Фонд обязательного медицинского страхования РФ

28 июня 1991 г. был принят Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», 20 апреля 1993 г. издан Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ». Верховным Советом РФ было принято постановление «О порядке финансирования обязательного меди­цинского страхования граждан на 1993 г.» (№ 4543-1 от 24 февра­ля 1993 г.), которым было утверждено «Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования».

Страхователями при ОМС являются: для неработающего насе­ления (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) - органы государственной власти всех уровней; для работающего населения — работодатели (предприятия, учреждения, организа­ции, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельнос­тью).

В системе ОМС Федеральный фонд выполняет следующие функции:

1) осуществляет выравнивание условий деятельности террито­риальных фондов по обеспечению финансирования программ ОМС;

2) проводит финансирование целевых программ в рамках ОМС;

3) организует разработки нормативно-методических документов;

4) вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на ОМС;

5) осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ре­сурсах системы ОМС;

6) участвует в создании территориальных фондов ОМС;

7) осуществляет контроль за использованием финансовых средств системы ОМС;

8) аккумулирует финансовые средства ФФОМС.

Территориальные фонды ОМС:

1) аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

2) осуществляют финансирование ОМС, проводимого страхо­выми медицинскими учреждениями;

3) проводят финансово-кредитную деятельность по обеспече­нию системы ОМС;

4) выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, на­правляемые на проведение ОМС;

5) совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступ­лением в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;

6) согласовывают совместно с органами исполнительной влас­ти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарифика­цию стоимости медицинской помощи, территориальную програм­му ОМС населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по ОМС.

Финансовые средства Федерального и территориального фон­да ОМС образуются за счет:

1) страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов на ОМС, устанавливаемых законодательством РФ;

2) отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;

3) отчислений от единого налога на вмененный доход;

4) взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

5) ассигнований из федерального бюджета на выполнение про­грамм ОМС;

6) добровольных взносов;

7) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

8) средств, предусматриваемых органами исполнительной вла­сти в соответствующих бюджетах на ОМС неработающего насе­ления;

9) пеней, штрафов, финансовых санкций, а также банковских начислений по остаткам средств на счетах.

Основным источником средств системы ОМС являются стра­ховые взносы - примерно 66%.

Средства ФОМС направляются на:

1) Оказание отдельным категориям граждан социальных услуг по дополнительной бесплатной медицинской помощи;

2) ОМС неработающих граждан;

3) Выполнение территориальной программы ОМС (в рамках базовой программы ОМС;

4) Проведение дополнительной диспансеризации;

5) Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности и родов;

6) Оплата амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой работающим гражданам;

7) Содержание аппарата фонда;

8) Международное сотрудничество;

9) Создание страхового запаса средств;

10) Финансирование мероприятий по повышению квалификации сотрудников и проф.подготовке.

Наши рекомендации