Фонд обязательного медицинского страхования
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья, способом реализации гражданами своего конституционного права на медицинскую помощь.
Современное медицинское страхование создается с целью гарантирования гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий, которые осуществляются за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования.
Субъектами медицинского страхования выступают граждане, страхователи, страховщик и медицинское учреждение.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
ОМС является всеобщим для населения России и реализуется в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования, оно может быть коллективным и индивидуальным.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованный в соответствии с Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (от 28 июня 1991 г), является правовой, экономической и организационной основой медицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
Фонд медицинского страхования делится на федеральный и территориальный, является юридическим лицом, самостоятельной финансово-кредитной системой.
Основными задачами фонда медицинского страхования являются:
• обеспечение реализации Закона РФ О медицинском страховании граждан в РФ;
• обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе ОМС;
• достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;
• участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
• разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой на всей территории РФ;
• обеспечение всеобщности ОМС граждан;
• обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС. Функции фонда медицинского страхования:
• осуществление выравнивания условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС;
• проведение финансирования целевых программ в рамках ОМС
• утверждение Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан;
• организация разработки нормативно- методических документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ О медицинском страховании граждан в РФ ;
• совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принятие участия в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
• внесение в установленном порядке предложений о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;
• осуществление сбора и анализа информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
• организация подготовки специалистов для системы ОМС;
• участие в создании территориальных фондов ОМС;
• осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования;
• внесение предложений по совершенствованию законодательных и нормативных актов по вопросам медицинского страхования;
• изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
• осуществление международного сотрудничества по вопросам ОМС;
• обеспечение организации научно – исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
• осуществление финансирования обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда;
• осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
• выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;
• предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
• накапливание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
• разработка правил обязательного медицинского страхования на соответствующей территории;
• осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;
• осуществление других мероприятий по организации обязательного медицинского страхования.
Руководство фондом осуществляет Правление фонда, его функциями являются:
• определение перспективных задач фонда;
• утверждение годовых отчетов о результатах деятельности фонда;
• определение направлений использования доходов фонда и порядок покрытия убытков;
• разработка и предоставление в органы государственной власти и управления проектов нормативных актов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования.
Правительство РФ по согласованию с правлением фонда назначает исполнительного директора фонда, который формирует исполнительную дирекцию фонда.
Источниками финансовых ресурсов фонда являются:
• ассигнования из федерального бюджета;
• взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
• добровольные взносы физических и юридических лиц;
• доходы от использования временно свободных финансовых средств и др.
До введения единого социального налога основным источником финансовых ресурсов фонда были страховые взносы работодателей. Тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования ежегодно устанавливался ФЗ РФ О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования на … год и составлял 3,6 % (из них 0,2 % -в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 3,4 % - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования).
Плательщиками взносов в фонды обязательного медицинского страхования являлись все юридические лица.
Объектом обложения была сумма всех начисленных выплат работникам по всем основаниям в денежной и натуральной форме:
• заработная плата, начисленная пропорционально отработанному времени (выполненной работе) по тарифным ставкам, окладам и сдельным расценкам, независимо от форм и систем оплаты труда, принятых на предприятии, в учреждении и организации;
• стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;
• выплаты стимулирующего характера по системным положениям;
• премии (включая стоимость натуральных премиальных выплат) за производственные результаты, вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, высокое достижение в труде и т.д.), а также вознаграждения (процентные надбавки) за выслугу лет, стаж работы (надбавки за стаж работы по специальности в данной отрасли);
• компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а именно:
• выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по районным коэффициентам, коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах, процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностям, и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
• доплаты за работу в тяжелых, вредных, опасных условиях труда;
• доплаты за работу в ночное время, за работу в многосменном режиме;
• оплата за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время;
• оплата работникам за дни отдыха (отгулы), предоставляемые в связи с работой в сверхурочное время;
• оплата работникам за дни отдыха (отгулы), предоставляемые в связи с работой сверх нормативной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работы, при суммированном учете рабочего времени и в других случаях, установленных законодательством.
