Составление проекта бюджета.
Основы составления проектов бюджетов. Бюджетное прогнозирование.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объём ВВП на очередной финансовый год и темп его роста в очередном финансовом году; уровень инфляции.
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, а также составляется целый ряд финансовых планов, которые не утверждаются в форме закона в отличие от бюджета, но имеют важное значение с точки зрения планирования и прогнозирования.
1.Прогноз социально-экономического развития территории. (предшествует составлению проекта бюджета)
Основные показатели прогноза:
ñИндекс потребительских цен
ñВВП
ñОбъём промышленной продукции; сельского хозяйства
ñОбъём инвестиций в основной капитал
ñОбъём розничного товарооборота
ñОбъём импорта и экспорта
ñОбъём платных услуг населению
ñСреднемесячная зарплата
ñПрожиточный минимум
ñЧисленность безработных.
2. Перспективный финансовый план.
Это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Он разрабатывается на три года (первый год – это год, на который составляется бюджет) и формируется по укрупнённым показателям бюджетной классификации.
3. Баланс финансовых ресурсов.
То есть это баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, МО и хозяйствующих субъектов на определённой территории. Составляется на основе отчётного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом соц.-экономического развития и является основой для составления проекта бюджета.
4. План развития государственного или муниципального сектора экономики.
Включает план ФХД государственных предприятий, программу приватизации (продажи) государственного/ муниципального имущества, сведения о предельной штатной численности государственных / муниципальных служащих.
5. Долгосрочные целевые программы.
Предлагаются к утверждению и финансированию за счёт бюджетных средств или средств государственного ВБФ.
Должна содержать:
Технико-экономическое обоснование
Прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы
Наименование заказчика указанной программы
Сведения о распределении объёмов и источников финансирования по годам.
Основы составления проектов бюджетов. Бюджетное прогнозирование.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объём ВВП на очередной финансовый год и темп его роста в очередном финансовом году; уровень инфляции.
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, а также составляется целый ряд финансовых планов, которые не утверждаются в форме закона в отличие от бюджета, но имеют важное значение с точки зрения планирования и прогнозирования.
1.Прогноз социально-экономического развития территории. (предшествует составлению проекта бюджета)
Основные показатели прогноза:
ñИндекс потребительских цен
ñВВП
ñОбъём промышленной продукции; сельского хозяйства
ñОбъём инвестиций в основной капитал
ñОбъём розничного товарооборота
ñОбъём импорта и экспорта
ñОбъём платных услуг населению
ñСреднемесячная зарплата
ñПрожиточный минимум
ñЧисленность безработных.
2. Перспективный финансовый план.
Это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Он разрабатывается на три года (первый год – это год, на который составляется бюджет) и формируется по укрупнённым показателям бюджетной классификации.
3. Баланс финансовых ресурсов.
То есть это баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, МО и хозяйствующих субъектов на определённой территории. Составляется на основе отчётного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом соц.-экономического развития и является основой для составления проекта бюджета.
4. План развития государственного или муниципального сектора экономики.
Включает план ФХД государственных предприятий, программу приватизации (продажи) государственного/ муниципального имущества, сведения о предельной штатной численности государственных / муниципальных служащих.
5. Долгосрочные целевые программы.
Предлагаются к утверждению и финансированию за счёт бюджетных средств или средств государственного ВБФ.
Должна содержать:
Технико-экономическое обоснование
Прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы
Наименование заказчика указанной программы
Сведения о распределении объёмов и источников финансирования по годам.
Составление проекта бюджета.
ñВ соответствии с Бюджетным кодексом РФ в период подготовки проекта федерального бюджета составляется Бюджетное послание Президента РФ, которое задаёт ориентиры бюджетной политики при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.
ñСоставление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
ñМинистерство финансов РФ по поручению Правительства РФ организует разработку федерального бюджета на планируемый год и проектировок основных параметров федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
ñДалее проводится работа по представлению показателей, расчётов, материалов, составляющих базу для формирования объёмов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на очередной год.
ñМинистерство экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, других министерств, Государственных органов статистики и Центрального банка РФ в установленные постановлением Правительства РФ сроки разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году:
ñмакроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики;
ñмероприятия по финансовой и экономической стабилизации.
На завершающем этапе формирования федерального бюджета Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, проект федерального и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждает проект ФЗ о федеральном бюджете для внесения его в ГосДуму.
Проект закона о бюджете содержит следующие характеристики:
1.общий объём доходов и расходов
2.дефицит бюджета
3.доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям
4.нормативы отчислений от доходов в пользу бюджетов других уровней
5.расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации
6.общий объём капитальных и текущих расходов бюджета
7.объём финансовой помощи бюджетам других уровней
8.распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств.
Как показывает данная методика формирования федерального бюджета на очередной год, в течение всего периода этой работы осуществляется согласование и уточнение бюджетных заявок министерств, ведомств, других структур, территорий с возможностями федерального бюджета, на основе анализа изыскиваются возможности увеличения его доходов.
Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития рф.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития РФ используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития РФ подлежат опубликованию. Правительство РФ и ЦБ РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики РФ и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом РФ, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Важнейшими элементами управления являются прогнозирование и планирование.
Финансовое прогнозирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением желаемых параметров развития финансовой системы и возможных траекторий их достижения. Целью финансового прогнозирования является оценка возможностей достижения различных состояний финансовой системы.
Содержанием методики прогнозирования является предвидение соответствующих изменений.
Финансовое планирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением возможных объёмов поступления денежных средств и направления их расходования в плановый период.
Содержанием методики планирования является составление финансовых прогнозов. Прогнозы всегда основываются на определённого рода допущениях, от которых зависит успех этих прогнозов.
Финансовое планирование как научно – обоснованный процесс определения:
1. потребности финансовых ресурсов
2. источников финансовых ресурсов
3. методов мобилизации финансовых ресурсов
4. объектов аккумулированных финансовых ресурсов из каждого источника
5. способы и условия использования финансовых ресурсов
В процессе финансового планирования и прогнозирования применяются различные методы.
Метод прогнозирования – предвидение соответствующих изменений
Основные методы прогнозирования:
- Экстраполяция прошлого в будущее с учетом экспортной оценки тенденции изменения;
- Вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наблюдавшихся тенденций.
Метод планирования – это способ расчетов величины финансового показателя.
Основные методы планирования:
Нормативный метод – использование норм и нормативов при расчете финансовых показателей. Это могут быть самые различные нормы – амортизационных отчислений, ставки налогов, нормы расхода сырья и материалов и др.
Расчетно-аналитический метод – расчет плановых финансовых показателей на основе анализа достигнутой величины этого показателя и темпов его изменения в будущем периоде.
Балансовый метод– использование балансов при составлении финансовых планов (бухгалтерского баланса, баланса доходов и расходов, баланса денежных потоков и др.).
Метод оптимизации плановых решений – это когда при финансовом планировании составляется много различных вариантов плана. Как правило, составляют три варианта: при наилучших условиях, при наихудших условиях, при усредненных условиях. Поэтому из многих вариантов плана нужно выбрать один - оптимальный, который позволяет получить максимум эффекта при минимальных затратах, т. е. основным критерием выбора оптимального варианта является максимизация прибыли и минимизация затрат.
Экономико-математическое моделирование – это составление экономико-математической модели, которая представляет собой точное математическое описание экономического процесса. В этой модели (однофакторная или многофакторная модель) выражается количественная взаимосвязь между финансовыми показателями и факторами, влияющими на эти показатели.