Система страхования вкладов. Правовой статус и функции Агентства по страхованию вкладов

Страхование вкладов физических лиц в банках РФ (далее — страхование вкладов) осуществляется в силу положений закона и не требует заключения договора страх вания (ч. 3 ст. 5 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ). Тем самым в данном случае используется публично-правовой метод регулирования (метод субординации).

Участие в системе страхования вкладов и уплата страховых взносов в фонд страхования вкладов обязательны для всех банков, имеющих разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ве- дение банковских счетов физических лиц (п. 1 ст. 3, ст. 6 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ).

Банки, внесенные в установленном порядке в реестр банков, признаются страхователями для целей Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ (п. 2 ст. 4).

Выгодоприобретателями признаются любые физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства), заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо в пользу которых внесен вклад (ст. 2, п. 1 ст. 4).

Страховщиком признается Агентство по страхованию вкладов (п. 3 ст. 4), основной целью деятельности которого является обеспечение функционирования системы страхования вкладов (ч. 1 ст. 15).

Страховым случаем на основании ч. 1 ст. 8 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ признается одно из следующих обстоятельств:

1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка

России на осуществление банковских операций;

2) введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Данный мораторий вводится Банком России на срок не более трех месяцев в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации при назначении временной администрации, если кредитная организация не исполняет свои обязанности перед кредиторами или бюджетами в сроки, превышающие семь дней и более, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации (п. 1 ст. 26 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).

В отношении страхования вкладов также действует правило суброгации. К Агентству по страхованию вкладов, выплатившему возмещение по вкладам, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое вкладчик имел к банку, в отношении которого наступил страховой случай (ст. 13 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ).

Порядок включения банков в систему страхования вкладов физических лиц

В систему страхования вкладов банк включается путем его внесения Агентством по страхованию вкладов в реестр банков, который на основании п. 3 ст. 2 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ представляет собой перечень банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов. Основанием для такого внесения в реестр является уведомление Банка России о выдаче банку соответствующей лицензии (ч. 1 ст. 28 данного Закона).

Информация о внесении банка в указанный реестр и об исключении банка из этого реестра подлежит опубликованию Агентством по страхованию вкладов в «Вестнике Банка России» и «Российской газете» (ч. 4 ст. 28 данного Закона).

Банки, имевшие лицензию на привлечение вкладов физических лиц на момент вступления в силу Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ, проходили проверку на предмет соответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов (ст. 44 и 45). В настоящее время данные требования применяются и к банкам, ходатайствующим о получении разрешения Банка России на привлечение денежных средств физических лиц.

Банки, которые признаны не соответствующими требованиям к участию в системе страхования вкладов после их включения в эту систему, должны прекратить работу со средствами физических лиц (см. ст. 48 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ).

Банком России в отношении таких банков вводится запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц, о чем эти банки обязаны известить вкладчиков. Правовым основанием для применения такой меры Банком России является п. 4 ч. 2 ст. 74 Закона о Центральном банке РФ.

При этом договоры банковского вклада или банковского счета, заключенные банком с физическими лицами до дня введения указанного запрета Банка России, не подлежат расторжению, кроме случаев их расторжения по инициативе самих владельцев вкладов или счетов. Однако дополнительные денежные средства в такие вклады или на такие счета зачислению не подлежат, за исключением процентов, начисляемых в соответствии с условиями договора банковского вклада или договора банковского счета (ч. 5 ст. 48 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ).

Начать вновь работать со средствами физических лиц указанные банки могут не ранее чем через два года. Данный срок начинает исчисляться со дня прекращения права на работу с вкладами (ч. 9 ст. 48 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ).

Сфера действия системы страхования

Говоря о сфере действия системы страхования, необходимо отметить следующее.

Во-первых, согласно ч. 3 ст. 1 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ ее действие не распространяется на иные способы страхования вкладов физических лиц для обеспечения их возврата и выплаты процентов по ним.

В данном случае имеется в виду добровольное страхование, которое может осуществляться страховыми организациями на основании договоров с банками, либо создание фондов добровольного страхования вкладов, предусмотренных ст. 39 Закона о банках и банковской деятельности.

Во-вторых, в ч. 2 ст. 5 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ содержится перечень случаев, когда он применению не подлежит. Этот перечень касается денежных средств:

1) размещенных на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью, а так- же размещенные на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности;

2) размещенных физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверен- ные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

3) переданных физическими лицами банкам в доверительное управление;

4) размещенных во вклады в находящихся за пределами территории России филиалах российских банков;

5) являющихся электронными денежными средствами.