• оплата ежегодных и дополнительных отпусков (безденежной компенсации за неиспользованный отпуск);
• оплата специальных перерывов в работе, оплата льготных часов подростков;
• оплата рабочего времени работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей, если эти обязанности выполняются в рабочее время;
• суммы, выплачиваемые предприятиями за время отпуска перед началом работы выпускникам профессионально-технических училищ;
• заработная плата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на сельскохозяйственные и другие работы;
• выплаты разницы в окладах работникам, трудоустроенным из других предприятий и организаций с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы, а также при временном заместительстве;
• оплата простоев не по вине работника;
• оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов предприятий и организаций, освобожденных от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, для руководства производственной практикой учащихся и студентов.
• оплата учебных отпусков, предоставляемых работникам, обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, в заочной аспирантуре, вечерних (сменных) профессионально-технических учебных заведениях, в вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школах, а также поступающим в аспирантуру;
• оплата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;
• оплата за производство (работ, услуг), признанной браком не по вине работника;
• суммы, выплаченные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы на предприятии согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (например, военнослужащих), как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям;
• оплата труда лиц, принятых на работу по совместительству;
• премии, вознаграждения и другие виды оплаты труда, начисленные за счет собственных сре дств сп ециального назначения и целевых поступлений, кроме выплат, носящих единовременный характер;
• выплаты по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;
• выплаты по авторским договорам;
• заработная плата по основному месту работы рабочим, руководителям и специалистам предприятий и организаций во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
• оплата труда студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, проходящих практику на предприятии, а также оплата труда учащихся общеобразовательных школ в период профессиональной ориентации;
• оплата труда студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, работающих на предприятиях в составе студенческих отрядов.
Страховые взносы не начислялись на следующие виды выплат:
• компенсация за неиспользованный отпуск;
• выходное пособие при увольнении;
• компенсационные выплаты (суточные по командировкам и выплаты взамен суточных, выплаты в возмещение ущерба, причиненного трудящимся увечьем или иным повреждением здоровья, связанные с их работой) в пределах норм, установленных законодательством;
• стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла и других моющих средств, обезвреживающих средств, молока и лечебно-профиклатического питания или возмещение работникам затрат на приобретение ими спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
• стоимость рациона бесплатного питания;
• дотации на обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха, оплачиваемые за счет фонда социального развития (фонда потребления);
• стоимость бесплатно предоставляемых квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов или возмещение их стоимости;
• возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе либо переезде на работу в другую местность;
• поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейными датами, за долголетнюю трудовую деятельность, производимые за счет фонда оплаты труда;
• денежные награды, присужденные за призовые места на соревнованиях, смотрах, конкурсах и других аналогичных мероприятиях;
• стипендии выплачиваемые учебными заведениями, а также предприятиями учащимся (аспирантам), направленным на обучение с отрывом от производства;
• пособия, выплачиваемые за счет предприятия молодым специалистам за время отпуска после окончания высшего или среднего специального учебного заведения;
• дивиденды, начисляемые на акции;
• все виды пособий, выплачиваемых из средств Фонда социального страхования РФ;
• другие выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер.
Плательщики уплачивали страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц.
Уплата начисленных страховых взносов (платежей) производилась плательщиками путем перечисления соответствующих сумм со своих текущих или расчетных счетов отдельными платежными поручениями на счет Федерального и территориального фонда обязательного медицинского страхования по месту их регистрации в качестве плательщиков вносов (платежей).
Платежные поручения на перечисление страховых взносов плательщики представляли в банк одновременно с представлением документов на выдачу средств на оплату труда. Без предоставления указанных платежных поручений средства на оплату труда не выдавались.
Плательщики обязаны были составлять платежные поручения на перечисление всей причитающихся сумм страховых взносов (платежей) независимо от наличия средств на текущем или расчетном счете. Платежные поручения на перечисление страховых взносов (платежей) исполнялись банками в первоочередном порядке.
