Понятие налогов и налоговой системы в российской федерации

В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в РФ являются налоги.

Налоги — один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержа­ния органов государственной власти и материального обеспече­ния выполнения ими своих функций.

Помимо налогов для пополнения своей казны современные го­сударства используют и другие виды поступлений и платежей. Но на первое место среди них по своему значению и объему выступа­ют налоги.

Налоги в финансово-правовом аспекте — это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджет­ную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные фонды) с оп­ределением их размеров и сроков уплаты.

Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и оп­ределяет их публичный характер, т.е. направленность на общез­начимые интересы соответствующего территориального уровня.

Первая попытка сформулировать понятие налога в законода­тельном акте была предпринята в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы» (ст. 2), согласно которо­му «под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понима­ется обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в по­рядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Однако нечеткость такого определения очевидна хотя бы потому, что налог в нем не отграничивается от других платежей в бюджет.

В соответствии с НК РФ налог — это обязательный, индиви­дуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и фи­зических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного уп­равления денежных средств, в целях финансового обеспечения де­ятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от этого в понятии сборов (п. 2 ст. 8) отмечается их индивидуально возмездный характер. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в инте­ресах плательщиков сборов государственными органами, органа­ми местного самоуправления, иными уполномоченными органа­ми и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разреше­ний (лицензий).

Какова же роль налогов в обществе и государстве?

Основная роль налогов — фискальная (от лат. fiscus — казна), соответственно чему они используются как источник доходов го­сударственной или муниципальной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.

Но в налогах заложены большие возможности по регулирова­нию социально-экономических процессов в стране со стороны го­сударства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования произ­водства — стимулирования развития определенных отраслей, ог­раничения развития или сдерживания каких-либо экономичес­ких процессов и т.п.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его разме­ры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов вы­сокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки мало­имущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего де­мографические процессы, молодежную политику, иные социаль­ные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природ­ными ресурсами.

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государ­ства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятель­ностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использова­нием имущества, в том числе земли.

Только всесторонний учет всех этих функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эф­фективным механизмом воздействия на экономику страны.

На фасаде здания одного из центральных налоговых учреж­дений США в Вашингтоне высечена фраза: «Налоги — цена ци­вилизованного общества». В ней выражена мысль о прямой связи оптимальной налоговой системы с общественным про­грессом, экономической и социальной сбалансированностью в обществе.

В Российской Федерации, как и в других странах СНГ, прове­дена и продолжает развиваться кардинальная реформа налогооб­ложения с тем, чтобы привести его в соответствие с задачами го­сударства с рыночной экономикой.

Эта часть рассматривается как дополнение:

Это не первая налоговая реформа в стране. Преобразования в данной области проводились и прежде, в частности в советский период: например, налоговая реформа 1930 г., изменения систе­мы платежей предприятий в бюджет в середине 60-х гг. и др. Од­нако тогда налоговая система оставалась элементом централизо­ванно планируемой государством экономики с преобладанием государственного сектора народного хозяйства. Сейчас же в эко­номике страны и соответственно в системе налогообложения про­исходят изменения принципиального характера, исходящие из равенства всех форм собственности.

Существенный поворот в системе налогообложения начался в 1990 г. с принятием Закона СССР «О собственности в СССР» (от 6 марта) и Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» (от 24 де­кабря). На этой основе в течение короткого времени изменения в области налогов следовали одно за другим. И наконец, в конце 1991 г. Верховный Совет РФ принимает целый пакет (два десят­ка) законодательных актов, которые кардинально реформирова­ли налоговую систему. Внесение в нее изменений и дополнений, становление новой налоговой системы и регулирующего ее зако­нодательства продолжается.

Основные изменения в этой области заключаются в следую­щем.

1. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему. Применяв­шиеся ранее в отношении к государственным предприятиям раз­личные платежи неналоговой формы (отчисления от прибыли, плата за фонды и др.) были заменены налогами. Это вытекает из преобразований экономических отношений, усиления самостоя­тельности государственных предприятий, превращения их в рав­ноправных субъектов хозяйственных отношений. После уплаты налогов в установленных законом размерах они распоряжаются прибылью по своему усмотрению.

2. Произведена унификация системы налогов в отношении предприятий независимо от формы собственности, на которой они основаны. В этом проявляется ориентация на организацию ры­ночных отношений, основанных на равенстве их субъектов.

3. Произведено разграничение налогов по уровням — на фе­деральные, налоги субъектов Федерации (региональные) и местные. Они закрепляются за соответствующими бюджетами, представляя их самостоятельную финансовую базу. Число за­крепленных доходных источников бюджетов нижестоящих уровней значительно расширено. Это обусловлено новыми принципами построения бюджетной системы, в том числе само­стоятельностью каждого бюджета (ст. 28, 31 БК РФ). Следует однако заметить, что возросшее число закрепленных доходов нижестоящих (после федерального), особенно местных, бюдже­тов не снимает проблемы укрепления и расширения финансо­вой базы этих бюджетов, ибо получаемые ими в такой форме доходы лишь в небольшой части обеспечивают финансирование необходимых расходов.

4. Включение налогов помимо бюджета и в государственные или местные внебюджетные целевые фонды, которые стали созда­ваться с начала 90-х гг. Такая специализация призвана повысить эффективность использования финансовых ресурсов по целевому направлению.

5. Переход к налогообложению граждан, основанному на общих началах, не зависящих от их организационно-правовой (рабочий, служащий, предприниматель и т.п.) или отраслевой принадлежности, от формы собственности источника дохода или объекта налогообложения.

При этом законодательство учитывает социальные факторы — материальное положение, состав семьи плательщика и др., соот­ветственно которым предоставляются льготы.

6. Установление ряда налогов, общих для юридических и фи­зических лиц (земельный налог, налог с владельцев транспорт­ных средств и др.), что также отражает принцип равенства хозяй­ствующих субъектов, свойственный рыночным отношениям.

7. Значительное увеличение числа налогов в сравнении с доре­форменным периодом. В этом проявилось стремление государства укрепить свою финансовую базу, а также разработать механизм воздействия на экономику новыми методами. При некоторой пре­емственности в налоговую систему было включено большое коли­чество новых платежей.

Эффективность установленной новой системы налогообложе­ния, ее возможности стимулирования общественного производст­ва будут проверяться временем.

Основной целью налогового реформирования продолжает ос­таваться достижение оптимального соотношения между стимули­рующей и фискальной ролью налогов.

Наши рекомендации