Финансовых и валютно-кредитных организациях
Беларусь является членом трех крупнейших международных финансово-кредитных организаций — Мирового банка (точнее, Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций), Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и развития с 1992 г. Помимо престижа на международной арене (только наиболее отсталые и бедные страны не могут позволить себе членства в этих организациях) со вступлением в эти организации наша страна получила возможность привлечения кредитов. Общим положительным моментом предоставленных средств является льготный характер кредитного финансирования: срок кредитов — 10—20 лет, мораторий на выплату основного долга — до 5 лет, процентная ставка — около 8% у МБРР, у МВФ в зависимости от типа представляемого займа — 2,5—7,27%. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. Но МВФ оказывает своим членам финансовую помощь, продавая им СДР или валюту других государств-членов Фонда в обмен на собственную валюту стран, получающих эти ресурсы, которую они обязаны выкупить через определенный промежуток времени.
ОСНОВНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ЛИНИИ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ
МВФ, МБРР И ЕБРР РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
МВФ. В период с 1993 по 1996 г. в соответствии с квотой Беларуси в МВФ (около 533,5 млн. долларов США) республике были выделены кредиты на общую сумму 266 млн. долларов США в следующих двух направлениях.
Заём СТФ (200 млн. долларов США). Предоставлен для улучшения платежного баланса. Использовался для: закупки топочного мазута, автомобильного бензина, дизельного топлива; медоборудования; обеспечения своевременных расчетов с Россией за поставляемый сжиженный газ; поддержания обменного курса расчетных билетов; финансирования неотложных расходов республиканского бюджета через Национальный банк, платеж в счет кредита ЕС; финансирования инвестиционных проектов промышленных предприятий.
Программа "стэнд-бай". 12.09.95 г. МВФ одобрил 12-месячную кредитную программу "стэнд-бай" для Беларуси на сумму приблизительно 293 млн. долларов США. Целью кредита являлось поддержание программы реформ и экономического развития на 1995/96 гг. Было предусмотрено предоставление данного кредита в виде 4 транш, первая из которых в размере 66 млн. долларов США перечислена в 1995 г. В связи с истечением сроков действия программы, а также неудовлетворенностью руководством МВФ ходом реформ в Беларуси возможность привлечения следующих транш представляется маловероятной и не будет в дальнейшем рассматриваться.
Мировой банк.Беларусь подписала с Банком четыре кредитных соглашения: на предоставление институционального займа, реабилитационного займа, на финансирование проекта развития лесного хозяйства и на подготовку проекта энергосбережения (аванс в размере 1 млн. долларов США).
Институциональный заем (8,3 млн. долларов США). Использовался на оплату услуг иностранных консультантов по оказанию содействия в подготовке институциональной основы для проведения рыночных реформ, усиления и совершенствования государственного управления, на закупку необходимого оборудования для государственных учреждений, обучение специалистов. Вся сумма займа в настоящий момент использована.
Реабилитационный заем (120 млн. долларов США). Использование данного займа: на поддержание обменного курса национальной валюты; импорт особо важных товаров; повышение квалификации и обогащение опыта в области проведения тендерных торгов государственных служащих. Основная сумма данного займа была использована в 1994 г.
Кредит для реализации проекта развития лесного хозяйства (41,9 млн. долларов США). Был предоставлен с задержкой в связи с несоблюдением некоторых условий договора Правительством Беларуси. В настоящее время начато активное проведение тендерных закупок оборудования, предусмотренного в рамках указанного займа.
ЕБРР.В целях активизации и упорядочения работы по кредитованию белорусских проектов 16 июня 1993 г. было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 399 "О мерах по разработке и реализации инвестиционных проектов и проектов технической помощи, финансируемых Европейским банком реконструкции и развития". Во исполнение этого Постановления заинтересованными министерствами и ведомствами совместно с экспертами ЕБРР была организована работа по подготовке и реализации ряда проектов, из которых после рассмотрения в соответствии с процедурой работы по иностранным кредитам были утверждены к реализации решением Правительства Республики Беларусь проект "Электросвязь Беларуси", проект выращивания и переработки семян масличных культур, проект реконструкции Оршанской ТЭЦ, проект создания в г. Минске оптового рынка плодоовощной продукции и проект модернизации автодороги М1/Е30 Брест — Минск — граница России, проект финансирования малого и среднего бизнеса через коммерческие банки республики. Общая сумма использованных средств кредитов ЕБРР составила порядка 61,3 млн. долларов США.
В настоящее время в МИДе, Минэкономики и Минфине находится на рассмотрении проект модернизации Минских теплосетей на сумму 25,3 млн. долларов США. Кроме того, решен вопрос о предоставлении ЕБРР второй транши кредита на развитие малого и среднего бизнеса.
Главный вопрос развития сотрудничества с ЕБРР — выполнение условий заключенных кредитных соглашений, поступательное осуществление экономических реформ и налаживание работы с МВФ.
