Деятельность Агентства Страхования Вкладов в случае банкротства банковских организаций
Агентство по страхованию вкладов (далее – Агентство) является государственной корпораций Российской Федерации, которая была создана в 2004 году, для обеспечения системы страхования вкладов, те есть для защиты денег на счетах банковский организаций, на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
27 октября 2008 года был принят Федеральный закон № 175-Ф3 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года». Благодаря этому закону Агентству были предоставлены функции по финансовому оздоровлению банков. Практическое применение указанного закона показало, что контроль со стороны публичных органов и участие этих органов в процедурах банкротства, приведет к сохранению структуры банковской организации, защитит стоимость активов банка, и конечно уменьшит нагрузку на фонд страхования вкладов, формирующийся за счет различных взносов. Потребность снижения расходов послужила причиной, чтобы предоставить Агентству постоянно участвовать в урегулировании банкротства банковских организаций. Привлекая Агентство к мероприятиям по урегулированию банкротства, оно снижало финансовую нагрузку на фонд, поэтому его компетенция распространяется на банки, которые являются участниками системы страхования вкладов.
В урегулировании банкротства банковской организации Агентство принимает участие в двух формах, в каждой их которых своя система процедур. В первом случае Агентство осуществляет меры по предупреждению банкротства банковской организации. Во втором случае Агентство осуществляет урегулирование обязательств банковской организации.
В указанных случаях, действия Агентства исходят от Центрального Банка РФ. Тем самым законодательство обусловливает главную роль Центрального Банка РФ в урегулировании банкротства банковской организации.
Статья 189.47 Закона о банкротстве 2002 года указывает, что Центральный банк РФ, при наличии признаков неустойчивого финансового положения банка, которые будут нарушать интересы кредиторов и создавать угрозу стабильного положении банка, вправе направить предложение Агентству в осуществление мер по предупреждению банкротства. Направление Агентству предложения, касающегося урегулирования обязательств банка, направляется при выявлении неустойчивого финансового положения банка, при этом такое положение банка должно нарушать интересы кредиторов.
Прежде чем поступит предложение об участии Агентства в осуществление соответствующих мер, Центральный банк РФ должен принять решение о направление в банковскую организацию своих представителей и представителей Агентства. Это необходимо для анализа финансового положения банковской организации, и для последующего принятия решения, в отношении осуществления мер по предупреждению банкротства либо в отношении урегулирования обязательств банка.
Представители Центрального банка РФ и Агентства, после проведения анализа финансового состояния банка, должны направить в Центральный банк РФ и в Агентство совместный отчет, в котором обозначаются результаты совместной деятельности. После чего Центральный банк РФ принимает решение, в отношении проведения Агентством одной их двух форм урегулирования банкротства (осуществления мер по предупреждению банкротства или урегулирование обязательств банка). Принимать указанное решение уполномочен Комитет банковского надзора Центрального банка РФ.
Своё решение, о выборе формы урегулирования банкротства, Агентство принимает исходя из принципов добросовестности, разумности, достаточной осведомленности о финансовом положении банка, минимизации расходов средств фонда обязательного страхования вкладов и иного имущества Агентства.
Агентство (после получения предложения) в течение 10 дней должно уведомить Центральный Банк РФ об осуществлении мер предупреждению банкротства или об урегулировании обязательств банка, либо уведомить Центральный Банк РФ об отказе такого участия.
Финансирование мероприятий, связанных с участием Агентства, будет осуществляться с помощью средств инвесторов, средств Агентства или Центрального банка РФ, средств федерального бюджета (имущественный взнос РФ в имущество Агентства). Так, «в отношении ОАО «АВТОВАЗБАНК» была назначена процедура финансового оздоровления банка, был разработан план мер, в результате которого ввелся набор инвесторов, важным критерием для отбора инвесторов, являлось хорошее устойчивое положение, признавался опыт санации. В качестве инвестора был выбран ПАО «Промсвязьбанк», который предложил наиболее выгодные условия финансирования по оздоровлению. В соответствии с планом Промсвязьбанку по осуществлению мер по предупреждению банкротства было выделено Агентством 18,2 млрд рублей сроком на 10 лет за счет средств Центрального Банка РФ под обеспечение»[77].
Агентство осуществляет финансирование мероприятий в процедурах урегулирования банкротства за счет средств фонда обязательного страхования вкладов. Однако существуют определенные условия для такого урегулирования банкротства, во-первых, если финансирование мероприятий повлечет уменьшение затрат фонда при ликвидации банковской организации. Во-вторых, если такое финансирование не отразиться на стабильности фонда.
Центральный Банк РФ имеет основания предоставить Агентству кредит (на срок до 5 лет) для осуществления мероприятий по урегулированию банкротства.
При осуществлении мер по предупреждению банкротства, Агентство оказывает финансовую помощь, организовывает торги продажи имущества (для обеспечения обязательств, в том числе для Центрального банка РФ), заменят значение временной администрации.
