Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

В результате ограниченности финансовых ресурсов у государства возникает необходимость их перераспределения, которое осуществляется в различных формах.

Фонды – экономическая форма распределения стоимости общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения относительно обособленных целевых частей в его составе.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Внебюджетный фонд – представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

Государство мобилизует в фонды часть доходов организаций и населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:

• обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

• расширение социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

• учреждаются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

• денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

• денежные средства формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

• страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы страховых взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

• на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов (налогов) в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;

• денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

• расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);

В настоящее время существует три государственных внебюджетных фонда социального назначения – пенсионный , социального страхования, обязательного медицинского страхования.

Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Субъектами обязательного социального страхования являются:

- страхователи – организации и граждане, обязанные уплачивать страховые взносы (обязательные платежи);

- страховщики – некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

- застрахованные лица – граждане РФ, а также иностранные граждане, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законодательством.

Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

Социальное страхование направлено на защиту от социальных страховых рисков, к которым относятся риски, связанные с :

- необходимостью получения медицинской помощи;

- временной нетрудоспособностью;

- трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

- материнством;

- инвалидностью;

- наступлением старости;

- потерей кормильца;

- смертью застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:

- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

- пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

- пособие по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, по безработице и др.;

- пособие на санаторно-курортное лечение;

- социальное пособие на погребение;

- оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Внебюджетные фонды составляют и исполняют свои бюджеты, что является составной частью бюджетного процесса в РФ.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Доходыгосударственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей и других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Расходыгосударственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Источникамипоступления денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

- страховые взносы;

Тарифы страховых взносов

В 2012 году тарифы взносов будут повторять ставки ЕСН: В ПФР – 22%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 5,1%. Суммарная ставка составит 30%.

- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов;

- штрафные санкции и пеня;

- денежные средства, возмещаемые страховщиками в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам,

- доходы от размещения временно свободных средств обязательного социального страхования;

- добровольные взносы физических и юридических лиц;

- иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Пенсионный фонд РФ

Пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране - всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, соответствуют международной практике.

Организация современной системы пенсионного обеспечения в России началась с создания Пенсионного фонда РФ (ПФР) и ее перехода на накопительный принцип. Ее главная особенность состоит в том, что работник должен накапливать свою будущую пенсию самостоятельно на собственном индивидуальном счете в специализированной страховой компании. Участие государства при этом сводится к контролю за деятельностью этой компании и обеспечению правовых гарантий для пенсионных накоплений. При этом делается упор на возрастание инвестиционной заинтересованности пенсионных накоплений, которые должны оживить переходную экономику.

В настоящее время управление финансами пенсионного обеспечения в государственном масштабе осуществляет Пенсионный фонд России.

Основные функции Пенсионного фонда:

• сбор и аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов;

• организация работы по взысканию с лиц, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности, профессиональным заболеваниям;

• капитализация средств ПФР, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

• совместный с налоговыми органами контроль за поступлением страховых вносов в ПФР и за правильным и рациональным их расходованием;

• организация государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов;

• межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам пенсионного обеспечения, разработка договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

• изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР и внесение предложений по ее совершенствованию;

• научно-исследовательская работа в области государственного пенсионного страхования;

• проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам пенсионного страхования.

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию выступают:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

• работающие по трудовому договору или по договору гражданско - правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

• самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

• являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

• работающие за пределами территории РФ;

• являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

• иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию считается:

• страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

• страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

• страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

• социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок.

К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в РФ относятся:

• установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда РФ и порядка его исполнения;

• утверждение бюджета Пенсионного фонда РФ и отчета о его исполнении;

• определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

• определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

• управление системой обязательного пенсионного страхования;

• обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда РФ;

• определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

• осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.

Законодательством также установлены права и обязанности страховщика и страхователя.

Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.

В составе бюджета Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений Центрального банка РФ на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

• страховых взносов;

• средств федерального бюджета;

• сумм пеней и иных финансовых санкций;

• доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

• добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

Расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ имеет целевое назначение и средства фонда направляются на:

• выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

• доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;

• финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

• иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда РФ определяется в соответствии с законодательством РФ.

Наши рекомендации