За нарушение установленных сроков оплаты взносов взималась пеня. Пени начислялись за каждый день просрочки уплаты страховых взносов (платежей) в следующих размерах:
• для работодателей и иных плательщиков – 1% от суммы недоимки.
Начисление пеней производилось, начиная со следующего дня по истечении срока уплаты страховых взносов (платежей) и по день уплаты включительно.
Днем уплаты страховых взносов (платежей) считался:
• при перечислении суммы платежа со счета плательщика взносов (платежей) в банке – день списания банком этой суммы со счета плательщика независимо от времени зачисления ее на соответствующий счет;
• при переводе денег по почте или через банк – день внесения денег в отделение связи или банк.
В случае, когда срок уплаты совпадал с выходным (праздничным) днем, пени начислялись, начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.
Плательщики обязаны были сами начислять пени на всю сумму недоимки за период по уплате просрочки и отражать ее в соответствующих документах по уплате страховых взносов (платежей) в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в установленном соотношении.
Составлялись расчетные ведомости по страховым вносам (платежам) ежеквартально в двух экземплярах с указанием в них сумм начисленных и уплаченных взносов по форме, утвержденной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Министерством по налогам и сборам РФ. Оба экземпляра расчетной ведомости подписывались руководителем и главным бухгалтером плательщика страховых взносов.
Плательщики представляли один экземпляр расчетной ведомости по месту учета взносов, второй экземпляр оставался в бухгалтерии плательщика.
Денежные средства, аккумулируемые в фонде обязательного медицинского страхования, расходуются для выполнения задач и функций фонда.
Целевые бюджетные фонды
Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. На федеральном уровне они создаются в силу закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, а на региональном уровне — в силу законов о бюджетах субъектов РФ. Не исключена возможность создания аналогичных фондов на уровне муниципальных образований на основании нормативных актов органов местного самоуправления.
Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.
Источниками формирования целевых бюджетных фондов являются, как правило, специальные налоги, средства бюджета, иные доходы. Характерной чертой целевых бюджетных фондов, отличающих их от всех остальных, является то, что их доходы и направления расходов учитываются в составе доходов и расходов соответствующего бюджета.
Начало образованию бюджетных фондов на федеральном уровне было положено Законом РФ «О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год». В соответствии с этим Законом был образован целевой фонд социальной поддержки северян. Однако достаточно стабильную систему, обновляющуюся из года в год вместе с федеральным бюджетом, целевые бюджетные фонды образовали начиная с 1995 г. Это связано с тем, что начиная с 1995 г. в федеральный бюджет ежегодно консолидируются большинство фондов, которые до 1995 г. являлись внебюджетными. Так, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1995 год »* в федеральный бюджет были консолидированы: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Фонд социального развития департамента налоговой полиции РФ, Централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы РФ, Фонд развития таможенной системы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью.
В ст. 8, 9, 31, 40 Федерального закона « О федеральном бюджете на 1999 год» в качестве целевых бюджетных фондов предусмотрены следующие: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд Министерства РФ по атомной энергии, Фонд развития таможенной системы РФ, Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ, Фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Фонд содействия военной реформе, Федеральный фонд поддержки субъектов РФ. Одновременно, как и в предыдущие годы, . субъектам РФ рекомендовано консолидировать в их бюджетах дорожные, экологические и другие внебюджетные фонды, образованные за счет налогов, сборов и иных поступлений.
В бюджетах субъектов РФ, как правило, в качестве целевых выделяются: территориальные дорожные фонды, территориальные экологические, другие фонды, а также фонды финансовой поддержки муниципальных образований.
Правовой режим целевых бюджетных фондов определяется законами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, иными законами, а также положениями, утверждаемыми Правительством РФ и исполнительными органами власти субъектов РФ.
Государственный кредит
В целях бесперебойного финансирования потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является государственный кредит.
Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.