В-третьих, на основании п. 2 ст. 2 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ под вкладами в нем понимаются денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банке на территории РФ не только на основании договора банковского вклада, но и договора банковского счета.

Тем самым Закон распространяется на рублевые текущие счета физических лиц, предназначенные для проведения безналичных расчетов, которые не связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также на рублевые счета физических лиц — нерезидентов.

В-четвертых, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о страхо- вании вкладов физических лиц в банках РФ лицо, которое приобрело у вкладчика право требования по вкладам по- сле наступления страхового случая, права на возмещение по таким вкладам не имеет, за исключением перехода таких прав по наследству.

Данное положение не означает запрета на осуществление уступки права требования по вкладам и счетам физических лиц. Однако новый кредитор может взыскать задолженность с банка только в общем порядке, что подразумевает обраще- ние в суд, а затем взыскание средств на основании исполнительного листа через судебного пристава-исполнителя либо в рамках процедуры банкротства.

В соответствии с п. 6 ст. 50.20 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций Агентство по страхованию вкладов осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности.

Поскольку не установлено иное, в данном случае должны применяться общие нормы о представительстве на основании доверенности и о порядке оформления доверенностей (ст. 182—189 ГК РФ). Процессуальная доверенность для представительства в арбитражном суде интересов Агентства по страхованию вкладов или кредитной организации должна оформляться по правилам, предусмотренным ст. 62 АПК РФ.

Доверенность необходима для представительства Агентства вовне (в отношениях с третьими лицами). Внутренние отношения между Агентством и его работником являются трудовыми.

Представитель Агентства получает вознаграждение за свою деятельность в виде оплаты труда за счет средств Агентства. Данные расходы Агентства являются затратами, связанными с исполнением им возложенных на него обязанностей, и соответственно на основании п. 6 ст. 50.21 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций должны возмещаться за счет имущества кредитной организации в порядке, установленном для исполнения текущих обязательств кредитной организации в ходе конкурсного производства.

Агентство по страхованию вкладов как конкурсный управляющий по общему правилу выступает в правоотношениях, в том числе в трудовых, не от имени лиц, участвующих в деле о банкротстве, а от своего собственного имени.

Однако существуют некоторые исключения, когда Агентство выступает от имени кредитной организации. Это касается прежде всего текущих обязательств кредитной организации, которые изначально исполняются за счет средств кредитной организации (ст. 50.27 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).

На Агентство по страхованию вкладов Законом о страховании вкладов физических лиц в банках РФ возложены так- же функции страховщика.

В связи с этим возникает вопрос о разграничении статуса Агентства как конкурсного управляющего с его статусом страховщика по обязательному страхованию вкладов физических лиц и конкурсного кредитора по соответствующим обязательствам.

Данное разграничение осуществляется за счет того, что на основании ч. 3 ст. 13 Закона о страховании вкладов фи- зических лиц в банках РФ в делах о банкротстве кредитных организаций права требования к кредитной организации, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, представляет Федеральная налоговая служба.

Иными словами, функции конкурсного управляющего и конкурсного кредитора выполняются различными организациями, не подчиненными друг другу.

При этом правовая природа возникших отношений сохраняется, т.е. ФНС России по сути является представителем Агентства по страхованию вкладов на основании закона в отношениях, возникших в результате суброгации.

Это обусловлено двумя основными моментами, закрепленными в ст. 13 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ.

Во-первых, правообладателем является Агентство (ч. 1 и 2). Соответственно оно предоставляет кредитной организации отсрочку или рассрочку погашения задолженности (ч. 5—8).

Во-вторых, сумма взысканной задолженности подлежит зачислению в фонд обязательного страхования вкладов (ч. 4).

Концепция страхования вкладов разрабатывалась на основе анализа как позитивного, так и негативного опыта различных государств в этой сфере. В основу российской системы страхования банковских вкладов положены следующие основные принципы:

1. Обязательность участия в системе страхования для банков, привлекающих вклады населения.

Для привлечения вкладов населения банкам выдается лицензия ЦБ РФ, после чего они автоматически становятся участниками ССВ. Обязательный характер необходим не только для равной защиты вкладчиков, но и для формирования одинаковых конкурентных условий для всех банков, в том числе и принадлежащих государству.

2. Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств.

