Правовые меры предупреждения банкротства банковских организаций

Главным значением и отличием банковского законодательства в регулировании банковской деятельности в России является то, что меры по предупреждению банкротства происходят вне рамок собственно процедуры банкротства, и, следовательно, до того, как будет отозвана лицензия банковской организации. Связано это с тем, что деятельность банка, как было отмечено выше, привлекает денежные средства на счета и во вклады, осуществление которого в пределах процедуры банкротства не разумно. Для того чтобы произвести возврат прежним кредитором, их нужно привлечь у новых.

Закон о банкротстве 2002 года предусматривает следующие виды мер, которые могут подлежать реализации до того дня, как Центральный Банк РФ произведет отзыв лицензии для осуществления банковских операций:

1. финансовое оздоровление;

2. реорганизация кредитной организации.

3. назначение временной администрации по управлению кредитной организации;

Например, Е.В. Демьяненко приводит квалификацию указанных мер, как «создающие условия для направления возникшей несостоятельности в русло восстановления экономического положения кредитной организации – должника, «санации» его деятельности, оказания должнику организационной помощи в улучшение его финансов»[69].

В статье 189.10 (Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации) Закона о банкротстве 2002 года определены основания, при которых будут осуществляться указанные меры:

1. Если банковская организация по своим денежным обязательствам в течение последних шести месяцев не удовлетворяет требования кредиторов или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трёх дней, так как недостаточно денежных средств на корреспондентских счетах банка;

2. Не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и не исполняет обязанность по уплате платежей в сроки, которые превышают три дня со дня наступления даты их исполнения, так как недостаточно денежных средств на корреспондентских счетах банка;

3. Допускает снижение собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на 20 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

4. Нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

5. нарушает норматив текущей ликвидности банковской организации, установленный Банком России, а течении последнего месяца более чем на 10 %;

6. Допускает уменьшение величины собственного капитала по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, который определен учредительными документами банка.

Итак, рассмотрим подробно каждую меру по предупреждению банкротства банковской организации.

Финансовое оздоровление. Для того чтобы законодателю определить основные цели мероприятия по финансовому оздоровлению, ему необходимо отталкиваться, прежде всего, от необходимости восстановить собственный капитал банка до величины, выполняющей экономические нормативы. При этом законодателю необходимо определить факт возвращения банковской организации к нормальной, стабильной работоспособности. Статья 189.14 Закона о банкротстве 2002 года (Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации) определяет основные меры в рамках данной процедуры: «оказание финансовой помощи кредитной организации её участниками или иными лицами; изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации; изменение организационной структуры кредитной организации; приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств; иные меры, которые осуществляются в соответствии с Законом о банкротстве 2002 года)[70].

Финансовое оздоровление может происходить в двух случаях. В первом случае финансовое оздоровление происходит по предложению самой банковской организации, когда исполнительный орган банка не может устранить обстоятельства, повлекшие основания для осуществления указанных мер по предупреждению несостоятельности. Руководитель банка, при возникновении этих мер, в течение десяти дней дожжен обратиться в Совет директоров банка с ходатайством об осуществлении мер, связанных с осуществлением мер по финансовому оздоровлению. При этом наблюдательный совет (Совет директоров) должен в течение десяти дней принять речение и доложить результаты решения Центральному банку РФ. Если Совет директоров не принимает ходатайство, то руководитель банковской организации в течении трёх (после истечения десяти дневного срока) дней должен обраться к Центральному банку РФ с заявлением, об осуществление мер по предупреждению банкротства.

Второй случай происходит тогда, когда финансовое оздоровление осуществляется по требованию Центрально банка РФ, при наличии указанных выше обстоятельств, а также обстоятельств, указанных в статье 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Указание причин, которые послужили основанием для его направления банковской организации, рекомендации о форме и сроке осуществления мер по финансовому оздоровлению должны быть указаны в требовании Центрального банка РФ.

После получения указанного требования, руководитель банка должен обратиться в наблюдательный совет с заявлением об осуществление мер по финансовому оздоровлению банка или с заявлением о реорганизации. Если Центральный Банк РФ решил отозвать лицензию у банка, то такое требование не направляется банку. Основания об отзыве лицензии указаны в статье 20 Закона о банках, например, «если значение всех нормативов достаточности собственных средств кредитной организации становится ниже двух процентов»[71].

После того как банковская организация получит требования от Центрально банка РФ об осуществление мер по финансовому оздоровлению, она не вправе принимать решения, касающиеся распределения прибыли участников и выплате дивидендов.

Центральный банк РФ может призвать банковскую организацию для разработки плана мер по финансовому оздоровлению, после того, как будет принято решение о необходимости провести финансовое оздоровление. При этом в содержании плана должна быть указана оценка финансового состояния банка, форма и размер участия участников в процедуре. Указание мер в плане, должны определять сокращение расходов на содержание банка, и получение дополнительных доходов для банка, а также указание на перемену организационной структуры банка.

