Теория валютного регулирования и валютного контроля

Введение

Данная курсовая работа посвящена актуальной теме валютного регулирования и валютного контроля, которая в настоящий момент, с учетом экономической ситуации в стране, приобретает особый интерес, так как валютное регулирование является частью механизма финансовой стабилизации, развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной валюты.

Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля призвано способствовать эффективному преодолению кризисных явлений в российской экономике и реализации тактических и стратегических интересов страны.

Стабилизация экономики, улучшение конъюнктуры основных статей российского экспорта, глобализация экономических процессов в мире, рост связей России с другими странами и зависимостей от международных рынков капитала - все это привело к значительной либерализации валютной сферы, оттоку иностранной валюты из страны, кардинальной перестройке системы валютного регулирования и валютного контроля, изменению приоритетов в регулировании валютных отношений от запретительных мер к всеобъемлющему мониторингу валютных операций.

В тоже время столь поспешный переход России к либерализации валютной сферы может создать угрозу устойчивости платежного баланса, необходимому уровню золотовалютных резервов, стабильности курса валюты Российской Федерации. Поэтому необходимо оценить адекватность произошедших в области валютного регулирования изменений экономической ситуации в стране.

Специфичность ситуации в валютной сфере РФ заключается в том, что после 1 января 2007 г. был существенно изменен инструментарий системы валютного регулирования и контроля. Поэтому актуальность темы исследования курсовой работы определяется готовностью новой, либерализованной системы валютного регулирования и контроля к решению возникающих проблем, негативных явлений и предотвращению кризисов.

Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость темы исследования данной курсовой работы «Валютный контроль и валютное регулирование в Российской Федерации».

Цель данной курсовой работы – исследование понятия, теоретических особенностей, механизма реализации и проблем валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть теорию валютного регулирования и валютного контроля;

2.Охарактеризовать систему валютного регулирования и валютного контроля в России;

Теория валютного регулирования и валютного контроля

Механизмы, инструменты валютного регулирования и валютного

Контроля в мировой практике

Можно говорить о широком спектре подходов при организации валютного регулирования и контроля, которым может воспользоваться государство. Необходимо отметить, что даже в случае формальной отмены валютного контроля, как правило, осуществляется хотя бы статистическое наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов. За­частую при этом реализуются механизмы, ранее применявшие­ся в валютном контроле (Германия, Япония). Эти же механиз­мы используются и при решении задач борьбы с "отмыванием грязных" денег, чему мировое сообщество придает сейчас боль­шое значение. Не случайно, все большее внимание уделяется совершенствованию законодательства по борьбе с "отмывани­ем" преступно нажитых капиталов. Принятая ныне свобода ва­лютного обмена во Франции означает принципиальное улуч­шение структурной эффективности французской экономики, что однако не устранило проблем, связанных с ухудшением платежного баланса, "отмыванием грязных" денег, налоговым мошенничеством.

Валютные ограничения — это меры запретительного характе­ра. Они направлены на лимитирование и регламентацию опера­ций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютны­ми ценностями. В отличие от других инструментов они не вли­яют на размер денежной массы внутри страны. Валютные огра­ничения являются также составной частью валютного контро­ля, который включает и мероприятия государства по надзору, регистрации, статистическому учету указанных операций. Как разновидность валютной политики они преследуют такие цели, как выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих стратегических задач. Осуществляются же через регулирование международных платежей и переводов ка­питала, репатриации прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг, через запрет свободной купли-продажи иностранной валюты, а также концентрацию в руках государст­ва иностранной валюты и других валютных ценностей.[3]

Способы валютных ограничений разнообразны. Это — цент­рализация валютных операций в центральном и уполномочен­ных банках, лицензирование валютных операций, т.е. требова­ние предварительного разрешения органов валютного контро­ля для приобретения импортерами или должниками иностран­ной валюты. Используется полное или частичное блокирова­ние валютных счетов, огранивается обратимость валют. Соот­ветственно вводятся разные категории валютных счетов: сво­бодно конвертируемые и внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), а также — по двусторон­ним правительственным соглашениям, клиринговые, блокиро­ванные и др. Различают две основные сферы валютных ограни­чений: текущие операции платежного баланса (торговые и "не­видимые" операции) и финансовые (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей).

Формы валютных ограничений отражают их внутреннее со­держание и структуру, они различаются по сферам применения. По текущим операциям платежного баланса практикуются прежде всего ограничения на операции нерезидентов. Таково блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распо­ряжаться этими средствами. Применяются также ограничения на операции резидентов. Сюда относятся обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично цент­ральному и уполномоченным банкам, имеющим его валютную лицензию, продажа иностранной валюты импортерам лишь при разрешении органа валютного контроля.