К сожалению, за годы сотрудничества с МВФ, ВБ и ЕБРР Беларусь не смогла максимально использовать услуги этих крупнейших международных финансовых организаций. Другие страны с переходной экономикой региона Европы и Средней Азии реализовали большее количество их проектов. Очевидно, что их помощь не может полностью удовлетворить потребность республики в иностранных инвестициях, которая по последним расчетам составляет несколько миллиардов долларов США. Тем не менее роль отношений страны с МВФ и ВБ очень велика: инвесторы во всех странах ориентируются на мнение Международного валютного фонда и Всемирного банка для определения состояния инвестиционного, экономического и законодательного климата в стране. Кроме того, проекты Всемирного банка в настоящее время полностью или частично направлены на создание или улучшение базовой инфраструктуры экономики, улучшение системы государственного управления, образование необходимых рыночных условий, улучшение системы социальной защиты и т.д. Такой подход к проектам позволяет получить большой экономический эффект на долгие годы и (в лучшем случае) создает базу для дальнейшего устойчивого развития страны за счет собственных ресурсов.
Дальнейшее развитие отношений МВФ, ВБ и ЕБРР с Республикой Беларусь увязывается с началом процесса реальных реформ в экономике республики. На данный момент эти организации преследуют такие основные цели, согласованные с Правительством, выдвигая их в качестве условий для получения республикой кредитов:
• разгосударствление (приватизация), демонополизация;
• либерализация валютного курса;
• реформа системы ценообразования (и параллельное проведение обновленной программы социальной защиты населения);
• сокращение объемов кредитования жилищного строительства;
• доведение доли оплаты населением коммунальных услуг с 23 % до 50 %;
• законодательное закрепление независимости Национального банка от Правительства и Администрации Президента;
• реформирование сельского хозяйства.
ЛИТЕРАТУРА
Анулова Г.Н. Международные валютно-финансовые организации и развивающиеся страны. М.: Наука, 1988.
Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
Киреев АЛ. Международная экономика: Учеб. пособие для вузов: В 2 ч. М.: Междунар. отношения, 1999.
Максимова Л.М., Носкова И.Я. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учеб. / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 1994.
Международные экономические отношения: В 2 т. / Под общ. ред. Р.И. Хасбулатова. М.: Новости, 1991.
Международные экономические отношения: Учеб. / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина. 2-е изд. М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-синтез", 1998.
Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. с фр.; Общ. ред. Н.С. Бабинцевой. М.: Прогресс, Универс, 1994.
Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 1993.
Общая теория денег и кредита: Учеб. / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
Финансовая организация и деятельность МВФ / Под ред. Джеймса Макъюэна. Вашингтон, 1994.
Финансы капитализма: Учеб. / Под ред. Б.Г. Болдырева. М.: Финансы и статистика, 1990.
Шреплер Х. А. Международные экономические организации: Справочник. М.: Междунар. отношения, 1997.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Тема 1. ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры
1.2. Характеристика отдельных звеньев государственных
финансов
1.2.1. Сущность и роль местных финансов
1.2.2. Социально-экономическая сущность специальных фондов
1.2.3. Финансы государственных предприятий
1.3. Сущность и экономическое значение финансов частных предприятий
Литература
Тема 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
2.1. Общее понятие об управлении финансами
2.2. Органы управления государственными финансами
Литература
Тема 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
3.1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах
3.2. Экономическое содержание доходов бюджета
3.3. Сущность расходов государственного бюджета и их
классификация
3.4. Бюджетный дефицит. Его экономические и социальные последствия
Литература
Тема 4. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ
СИСТЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
4.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной
системы
4.2. Бюджетное устройство унитарных государств
4.3. Бюджетное устройство федеративных государств
Литература
Тема 5. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ОСНОВНЫЕ СТАДИИ
5.1. Составление проекта бюджета
5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
5.3. Исполнение бюджета
Литература
Тема 6. НАЛОГИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ
6.1. Общая характеристика налогов
6.2. Основы организации международного налогообложения
6.3. Экономика двойного налогообложения
6.4. Международное налоговое планирование
Литература
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ
7.1. Международный кредит как экономическая категория
7.2. Формы международного кредита и их классификация
7.3. Условия международного кредита
7.4. Процентные ставки на мировом рынке ссудных
капиталов, их структура
7.5. Управление внешним долгом
Литература
Тема 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ И
ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
8.1. Банк международных расчетов
8.2. Международный валютный фонд
8.3. Группа Всемирного банка
8.4. Европейский банк реконструкции и развития
8.5. Региональные финансово-кредитные организации
8.6. Республика Беларусь в международных финансовых
и валютно-кредитных организациях
Литература
[1] По оценкам специалистов, США и Япония, например, ежегодно перераспределяют путем налогообложения, займов и целевых затрат около 2 трлн. долларов США, направляя их на общегосударственные или правительственные нужды.
[2] К концу 90-х гг. государственная задолженность в США достигла более 5,5 трлн. долларов, Великобритании — свыше 300 млрд. фунтов стерлингов, ФРГ — 796 млрд. марок, во Франции —3898 млрд. франков.
[3] Работа над Девятым общим пересмотром квот была начата в марте 1987 г. Поскольку до 31 марта 1988 г. данный пересмотр не был завершен, Совет управляющих неоднократно продлевал срок соответствующей работы. 28 июня 1990 г. Совет управляющих принял резолюцию об увеличении общей суммы квот в МВФ на 50% . После принятия этой резолюции и вступления в Фонд республик бывшего СССР и некоторых других стран общая сумма квот достигает более 193 млрд. долларов США.