Финансовое оздоровление производится под контролем Центрального банка РФ. Если банковская организация не исполнит требования по финансовому оздоровлению, то Закон о банкротстве 2002 года устанавливает ответственность участников, руководителя, членов совета директоров. При этом Центральный банк РФ может принимать меры по отношению к банковской организации в порядке надзора.

Реорганизация кредитной организации. Как было упомянуто выше, банковская организация при основаниях для принятия мер по финансовому оздоровлению, может самостоятельно (по своему желанию либо по требованию Центрального банка РФ) произвести финансовое оздоровление или реорганизацию. Реорганизация считается самой преимущественной мерой по предупреждению банкротства, однако она не получила хорошее распространение, так как она маловыгодна для финансовых стабильных организаций.

Необходимо отметить, что из 5 возможных видов реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) банковская организация может произвести только слияние и присоединение. Как известно, при слиянии происходит прекращение деятельности двух юридических лиц, при этом, образуемое новое юридическое лицо станет правопреемником для каждого юридического лица. При присоединении прекращается действие юридического лица, при этом то лицо, к которому присоединяются, станет правопреемником прекращенного юридического лица. Осуществление реорганизации форме слияния и присоединения даёт возможность обеспечить интересы кредиторов.

Центральный банк РФ имеет право потребовать произвести реорганизацию, при наличии таких обстоятельств, указанных в пункте 1,2,3 части 1 статьи 189.26 (Основания назначения временной администрации по управлению кредитной организации) Закона о банкротстве 2002 года, как: неудовлетворение кредиторов в сроки, которые превышают семь дней, с того момента, как наступила дата их исполнения; если банк снижает собственный капитал по сравнению с максимальной величиной за последние двенадцать месяцев более чем на 30 %; нарушение нормативов текущей ликвидности.

Руководитель банковской организации, после получения требовании от Центрального Банка РФ (касающегося реорганизации банка), должен в течение пяти дней подать заявление о реорганизации в органы управления банка. При этом органы управления должны уведомить Центральный банк РФ о своём решении, но не позднее 10 дней.

Временная администрация. Важно отметить, что в рамках этот процедуры происходи ограничение прав не только банковской организации, но и её участников, то есть происходит ограничение прав собственности. Так часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определяет, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»[72], то есть такое ограничение соответствует целям данного положения Конституции РФ.

Временная администрация – это специальный орган, так в порядке главы 2 (порядок назначении временной администрации) «Положения о временной администрации по управлению кредитной организацией» определяется, что «Решение о назначении временной администрации принимается Комитетом банковского надзора Банка России или Председателем Банка России»[73]. Проблема теоретического и практического значения банковской организации указывает на двойственность её правового характера. В одном случае, временная администрация – это орган управления. В другом случае, указанный орган управления не зависит от воли участников банка, временная администрация назначается в силу авторитетных полномочий Центрально банка РФ.

При этом назначение временной администрации, имеет публичный характер, поскольку сведения о деятельности этого органа в отношение банка, публикуются в «Вестнике банка России», так часть 3 статьи 189.32 определяет, что «…путем опубликования в течение десяти календарных дней за счет средств кредитной организации сведений в "Вестнике Банка России" и в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации»[74].

Временная администрация определяется Центральным банком РФ на срок 6 месяцев, не более. Руководитель временной администрации назначается служащий Центрального банка РФ. Однако банк имеет право обжаловать решение Центрального банка, в котором определяется назначение временной администрации, в Арбитражном суде, при этом деятельность банка не приостанавливается.

Компетенция исполнительных органов банковской организации, в период деятельности временной администрации может быть ограничена, приостановлена или быть отстранена.

При ограничении полномочий, временная администрация, как правило, совершает наблюдательную функцию, при которой контролирует отдельные сделки. Временная администрация исследует банковскую организацию, организовывает мероприятия по финансовому оздоровлению, осуществляет контроль за имуществом банка. Совершение сделок, связанных с недвижимым имуществом, будет осуществляться только с разрешения временной администрации.

При приостановлении полномочий банковской организации временная администрация заменяет исполнительные органы. При этом временная администрация может обращаться в Центральный банк РФ с заявлением о введения моратория, связанного с тем, чтобы удовлетворить требования кредиторов банка и произвести сохранность имущества банка. Условиями для введения моратория, будут являться приостановление полномочий исполнительных органов и невозможность удовлетворить требования кредиторов. Деятельность моратория для удовлетворения требований кредиторов будет составлять 3 месяца, не более.

По истечении как шестимесячного срока действия временной администрации заканчивается, а основания для её деятельности всё также необходимы, то временная администрация направляет заявление в Центральный банк РФ об отзыве лицензии банка.