Благодаря фонду обязательного страхования, ССВ сокращает риск наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств, но при этом увеличивает риск безответственного поведения банков и вкладчиков, перераспределяет индивидуальные риски в пользу недобросовестных банков, повышает издержки банков и неспособно сократить риск системного банковского кризиса ввиду заведомой недостаточности фонда страхования вкладов для выполнения значимой части обязательств банковской системы. Противоречие ССВ заключается в нежелании банков, считающих себя стабильными и осмотрительными, компенсировать потери вкладчикам недобросовестных банков. При этом также возрастает риск чрезмерно агрессивной депозитной политики сравнительно мелких банков, входящих в фонд страхования вкладов на равных правах с крупными банками - донорами системы гарантирования.

3. Прозрачность деятельности системы страхования вкладов.

На реализацию рассматриваемого основного принципа системы страхования вкладов направлен целый ряд положений Закона №177-ФЗ, среди которых следует упомянуть положения, устанавливающие:

- обязанности банков по представлению и размещению информации (ст. 6 Закона);

- составление, представление Правительству Российской Федерации и Банку России Агентством отчетности и обязательную публикацию в "Вестнике Банка России" и "Российской газете" (ст. 24 Закона);

- аудит Агентства (ст. 25 Закона);

- получение Агентством отчетности банков и иной информации (ст. 29 Закона);

- систему контроля за функционированием системы страхования вкладов (ст. 42).

4. Накопительный характер формирования резервов системы.

В России в качестве финансовой основы системы страхования вкладов создается специальный фонд обязательного страхования вкладов, за счет которого осуществляются выплаты возмещения по вкладам и покрываются расходы, связанные с организацией выплат.

Страховые взносы едины для всех банков и уплачиваются ими ежеквартально. Ставка страховых взносов банков устанавливается Советом директоров Агентства. В обычных условиях она не может превышать 0,15 процента средней величины вкладов за квартал. В настоящее время ставка страховых взносов составляет 0,1 процента от среднего значения ежедневных остатков вкладов за календарный квартал года. Уплата страховых взносов производится в течение 25 дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов (ст.36 Закона №177-ФЗ).

Источниками формирования фонда являются регулярные денежные взносы банков, а также первоначальный взнос государства в размере 2 млрд руб. Другие источниками его пополнения - доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств фонда, средства, получаемые в результате удовлетворения требований, приобретаемых системой страхования после выплаты возмещения по вкладам, а также пени за несвоевременную или неполную уплату банками взносов.

Инвестирование средств фонда страхования вкладов осуществляются на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством по страхованию вкладов финансовых инструментов. Направления и порядок размещения средств фонда определены в законе и близки к условиям инвестирования пенсионных накоплений. Вложения допускаются в ограниченный набор финансовых инструментов:

- государственные ценные бумаги Российской Федерации и ее субъектов;

- облигации и акции российских эмитентов;

- ипотечные ценные бумаги;

- паи индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в ценные бумаги иностранных эмитентов;

- ценные бумаги государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития;

- депозиты и ценные бумаги Банка России.

Принципиальной позицией в инвестиционной политике размещения средств фонда является исключение вложений в финансовые инструменты кредитных организаций во избежание конфликта интересов.

В юридической литературе называются еще три принципа организации ответственной системы страхования вкладов, не закрепленные в качестве таковых в ст.3 Закона №177-ФЗ, но выводимые из других его норм. Это принципы допуска в систему только финансово устойчивых банков; ограничительный характер выплат возмещения по вкладам; максимальная скорость выплат.

5. Допуск в систему только финансово устойчивых банков.

Одной из главных проблем при формировании системы страхования вкладов является ограничение принимаемых ею финансовых рисков. Для ее решения в систему страхования вкладов будут допускаться только финансовоустойчивые, стабильно развивающиеся и адекватно управляемые банки. Закон о страховании вкладов предусматривает, что вхождение банков в систему страхования вкладов осуществляться на основании лицензии Банка России на проведение операций со средствами физических лиц (ст.43-44 Закона №177-ФЗ).

Для сохранения лицензии действующими банками к ним предъявляются дополнительные требования относительно прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками, качества внутреннего контроля. Их финансовая устойчивость оценивается также с учетом состояния активов, пассивов, ликвидности, доходов, расходов, финансового результата, собственных средств, состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Характерно, что требования к участию в системе страхования вкладов носят не разовый, а постоянный характер и обязательны для соблюдения банками все время их участия в системе страхования вкладов.