Финансовая помощь заключается в поддержании ликвидности или в пополнении собственных средств (возможно в виде взносов в уставной капитал санируемого банка, то есть такого банка, в отношении которого применяются меры по финансовому оздоровлению). В последнем случае, должны быть соблюдены определенные обстоятельства, при которых размер уставного капитала банковской организации будет уменьшаться до величины собственного капитала или до 1 рубля. Агентство может приобрести акции банковской организации, посредством добровольного отчуждения акций санируемого банка либо с помощью процедуры принудительного уменьшения уставного капитала, которая осуществляется введением временной администрации на основании плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства.
Агентство осуществляет функции временной администрации через представителя, который действует на основании доверенности.
Временная администрация (функции которой положены на Агентство) осуществляет те же функции и полномочия, которые предоставлены временной администрации, в случае приостановления полномочий исполнительных органов (статья 189.31 Закона о банкротстве 2002 года). При этом временная администрация при реализации плана мер вправе принимать решения о реорганизации банка, осуществлять продажу имущества банка, принимать решения о закрытии или открытия его филиалов, а также принимать решения в отношении ликвидации банка. Она уменьшает уставной капитал банковской организации до величины собственного капитала. Сообщение об уменьшении уставного капитала публикуется в «Вестники Банка России».
После уменьшения уставного капитала, временная администрация по управлению банком, может дополнительно выпустить акции, которые могут быть приобретены Агентством или Инвестором.
Закон о банкротстве 2002 года определил, что Агентство должно осуществить продажу акций санируемого банка, которыми он владеет, в случае получении оферты о продажи указанных акций. Это сделано для того, чтобы не ограничивать конкуренцию на рынке банковских услуг, и чтобы капитал не концентрировался в Агентстве. Продажи акций осуществляется посредством выставления на публичные торги.
Урегулирование обязательств банка с участием Агентства является новой процедурой на практике. Значение этой процедуры заключается в том, что банк-приобретатель исполняет обязательства санируемого банка перед кредиторами. В результате чего, банк-приобретатель получит имущественные права и собственно имущество от санируемого банка. При этом кредиторы сохранят своё имущество и имущественные требования.
Так, часть 3 статьи 189.51 Закона о банкротстве 2002 года определила основные принципы, осуществляемые при передачи имущества и обязательств банковской организации, как «принципов добросовестности и разумности действий временной администрации по управлению банком, защиты прав и законных интересов кредиторов, в том числе минимизации их потерь при реализации ими своего права получить удовлетворение своих законных требований к банку, эквивалентности размера передаваемых обязательств стоимости передаваемого имущества, очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов»[78].
Передача имущества и обязательств банковской организации будет осуществляться после того, как будет отозвана лицензия на основании плана, который должен содержать информацию о передаваемом имуществе, его цене, также содержать размер передаваемых обязательств.
Агентство принимало участие с октября 2008 года в 27 проектах, в целях финансового оздоровления банков, среди них «финансовая поддержка инвестора, приобретающего не менее 75% акций (долей) банка – 17 проектов; приобретение Агентством акций (долей) банков - 6 проектов; передача части активов и обязательств проблемного банка в здоровый банк – 4 проекта)»[79].
Для того чтобы обеспечить стабильную банковскую систему, прежде всего, для поддержания экономики, была создана такая корпорация, как Агентство по страхованию вкладов. Агентство, это страховщик, который осуществляет функции по страхованию вкладов, при этом Агентство управляет системой страхования вкладов. Оно наделяется публичными функциями, которые осуществляются при применении частно-правовых средств и помощью отдельных властных полномочий. На сегодняшний день в нашей стране не существует ни одной подобной корпорации, которая выполняла бы функции Агентства.
Агентство выполняет такие общеполезные функции, которые характеризуются для публичных функций государственных органов. Оно участвует в имущественном обороте, осуществляет свою деятельность на основании закона и наделяется властными полномочиями.
Агентство участвует в процедурах предупреждения банкротства банковских организаций, которые испытывают финансовые трудности. При этом оно допускается ко всем помещениям банковской организации, ко всем документам и другим информационным системам.
В процессе осуществления мер по предупреждения банкротства банков, достигается публичная цель предупреждения банкротства банков, через частноправовые средства реализации, то есть договоры, направленные на финансовые мероприятия по предупреждению банкротства, купля и продажа акций, имущества, слияние и присоединения банка.
Следовательно, Агентство представляет собой государственную корпорацию, помимо выполнения функции страховщика вкладов и функции ликвидатора, Агентство принимает участие в осуществлении мер по предупреждению банкротства банковских организаций. Определенная государственная политика в процедурах осуществления мер по предупреждению несостоятельности влияет на стабильную банковскую и, конечно же, экономическую систему и их поддержание.