Организационная структура управления банком
Организационная структура коммерческого банка определяется двумя основными моментами:
— структурой управления банком;
— структурой его функциональных подразделений и служб.
Согласно положениям законов Украины «О хозяйственных обществах» и «О банках и банковской деятельности» структура управления кооперативными, паевыми и акционерными банками с негосударственной формой собственности является такой:
Структура управления государственным банком имеет свою специфику. Государство реализует свои
права владельца также через органы управления и контроля. Однако высшее управленческое звено государственного банка совмещает функции высшего органа управления и наблюдательного органа . Структура управления государственным банком является такой:
Высшим органом управления акционерного, паевого и кооперативного банка с негосударственной формой собственности являются общие собрания участников[3]. Собрания решают стратегические задания в деятельности банка:
· определение основных направлений деятельности банка, утверждения планов его деятельности и отчетов об их выполнении;
· избрание и отозвание председателей и членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии;
· внесения изменений и дополнений в устав банка;
· утверждение годовых результатов деятельности банка, включая дочерние предприятия, порядку распределения прибыли;
· принятие решения о дополнительном выпуске акций (для акционерного банка) или установлении размера и порядка внесения участниками дополнительных вкладов для увеличения уставного капитала (для паевого или кооперативного банка);
· утверждение отчетов и выводов ревизионной комиссии и внешнего аудитора;
· принятие решения о прекращении деятельности банка, назначения ликвидатора, утверждения ликвидационного баланса;
· другие вопросы, которые отнесены уставом банка к компетенции общих собраний участников.
Общие собрания сзываются ежегодно, не позже чем через месяц после составления баланса банка за отчетный год.
Высшим органом управления государственного банка является наблюдательный совет, деятельность которого определяется соответствующим положением, утвержденным на ее заседании, а полномочия определены Законом Украины «О банках и банковской деятельности». Они охватывают:
· определение основных направлений деятельности банка, утверждения планов его деятельности и отчетов об их выполнении;
· утверждение годовых результатов деятельности банка, включая дочерние предприятия, порядку распределения прибыли;
· утверждение отчетов и выводов ревизионной комиссии и внешнего аудитора;
· функции, аналогичные тем, которые полагаются на наблюдательный орган банка с негосударственной формой собственности.
Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью правления и защищает интересы государства как акционера, не вмешиваясь в оперативную деятельность банка.
В состав наблюдательного совета входят семь членов, назначенных на должность постановлением Верховной Рады Украины, и семь членов, назначенных на должность Указом Президента. Срок полномочий членов наблюдательного совета — пять лет. В состав наблюдательного совета могут входить граждане Украины, в том числе народные депутаты и представители органов законодательной власти, которые отвечают таким требованиям:
· наличие высшего экономического или юридического образования или научной степени в отрасли экономики, финансов, права;
· опыт робота в органах законодательной власти, на руководящих должностях центральной исполнительной власти, банковских учреждениях или опыт научной, практической работы в отрасли экономики, финансов, права.
Возглавляет высший орган управления государственного банка председатель, который избирается наблюдательным советом из состава ее членов.
Высший орган управления любого банка реализует свои задания и функции непосредственно через исполнительные и контрольные органы|, как полностью ему подотчетные.
Исполнительным органом управления банков негосударственной формы собственности является правление (совет директоров). Правление банка (совет директоров) действует на основе утвержденного общими собраниями участников или наблюдательным советом банка положения и решает все вопросы текущей деятельности, которые не принадлежат к исключительной компетенции общих собраний участников. Работой правления руководит председатель правления, который избирается или назначатся согласно уставу банка. Председатель правления банка не может быть одновременно председателем общих собраний участников.
Исполнительным органом государственного банка является правление, полномочия которого определяются уставом. Кандидатуру председателя и членов правления государственного банка обязательно согласовываются с Национальным банком Украины.
