности собственных средств (капитала); 7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков; 8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски; 9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц; 10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным ФЗ "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи.

Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации.

54. Валютное регулирование в РФ.

Валютное регулирование – деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций, осуществляемая на двух уровнях – нормативном и индивидуальном.

Согласно Федеральному закону от 22 июля 2008 г «О валютном регулировании и валютном контроле» принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:

• приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

• исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

• единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

• единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

• обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного регулирования, осуществляющие принятие в случаях, предусмотренных Законом, актов валютного регулирования – Правительство РФ и ЦБ РФ.

Закон о валютном регулировании устанавливает два механизма валютного регулирования – резервирование и режим специального счета.

Резервирование представляет собой следующую операцию. Резидент в порядке, установленном ЦБ РФ, зачисляет на отдельный счет в уполномоченном банке определенную сумму в процентном отношении к осуществляемой валютной операции. Сумма резервирования вносится в рублях по курсу ЦБ РФ на дату резервирования. Уполномоченный банк в свою очередь зачисляет такую же сумму на счет, открытый в ЦБ РФ. На сумму резервирования не начисляются проценты и резидент не может использовать данные средства до истечения срока резервирования. Таким образом, резервирование – это своеобразный «беспроцентный заем», который предоставляется государству в качестве платы за возможность осуществить ту или иную валютную операцию.

Режим специального счета означает, что денежные средства при осуществлении валютной операции перечисляются через специально открытый банковский счет в уполномоченном банке; права на ценные бумаги передаются с использованием специального раздела счета депо в реестре владельцев ценных бумаг.

Наши рекомендации