Фонд обязательного медицинского страхования. Виды медицинского страхования

Изучаемые вопросы

Виды медицинского страхования. Цели, задачи. Источники формирования федерального и территориальных фондов ОМС. Направление расходования средств ОМС.

Теоретические положения

Фонды обязательного медицинского страхования РФсозданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.

Средства фонда предназначены для финансирования страховыми организациями меди­цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях.

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить выполнение потребностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах и в соответствии с целевыми программами в рамках государственной политики.

Средства ФОМС формируются за счет отчислений от обязательных платежей по ЕСН; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнований из бюджета; добровольных взносы граждан и др.

Контрольные вопросы по теме 8

1. Объясните назначение и социально-экономическую сущность внебюджетных специальных фондов.

2. Охарактеризуйте назначение Пенсионного фонда, порядок формирования и использования его средств.

3. Как формируются и используются средства фонда социального страхования?

4. Какова роль Фонда обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения?

5. Как распределены функции между федеральным и территориальным фондами ОМС?

6. Перечислите источники формирования федерального и территориального фондов ОМС.

7. Дайте характеристику территориальным внебюджетным фондам.

Тема 9. Муниципальные финансы

Сущность и функции муниципальных финансов

Изучаемые вопросы

Бюджетные права субъектов РФ. Современное состояние муниципальных финансов. Сопоставление потребностей муниципальных образований в бюджетных расходах. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований.

Теоретические положения

Финансы субъектов РФ – это совокупность денежных от­ношений по поводу формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджет­ных фондов. Одним из главных принципов организации фи­нансов субъектов РФ (помимо общих, отмеченных ранее) яв­ляется принцип равенства бюджетов, который заключается:

• в установлении единых для всех субъектов РФ норм отчис­лений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъек­тов РФ и единого порядка их уплаты;

• в использовании единой методики для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Формирование и исполнение финансов субъектов РФ осу­ществляется на основе Конституции РФ, Бюджетного кодекса и других законодательных актов РФ. В решении вопросов орга­низации данных финансов участвуют законодательные и ис­полнительные органы субъектов РФ, которые:

• вводят региональные налоги и сборы, устанавливают раз­меры ставок по ним, предоставляют налоговые льготы;

• вносят изменения и дополнения в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год;

• предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в пределах лимитов, установленных за­конами субъектов РФ. Налоговые доходы включают в себя:

• собственные налоговые доходы, поступающие в бюджеты от установленных региональных налогов и сборов. Эти до­ходы могут распределяться между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в пропорциях, устанавливаемых законом (решением) о бюджете субъекта на очередной фи­нансовый год;

• регулирующие доходы, размеры которых устанавливаются Федеральным законом «О федеральном бюджете» на оче­редной финансовый год.

Среди них могут быть доли от следующих федеральных налогов:

• налог на прибыль – по установленным законом ставкам;

• налог на доходы с физических лиц – в размере до 84%;

• НДС на товары и услуги, производимые на территории РФ,- в размере до 15%;

• акцизы на спирт, водку и другие подакцизные товары – до 100%;

• платежи за пользование природными ресурсами и др. В составе региональных налогов имеют место:

• лицензионные и регистрационные сборы;

• единый налог на вмененный доход для определенных ви­дов деятельности;

• единый налог, взимаемый по упрощенной системе налого­обложения и др. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ включают:

• доходы от использования или продажи имущества, нахо­дящегося в собственности субъектов РФ;

• доходы от платных услуг, оказываемых органами государ­ственной власти и бюджетными учреждениями субъектов;

• средства, полученные в результате применения мер граж­данско-правовой, административной и уголовной ответ­ственности;

• средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам РФ;

• финансовая помощь и бюджетные ссуды, полученные из бюджетов других уровней РФ;

• иные неналоговые доходы.

Собственные доходы и отчисления от федеральных регули­рующих налогов могут быть переданы далее местным бюдже­там на безвозмездной или возмездной основе на срок не более 3 лет, при этом процентная доля утверждается самими законо­дательными органами субъектов РФ.

Наши рекомендации