Под валютным регулированием следует понимать степень вме­шательства органов государственной власти в процессы функ­ционирования валютного и финансового рынков. Это касается порядка совершения валютных операций резидентами и нере­зидентами на территории страны и резидентами за ее предела­ми, а также образования централизованного валютного фонда государства, ввоза и вывоза национальной и иностранной ва­люты. Государство определяет права и обязанности юридичес­ких и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, устанавливает ответст­венность за нарушение валютного законодательства, узакони­вает полномочия и функции органов и агентов валютного кон­троля.[4]

В рамках валютного регулирования устанавливается состав возможных участников валютных рынков: резиденты и нерези­денты. К резидентам относятся граждане, имеющие постоян­ное местожительство, хозяйствующие субъекты, их представи­тельства и филиалы, созданные в соответствии с законодатель­ством, дипломатические и иные представительства за предела­ми страны. Нерезидентами считаются иностранные граждане и хозяйствующие субъекты как за пределами государства, так и на ее территории, а также иностранные дипломатические пред­ставительства и международные организации. Данная класси­фикация представляется исключительно важной, поскольку разные субъекты обладают различными правами и обязаннос­тями.

Один из объектов валютного регулирования — валютные операции. Они представляют собой сделки и иные действия, предметом которых являются валютные ценности. Таковы раз­нообразные операции по переходу права собственности на ва­лютные ценности. Сюда относятся сделки с использованием в качестве средств платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, международные денежные переводы, а также ввоз, вывоз и пересылка из страны и в стра­ну валютных ценностей. Помимо операций с собственно ино­странной валютой могут быть операции с ценными бумагами в иностранной валюте. Это — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и т.п.), фондовые ценности (акции, об­лигации), драгоценные металлы (за исключением бытовых из­делий и лома золота, серебра, металлов платиновой группы), природные драгоценные камни (за исключением бытовых из­делий и лома алмазов, рубинов, изумрудов, сапфиров и др.). Валюта Российской Федерации не относится к валютным цен­ностям и потому подпадает под валютное регулирование толь­ко в части операций нерезидентов с валютой РФ. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и опе­рации, связанные сдвижением капитала.

Статус национальной валюты зависит от конкурентоспособ­ности страны на внешних рынках и от внутреннего состояния экономики. Чем больше внутренняя экономика нуждается в за­щите от иностранных конкурентов, тем ниже степень конвер­тируемости национальной валюты.

Но правомочия собственника (владение, пользование и рас­поряжение иностранной валютой и валютными ценностями) ограничиваются тем, что они строго регламентированы госу­дарством. Основная задача регулирования внутреннего валют­ного рынка страны — регламентация числа участников внут­реннего валютного рынка и их поведения, характера валютных операций, в частности, по осуществлению внешнеэкономичес­кой деятельности и др. Это позволяет контролировать соотно­шение спроса и предложения иностранной валюты на валют­ном рынке и ограничивать появление и воздействие негатив­ных факторов (например, спекулятивных операций), дестаби­лизирующих валютный рынок. Резиденты могут покупать ино­странную валюту только в строгом порядке и на определенные государством цели. При этом покупка-продажа валюты допус­кается лишь через уполномоченные банки, что дает государст­ву возможность взять под контроль валютные операции. Для борьбы с отмыванием "грязных денег" и ограничением прито­ка незаконно нажитых капиталов валютные средства должны иметь легальное происхождение. Они считаются приобретенны­ми законным путем, если были получены из строго определен­ных источников. Для резидентов этими источниками являются средства валютных фондов (резервов) различных уровней. Это также валютная выручка от разрешенной внешнеэкономичес­кой деятельности, взносы в уставный капитал, валютные кре­диты от уполномоченных банков и нерезидентов на основании лицензии, валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки, и средства благотвори­тельных фондов.

Законными источниками валютных средств для нерезиден­тов являются средства, переведенные, ввезенные или переслан­ные из-за границы, поступления за реализуемые на территории страны товары и услуги, средства, поступающие в погашение обязательств перед владельцами счетов, проценты, уплачивае­мые уполномоченными банками, поступления со счетов других нерезидентов в уполномоченных банках, доходы от инвестиций на территории государства. Для определения легальности про­исхождения средств в иностранной валюте при совершении ва­лютных операций в уполномоченный банк представляются надлежащим образом оформленные банковские документы, содержащие информацию о валютной операции.