Вхождение банка в ССВ является в каком-то смысле добровольным решением, вытекающим из бизнес-политики банка, и оформляется ходатайством в Банк России о проверке его соответствия к участию в системе. Банки, в отношении которых было сделано отрицательное заключение, а также банки, отказавшиеся от участия в системе, будут в установленном порядке лишены права на работу с вкладами населения и по истечении 21 месяца обязаны ввести запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц (ст.46 Закона №177-ФЗ).

6. Принцип ограничительного характера выплат возмещения по вкладам.

В России возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей (ст.11 Закона №177-ФЗ). Введение принципа ограничительного характера выплат возмещения по вкладам, позволяет отнести отечественную систему страхования вкладов к системам с ограниченной компенсацией. Отличия между системами с полной и частичной компенсацией заключаются в том, что в первом случае гарантируется весь вклад независимо от его суммы, а во втором – лишь его часть в пределах определенной максимальной суммы.

7. Наконец, наличие принципа максимальной скорости выплаты страхового возмещения обусловлено тем, что способность системы страхования вкладов предотвращать массовое изъятие средств из банков в значительной мере зависит от сроков, в течение которых владельцы депозитов получают возможность воспользоваться своими средствами. В международной практике оптимальным сроком являются 30 дней с момента наступления страхового случая. Считается, что при более длительных сроках выплат может произойти подрыв доверия к системе страхования и возникнуть паника среди населения.[3]

Российский Закон предусматривает, что Агентство в течение семи дней со дня получения из банка, в отношении которого наступил страховой случай, реестра обязательств банка перед вкладчиками направляет в этот банк, а также для опубликования в «Вестник Банка России» и печатный орган по месторасположению этого банка сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам. В течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками Агентство направляет также соответствующее сообщение вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай. Непосредственно, выплаты вкладчикам должны начаться по истечении 14 дней со дня наступления страхового случая, что позволяет решить задачу быстрого доступа граждан к своим средствам. Выплата возмещения по вкладам производится Агентством в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай, в течение трех рабочих дней со дня представления вкладчиком в Агентство документов (заявление по форме, определенной Агентством и документы, удостоверяющие его личность), но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая (ст.12 Закона №177-ФЗ).

Для проведения выплаты возмещения по вкладам Агентством по страхованию вкладов в порядке конкурсного отбора назначается банк-агент и передает ему реестр обязательств ликвидируемого банка перед вкладчиками. Для осуществления выплаты возмещения по вкладам Агентство перечисляет на корреспондентский счет банка-агента, открытый в Банке России, денежные средства. Выплата осуществляется в день обращения вкладчика (его представителя) при условии предоставления им предусмотренных для этого Федеральным законом документов. В случае необходимости осуществления дополнительной проверки документов допускается проведение выплаты возмещения по вкладам в течение трех рабочих дней.

Аге́нтство по страхова́нию вкла́дов (АСВ) — государственная корпорация, созданная в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года в рамках формирования системы страхования вкладов (ССВ). Полное наименование — государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Агентство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Агентство наделено следующими функциями:

— обеспечение функционирования системы страхования вкладов;

— осуществление функций конкурсного управляющего (ликвидатора) несостоятельных кредитных организаций;

— финансовое оздоровление (санация) банков.

Агентство ведет реестр банков-участников ССВ, выплачивает вкладчикам страховое возмещение по вкладам при наступлении страхового случая, управляет фондом обязательного страхования вкладов (ФОСВ).

Во исполнение Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) несостоятельных кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц, а также при банкротстве отсутствующих кредитных организаций-должников.

В соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» на Агентство возложена функция финансового оздоровления (санации) системно значимых банков, являющихся участниками ССВ.

Система обязательного страхования банковских вкладов населения (ССВ) создана в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Её основная задача — защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории Российской Федерации. Участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих право на работу с частными вкладами. Вклады считаются застрахованными со дня включения банка в реестр банков — участников системы обязательного страхования вкладов.

Для страхования вкладов вкладчику не требуется заключения отдельного договора страхования: оно осуществляется в силу закона. АСВ, возвращая за банк вкладчику сумму его накоплений, занимает его место в очереди кредиторов и в дальнейшем само выясняет отношения с банком по возврату задолженности.

Страхованию подлежат все денежные средства во вкладах и на счетах физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица в банках (включая дебетовые пластиковые карты) за исключением:

• средств на счетах адвокатов и нотариусов, если они открыты в связи с указанной деятельностью;

• вкладов на предъявителя;

• средств, переданных банкам в доверительное управление;

• вкладов в зарубежных филиалах российских банков.