Контроль за финансово хозяйственной деятельностью банка осуществляет ревизионная комиссия, состав которой утверждается общими собраниями участников. Персональный и количественный состав ревизионной комиссии государственного банка определяется наблюдательным советом. Члены ревизионной комиссии избираются из состава участников банка или их представителей за исключением работников банка. Полномочия ревизионной комиссии утверждаются уставом, а порядок ее работы определяется положением, утвержденным высшим органом управления банка. Заседания комиссии должны проводиться при необходимости, но не реже однажды на год.
Заданиями ревизионной комиссии является:
· контроль за соблюдением банком законодательных и нормативных актов, которые регулируют банковскую деятельность;
· рассмотрение отчетов внутреннего и внешнего аудиторов, подготовка соответствующих предложений и вынесение их на рассмотрение общих собраний, наблюдательного совета банка или наблюдательного совета (у государственного банка);
· составление вывода за годовыми отчетами и балансами банка, без которого высший орган управления не имеет право утверждать годовой отчет банка.
Комиссия осуществляет проверку финансово хозяйственной деятельности банка с негосударственной формой собственности как из собственной инициативы, так и по поручению общих собраний, наблюдательного совета и по требованию участников банка, которые владеют в совокупности больше чем 10% голосов. Результаты проверок приходятся к сведению высшего управленческого органа банка.
С целью оперативного контроля за текущей деятельностью исполнительного органа все банки создают службу внутреннего аудита, какой подотчетный и подчиненный правлению банка. Его полномочия и порядок работы определяются соответствующим положением о внутреннем аудите, утвержденным исполнительным органом банка.
Кандидатура руководителя службы внутреннего аудита обязательно согласовывается с Национальным банком Украины, а работники этой службы во время назначения на должность дают письменное обязательство о сохранении банковской тайны и неразглашение информации относительно деятельности банка.
На службу внутреннего аудита положено выполнение таких функций:
· надзор за текущей деятельностью банка;
· контроль за соблюдением действующего законодательства, нормативно правовых актов НБУ и решений органов управления банка;
· проверка результатов текущей финансовой деятельности банка;
· анализ информации о деятельности банка, профессиональной пригодности и соблюдения полномочий должностными лицам банка;
· разработка и предоставление высшему органу управления банка выводов и предложений с результатами проверок;
· другие функции, связанные с присмотром и контролем за деятельностью банка.
Коммерческие банки с негосударственной формой собственности по решению общих собраний участников создают наблюдательный орган с целью общего руководства работой банка и контроля за работой правления (советы директоров) и ревизионной комиссии. Таким органом является наблюдательный совет, который защищает интересы акционеров в перерыве между проведением общих собраний. Совет решает стратегические задания управления и развития банка, руководствуясь действующим законодательством и нормативными актами НБУ. На наблюдательный совет согласно положениям Закона Украины «О банках и банковской деятельности» возлагается выполнение таких функций:
· назначение и освобождение от должности председателя и членов правления (советы директоров) банка;
· контроль за деятельностью исполнительного органа банка;
· определение внешнего аудитора;
· установление порядка проведения ревизий и контроля за финансово хозяйственной деятельностью банка:
· принятие решения относительно покрытия убытков;
· принятие решения относительно создания, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий, филиалов, представительств банка; утверждение их уставов, положений;
· утверждение условий оплаты труда и материального стимулирования членов правления банка;
· подготовка предложений относительно вопросов, которые выносятся на общие собрания участников;
· осуществление других полномочий, делегированных общими собраниями участников банка.
Организационная структура коммерческого банка включает функциональные службы и подразделы, каждый из которых выполняет определенные операции и имеет свои права и обязанности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем операций, которые он выполняет. Департаменты, управления или отделы (в зависимости от объема операций и масштабности самого банка) формируются в соответствии с классификацией отдельных банковских операций или их групп за функциональным назначением. Поэтому их количество и конкретное название у разных коммерческих банков могут быть неодинаковыми. Да, в структуре наибольших банков Украины основное функциональное звено — департаменты, отдельные из которых состоят из управлений и отделов. Однако самой распространенной структурной единицей у большинства отечественных банков является управление.