Для ограничения спроса на иностранную валюту внутри страны и защиты от ее негативного влияния на экономику страны запрещается реализация товаров за иностранную ва­люту, исключая случи, установленные законодательством. Как правило, все расчеты в иностранной валюте на террито­рии страны при реализации гражданам товаров осуществля­ются в безналичном порядке. Такому ограничению подверга­ются не только торговые сделки, но все виды обращения на­личной иностранной валюты за исключением некоторых слу­чаев. Так, допускается зачисление на счет в уполномоченном банке неиспользованного остатка наличной иностранной ва­люты, ранее полученной для оплаты расходов, связанных с выездом и пребыванием за границей командированных ра­ботников.[5]

Следующая статья валютного регулирования — счета в ино­странной валюте. Они могут открываться как резидентам, так и нерезидентам. Регулирование режимов функционирования также помогает государству в административном порядке воз­действовать на спрос и предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и предотвращать отток иностран­ной валюты за границу. Валютные счета открываются только при наличии у клиента необходимых, надлежащим образом оформленных документов, среди которых справка из налого­вых органов, подтверждающая отсутствие задолженности у клиента перед государством. Таким способом производится "отсев" недобросовестных участников валютного рынка. Госу­дарство ограничивает также возможность резидентов свободно открывать валютные счета за ее пределами, так как в противном случае это приводит к утечке валюты и нарушению платежного баланса страны.

Необходимо отметить, что валютный контроль является только надстройкой над системой валютного регулирования в целом, если такая система предполагает наличие валютных ограничений, и решает вполне конкретные задачи, поставлен­ные перед ним в тот или иной момент экономического разви­тия общества. Валютный контроль осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Одно из важнейших направлений деятельности органов ва­лютного контроля — формирование цивилизованного валютного рынка, создание таких условий, при которых возможно более эффективное использование валютных ресурсов в интересах развития экономики. Утечка валютной выручки от экспорта то­варов и невозврат предоплаты по их импорту предприятиями наносят значительный ущерб экономике страны. Из нее выка­чивается сырье, расхищаются недра. Оседание валютной вы­ручки в других странах способствует созданию там дополни­тельных рабочих мест, развитию экономики в целом. В России же идет обратный процесс. Здесь превышение вывоза капитала над ввозом в виде кредитов, прямых и портфельных инвести­ций может трактоваться как бегство капитала в связи с ограни­ченностью возможностей инвестирования этих средств во вну­треннюю экономику.[6]

Таким образом, цель валютного контроля — обеспечить соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Поэтому и основные его направления — соответст­вие валютных операций действующему законодательству, вы­полнение резидентами обязательств в иностранной валюте пе­ред государством, проверка обоснованности платежей в иност­ранной валюте и проверка объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Контроль в России

Основным документом действующего в РФ валютного законодательства является Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ» от 10 декабря 2003 г. (с изменениями на 22 июля 2008 года).

Валютный контроль — это контроль государства за соблюде­нием валютного законодательства при осуществлении валютных операций.[7]

В соответствии с валютным законодательством целью валют­ного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.

Его основными направлениями являются:

а) определе­ние соответствия проводимых валютных операций действующе­му законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обя­зательств по продаже иностранной валюты на внутреннем ва­лютном рынке России;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности уче­та и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномо­ченные Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не явля­ющиеся уполномоченными банками профессиональные участ­ники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (ре­гистраторы), подотчетные федеральному органу исполнитель­ной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Федеральным законом «О валютном регулировании и валют­ном контроле» установлены права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Органы и агенты валютного контроля обладают следующими общими полномочиями:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезиден­тами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчет­ности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и веде­нием счетов.

Исключительно органы валютного контроля и их должност­ные лица в пределах своей компетенции имеют право:

выдавать предписания об устранении выявленных наруше­ний актов валютного законодательства РФ и актов органов ва­лютного регулирования;

применять установленные законодательством РФ меры от­ветственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валют­ного контроля в пределах своей компетенции имеют право зап­рашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Законодательство запрещает агентам валютно­го контроля требовать от проверяемых субъектов предоставле­ния документов, которые непосредственно не относятся к про­водимой валютной операции.

Валютный контроль со стороны Правительства РФ реализу­ется через деятельность Департамента международного сотруд­ничества, основными функциями которого являются валютное регулирование и валютный контроль за совершением сделок и операций с валютой и валютными ценностями.