Страхованию также не подлежат средства на металлических счетах, поскольку действующее законодательство относит к денежным средствам только российскую валюту и валюту иностранных государств, а не драгоценные металлы. Кроме того, страхованию не подлежат электронные денежные средства и денежные переводы, осуществляемые без открытия счёта.

Финансовой основой ССВ является Фонд обязательного страхования вкладов. Размер Фонда по состоянию на 1 декабря 2014 года составлял 88,5 млрд руб.

Источники формирования фонда:

— страховые взносы банков (80,6 %)

— прибыль от инвестирования средств фонда (14,1 %)

— имущественный взнос Российской Федерации (5,3 %)

В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» АСВ осуществляет функции ликвидатора и конкурсного управляющего кредитных организаций.

Процедура принудительной ликвидации осуществляется по заявлению Банка России на основании решения арбитражного суда в случае, если стоимость имущества (активов) кредитной организации, у которой Банком России отозвана лицензия на осуществление банковских операций, достаточна для исполнения её обязательств перед кредиторами и обязанностей по уплате обязательных платежей. В случае, если имущества (активов) ликвидируемой кредитной организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то в отношении неё на основании решения арбитражного суда вводится процедура конкурсного производства.

Арбитражный суд назначает АСВ конкурсным управляющим (ликвидатором) в следующих случаях:

— если кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств во вклады физических лиц;

— при непредставлении в арбитражный суд в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего — физического лица, при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение средств граждан во вклады;

— при освобождении или отстранении арбитражным судом конкурсного управляющего (ликвидатора) — физического лица;

— при банкротстве отсутствующих кредитных организаций-должников.

В ходе конкурсного производства (ликвидации) кредитных организаций Агентство занимается:

— проведением инвентаризации и оценкой имущества кредитной организации путем привлечения независимого оценщика;

— обеспечением сохранности имущества ликвидируемой кредитной организации;

— установлением требований кредиторов и ведением их реестра;

— формированием конкурсной массы;

— проведением расчетов с кредиторами кредитной организации;

— выявлением признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельств банкротства кредитной организации, являющихся основанием для привлечения руководителей и/или учредителей ликвидируемой кредитной организации к субсидиарной ответственности.

Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) через назначенных им из числа своих служащих представителей, действующих на основании доверенности.

Законодательство предписывает Агентству регулярное предоставление отчетов и иной информации о ходе ликвидационных процедур Банку России, арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов кредитной организации, в том числе путем опубликования информационных сообщений о ходе конкурсного производства (ликвидации) в средствах массовой информации.

Формирование конкурсной массы для расчетов с кредиторами банка включает анализ состояния имущества ликвидируемого банка, инвентаризацию активов и определение их рыночной стоимости путем проведения независимой оценки, взыскание с должников имеющейся задолженности перед кредитной организацией, а также организацию и проведение торгов имуществом ликвидируемой кредитной организации.

В ходе конкурсного производства (ликвидации) АСВ выявляет и оспаривает сделки, заключенные в ущерб имущественным интересам банков и их кредиторов (сомнительные сделки), осуществляет поиск и истребование от третьих лиц незаконно удерживаемого имущества банка, заявляет отказ от исполнения договоров и иных сделок кредитной организации, если исполнение кредитной организацией указанных сделок повлечет за собой убытки для кредитной организации по сравнению с аналогичными сделками, совершаемыми при сравнимых обстоятельствах, а также при наличии оснований осуществляет действия по привлечению гражданско-правовой и уголовной ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства.

На Агентство возложены функции по осуществлению мер по финансовому оздоровлению (санации) банков, являющихся участниками ССВ.

Агентство может осуществлять эти меры путем:

— оказания финансовой помощи инвесторам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников);

— оказания финансовой помощи приобретателям имущества и обязательств банка. В качестве таких приобретателей могут выступать финансово устойчивые банки, для которых подобная сделка не вызовет нарушения ими обязательных нормативов Банка России или иных негативных последствий;

— приобретения акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников);

— оказания финансовой помощи банку при условии, что Агентством и (или) инвестором приобретены у данного банка его акции (доли) в установленном размере.

Для участия в мероприятиях по финансовому оздоровлению (санации) банков закон предусматривает как привлечение заинтересованных частных инвесторов, так и государственное финансирование. Для этих целей из федерального бюджета Агентству в качестве имущественного взноса Российской Федерации в 2008 года было выделено 200 млрд руб. Кроме того, предусмотрена возможность предоставления Агентству кредитов Банка России и использования средств фонда обязательного страхования вкладов.

Наши рекомендации