После того как у банковской организации будет отозвана лицензия на осуществление банковских операций, исполнительные органы банка отстраняются от осуществления своих полномочий. После отзыва лицензии у банковской организации, может быть назначена временная администрация, которая будет продолжать осуществлять функции, которые она осуществляла при приостановлении полномочий исполнительных органов банка. Если будут установлены признаки банкротства, то временная администрация должна направить ходатайство Центральному банку РФ для того, чтобы Центральный банк РФ направил заявление в суд о признание банка банкротом. Временная администрация будет осуществлять свою деятельность с того дня, как она была назначена, и до того дня, как арбитражный суд вынесет решение о признании банковской организации банкротом. После чего производится открытие конкурсного производства либо назначение ликвидаторов.

Указанные меры по предупреждению банкротства не признаются достаточно продуктивными. Банки в процессе финансовых трудностей нуждаются не только в таких процедурах как финансовое оздоровление и реорганизация. При процедуре банкротства, на практике, многим кредиторам причиняют имущественный, в том числе нравственный вред. Происходит превышение полномочий органов кредитных организаций и лиц, участвующих в делах о несостоятельности. Большинство банковских организаций теряют клиентов и вкладчиков при отзыве лицензии. При этом банки лишаются активов и не осуществляют банковские операции. Основной характеристикой банков-банкротов является то, что их активы включают в себя необеспеченные кредиты и векселя несуществующих организаций.

Вступление в силу Федерального закона «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 29.07.2004 года повлиял на злоупотребление полномочий, со стороны руководства кредитной организации. Так, банки, которые не являются участниками системы страхования вкладов, предполагая, что в ближайшее время может быть произведен отзыв лицензии, связанный с их трудным финансовым положением, советует стоящим клиентам «раздробить» свой крупный вклад на несколько мелких, тем самым предоставляя возможность клиенту обезопасить свой вклад, в случае банкротства. Другими словами, произвести переоформление вклада юридического лица на физических лиц, поделив большие вклады на мелкие, или поделить крупный вклад физического лица на несколько мелких.

К моменту такого «дробления» вкладов, банковская организация уже не в состоянии произвести выплату клиенту денежных средств. Решение проблемы осуществляется следующим способом: деньги с счета по вкладу одного клиента перечисляются на открываемые счета других клиентов, с которыми заключается договор банковского вклада. Естественно, новыми клиентами будут знакомые или родственники первичного вкладчика. Такой подход отразился на практике, так «банк АКБ «Гранит», который был признан банкротом, имел 365 вкладов, которым предшествовало 103 крупных вклада»[75].

Похожая практика произошла при вступлении в силу Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 года. Так, в 2014 году «в одном требовании содержалось указание на то, чтобы включить сумму вклада в реестр обязательств банковских организаций перед вкладчиками и взыскать страховое возмещение, в решении суд указал, что снятие денег и внесение их на счет истца при неплатежеспособности банка являются техническими записями, и фиктивные банковские проводки без какого-либо снятия, и внесения денег, и, следовательно, они не привели к правовым последствиям договора вклада»[76].

Действительно, практика указывает на тот факт, что банк на протяжении долгого времени поддерживает своё финансовое состояние за счет построения финансовой пирамиды. Для исполнения ранних полученных займов, банк, соответственно, занимает большие суммы. Следовательно, для предупреждения несостоятельности банка необходимо совершенствовать процедуры банкротства и ввести их на более ранние стадии.

В целях изменения возникшей ситуации произошло расширение мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, в результате чего была привлечена деятельность Агентства страхования вкладов.

Итак, применение мер по предупреждению банкротства является новейшим изменением российского законодательства, так как ранее отечественное законодательство не предусматривало наличие указанных мер.

Важной особенностью мер по предупреждению банкротства в отношении банков, является то, что они носят досудебный характер. При этом большое количество правовых норм посвящено осуществлению досудебных процедур. Такой досудебный характер обуславливается тем, что он осуществляется собственно участниками должника и применяется гораздо быстрее, по сравнению с судебным вмешательством.

Необходимо понимать, что меры по предупреждению банкротства требует определенного осторожного подхода. В одном случае, применение мер еще не означает, что банковскую организацию признали банкротом в соответствии с законом, однако это может всё равно отразиться на репутации банка. В другом случае, судебный процесс о признании банковской организации несостоятельной осуществляется открыто. Для того чтобы банку «обойти» отрицательные последствия, в отношении которого предполагается применить меры по предупреждению банкротства, законодательство определило, что появление в суде данного дела возможно только после отзыва у банка лицензии на осуществление соответствующих операций, что позволяет восстановить платежеспособность банковской организации. Однако главным остается такой факт, чтобы мероприятия по предупреждению банкротства действительно способствовали повышению платежеспособности банка, что впоследствии поможет избежать появления признаков банкротства банка.

Наши рекомендации