Валютный контроль осуществляется таможенными органами. Все таможенные органы осуществляют функции валютного кон­троля в пределах своей компетенции. Согласно ТК РФ Федеральная таможенная служба России является органом валютного контроля. Иные таможен­ные органы являются агентами валютного контроля, подотчет­ными Федеральной таможенной службе России. В целях осуществления валютного контроля в структуре Федеральной таможенной службы России создаются специальные подразделения: а) в Федеральной таможенной службе России — Управление валютного контроля; б) в реги­ональных таможенных управлениях — отделы валютного конт­роля или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; в) в таможнях — отделы таможенного оформления и таможенного контроля, или отделы валютного контроля, или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; г) в таможенных постах — отделы таможенного оформления и таможенного контроля.[8]

Министерство финансов РФ осуществляет возложенные на него функции органа валютного контроля через Департамент валютного контроля. Департамент валютного контроля Минфи­на России является правопреемником ранее существовавшей Федеральной службы России по валютному и экспортному кон­тролю и действует на основании Положения, утвержденного приказом Минфина России от 28 ноября 2002 г. № 120-П.

Основными задачами Департамента валютного контроля яв­ляются: совершенствование нормативно-правовой базы и орга­низационной системы валютного контроля; координация дея­тельности органов и агентов валютного контроля, а также правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти в сфере организации и прове­дения валютного контроля; осуществление в пределах своей ком­петенции контроля за соблюдением резидентами и нерезиден­тами валютного законодательства РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам обеспечивает валют­ный контроль: внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и ин­теллектуальная собственность); обоснованности расчетов и пла­тежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пре­делах таможенной территории Российской Федерации; полно­ты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.

В соответствии с валютным законодательством Центральный банк РФ как орган валютного регулирования обладает нормотворческой функцией, т. е. издает нормативные акты, обязатель­ные к исполнению в России всеми резидентами и нерезидента­ми (п. 2 ст. 9).

Центральный банк РФ издает инструкции, положения и ука­зания по отдельным направлениям валютного контроля. Объек­тами правового регулирования Банка России в сфере валютного контроля являются: обязательная продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке России; организация и обращение иностранной валюты в Российской Федерации; выпуск ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации, в частности государственных ценных бумаг; уплата обя­зательных платежей государству в иностранной валюте; переме­щение российской и иностранной валюты и валютных ценнос­тей через границу Российской Федерации.

Важное значение при осуществлении валютного контроля имеют главные территориальные управления Банка России, кото­рые осуществляют контроль за соблюдением уполномоченными предприятиями установленного Центральным банком РФ по­рядка реализации гражданам на территории Российской Феде­рации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту и по ре­зультатам проведенных проверок направляют в Главное управ­ление валютного регулирования и валютного контроля Банка России, а также в местные органы исполнительной власти и территориальные правоохранительные органы сведения о выяв­ленных нарушениях и принятых мерах. В случае нарушения уполномоченным предприятием действующего законодатель­ства главное территориальное управление Банка России прини­мает решение об аннулировании выданного ему разрешения (с письменным уведомлением об этом уполномоченного пред­приятия, уполномоченных банков, ведущих валютные счета со­ответствующего предприятия, а также местного органа испол­нительной власти). Уполномоченный банк по получении от главного территориального управления Банка России уведомле­ния об аннулировании разрешения прекращает зачисление на текущий валютный счет этого предприятия средств от реализа­ции гражданам товаров (работ, услуг) на территории Россий­ской Федерации, которые были переведены в пользу предпри­ятия после даты аннулирования разрешения последнего.

Заключение

В процессе создания эффективно работающего и контролируемого внутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов: Во-первых, с одной стороны валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать целям экономического развития страны, а с другой стороны, очевидно, что использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, так как подчиняется макроэкономическим ориентирам экономической политики государства. Во-вторых, валютная политика государства, оказывающая значительное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью. Субъекты хозяйственной деятельности очень чутко реагируют на любые изменения в области валютного регулирования, поэтому любые непродуманные действия в этой сфере, могут привести к разрушительным последствиям, что подтверждает мировой опыт. В-третьих, валютное законодательство в РФ еще далеко от своего полного становления, оно объективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, а зачастую и противоречиво. В целом же оно достаточно сложно даже для специалистов, не говоря о работниках предприятий и банков, поэтому, чем меньше будет исключений из единых правил и норм валютного регулирования, тем эффективнее будет валютная политика государства.

Практика показывает, что многочисленные льготы, которые делались в интересах отдельных регионов, отраслей и даже конкретных предприятий существенно усложняло работу банковской системы, "запутывало" законодательство, делало невозможным применение универсальных санкций за нарушение единых норм. Предоставление таких льгот не сопровождается мерами специального контроля за фактическим их использованием, что создает незаслуженные преимущества одних участников валютных отношений перед другими и стимулирует иждивенческие настроения у претендентов на льготы. Предоставление индивидуальных льгот опасно, прежде всего, тем, что оно нарушает целостный и единообразный механизм государственного валютного регулирования и контроля. В-четвертых, необходимо сочетание активного нормотворчества в области валютного регулирования с одновременным введением мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций. Решение этой проблемы видится в развитии комплексной системы государственного валютного контроля за соблюдением валютного законодательства резидентами и нерезидентами в РФ.

Правовые акты

1.Конституция Российской Федерации 1993 года (в последней ред. Закона РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ. 4 августа 2014 года. № 31. Ст. 4398.

2.Федеральный закон РФ от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ» (с изменениями на 22 июля 2008 года) // Собрание законодательства РФ. 2003. №51. Ст. 4145

Научная литература

1.Булатов А.С., Ливенцев Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Магистр, 2011. 654 c.

2. Крашенинников В.М. Валютное регулирование и валютный контроль. – М.: Экономист, 2011. 400 c.

3. Кузьмичев С.В. Понятие валютного контроля как вида государственного финансового контроля//Актуальные проблемы российского права. Сборник статей. 2011. №1.

4.Колядинский М.А. Валютный контроль и экономическая безопасность Российской Федерации // Законодательство. 2011. №4. 70 c.

5.Левинцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: Проспект, 2011. 160 c.

6.Семенихин В.В. Валютный контроль//Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал. 2011. №1.

7.Фаминский И.П. Международные экономические отношения. – М.: Юрист, 2012. 847 c.

Материалы сети интернет

1. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=481824

2. https://superbotanik.net/referati/referaty-po-ekonomike/kursovaya-rabota-valyutnyj-kontrol-i-valyutnoe-regulirovanie-v-rossii

3. https://gabrio.ru/valyutnij-kontrol-i-valyutnoe-regulirovanie-v-rossii

[1] Крашенинников В.М. Валютное регулирование и валютный контроль. – М.: Экономист, 2011. С. 77

[2] Фаминский И.П. Международные экономические отношения. – М.: Юрист, 2012. С. 331

[3] Крашенинников В.М. Валютное регулирование и валютный контроль. – М.: Экономист, 2011. С. 79

[4] Булатов А.С., Ливенцев Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Магистр, 2011. С. 342

[5] Булатов А.С., Ливенцев Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Магистр, 2011. С. 345

[6] Крашенинников В.М. Валютное регулирование и валютный контроль. – М.: Экономист, 2011. С. 81

[7] Семенихин В.В. Валютный контроль // Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал. 2011. №1. С. 27

[8] Кузьмичев С.В. Понятие валютного контроля как вида государственного финансового контроля // Актуальные проблемы российского права. Сборник статей. 2011. №1. С. 79

[9] Федеральный закон РФ от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ» (с изменениями на 22 июля 2008 года) // Собрание законодательства РФ. 2003. №51. Ст. 4145

Введение

Данная курсовая работа посвящена актуальной теме валютного регулирования и валютного контроля, которая в настоящий момент, с учетом экономической ситуации в стране, приобретает особый интерес, так как валютное регулирование является частью механизма финансовой стабилизации, развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной валюты.

Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля призвано способствовать эффективному преодолению кризисных явлений в российской экономике и реализации тактических и стратегических интересов страны.

Стабилизация экономики, улучшение конъюнктуры основных статей российского экспорта, глобализация экономических процессов в мире, рост связей России с другими странами и зависимостей от международных рынков капитала - все это привело к значительной либерализации валютной сферы, оттоку иностранной валюты из страны, кардинальной перестройке системы валютного регулирования и валютного контроля, изменению приоритетов в регулировании валютных отношений от запретительных мер к всеобъемлющему мониторингу валютных операций.

В тоже время столь поспешный переход России к либерализации валютной сферы может создать угрозу устойчивости платежного баланса, необходимому уровню золотовалютных резервов, стабильности курса валюты Российской Федерации. Поэтому необходимо оценить адекватность произошедших в области валютного регулирования изменений экономической ситуации в стране.

Специфичность ситуации в валютной сфере РФ заключается в том, что после 1 января 2007 г. был существенно изменен инструментарий системы валютного регулирования и контроля. Поэтому актуальность темы исследования курсовой работы определяется готовностью новой, либерализованной системы валютного регулирования и контроля к решению возникающих проблем, негативных явлений и предотвращению кризисов.

Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость темы исследования данной курсовой работы «Валютный контроль и валютное регулирование в Российской Федерации».

Цель данной курсовой работы – исследование понятия, теоретических особенностей, механизма реализации и проблем валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть теорию валютного регулирования и валютного контроля;

2.Охарактеризовать систему валютного регулирования и валютного контроля в России;

Теория валютного регулирования и валютного контроля

Наши рекомендации