Независимо от вида коммерческого банка, его масштабности, специализации и объема выполняемых операций все они обязательно создают функциональные подразделы, которые выполняют базовые банковские операции, а также подразделы, которые отвечают за управление рисками банковского учреждения. Да, выполнение депозитных операций и операций из кредитного и расчетно-кассового обслуживания требует создания всеми банками управлений депозитных операций, расчетно-кассового обслуживания клиентов и кредитных управлений, а с целью управления рисками все банки создают в обязательном порядке подраздел по вопросам анализа и управления рисками и постоянно действующие комитеты: кредитный, комитет по вопросам управления активами и пассивами, тарифный комитет.
Управление депозитными операциями - банк выполняет операции из мобилизации денежных средств от юридических, физических лиц и коммерческих банков на депозитные счета: заключает договоры, ведет учет и анализ депозитных операций, предоставляет необходимую информацию для планирования ресурсов банка.
Управление кредитными операциями – банк осуществляет кредитование юридических и физических лиц. Банк может предоставлять кредиты предприятиям и организациям разных отраслей экономики, другим банкам, своим филиалам, населению. Специфика каждого вида кредита, его назначения, сферы использования, срок и механизм кредитования обусловливают создание отдельных отделов в пределах кредитного управления. Да, отдел общей организации кредитных операций определяет общую политику банка и механизм ее реализации в конкретных экономических условиях; разрабатывает общую методику кредитования, оценивания кредитоспособности потенциального заемщика; изучает кредитные риски и определяет способы их минимизации. Отделы краткосрочного, долгосрочного кредитования и кредитования населения определяют потребность в кредите, изучают кредитоспособность клиентов, заключают кредитные договоры, организуют выдачу, контролируют целевое использование и своевременность погашения соответственно краткосрочных, долгосрочных и потребительских кредитов.
Следует заметить, что когда но занимает ли другая операция весомое место в структуре активных или пассивных операций, то соответствующие отделы могут существовать как самостоятельные управления. Да, некоторые банки организуют учет и анализ всех операций с другими коммерческими банками, своими филиалами и центральным банком через отдел межбанковских операций. Развитие факторинговых, лизинговых операций, операций с пластиковыми карточками обусловливает необходимость создания соответствующих отделов. Kpоме| того, некоторые банки формируют отдел оценивания кредитоспособности потенциальных заемщиков, который изучает кредитоспособность клиентов| и ведет соответствующую картотеку по каждому из них.
Управление расчетно-кассового обслуживания осуществляет открытие и ведение счетов клиентов до востребования, безналичные расчеты, выдачу и принятие наличности через кассы банка.
Подразделение по вопросам анализа и управления рисками устанавливает лимиты по отдельным операциями, лимиты рисков контрпартнepов| и стран контрпартнеров; определяет структуру баланса в соответствии с решениями высшего управленческого звена банка по вопросам политики относительно рискованности| и прибыльности деятельности банка.
Основным заданием кредитного комитета является ежемесячное (состоянием на первое число) оценивание качества активов банка та подготовка предложений относительно формирования резерва на покрытие возможных потерь от их обесценения.
Комитет по вопросам управления активами и пассивами ежемесячно оценивает себестоимость пассивов та прибыльность активов и принимает решение относительно политики процентной маржи; анализирует степень соответствия активов и пассивов за сроками и предоставляет рекомендации структурным подразделениям банка относительно их деятельности в случае выявления разногласия во времени между активами и пассивами.
Тарифный комитет создается с целью проведение политики банка в отрасли стоимости услуг, регулярного ежемесячного анализа соотношения себестоимости услуг и рыночной конкурентоспособности действующих тарифов.
Рядом с подразделами, которые выполняют базовые банковские операции и обеспечивают управление рисками, в банковских учреждениях создается целый ряд других подразделов.
Валютное управление создается в коммерческих банках, которые имеют лицензию на осуществление валютных операций. Это управление занимается ведением валютной позиции банка, открытием валютных счетов клиентам, осуществлением безналичных расчетов за валютными счетами, покупкой-продажей валют, привлечением валютных средств клиентов в депозиты и кредитованием клиентов в иностранной валюте. Как и кредитное управление, в зависимости от количества и объема отдельных операций создаются отдельные отделы в пределах валютного управления или самостоятельные управления.
Управление филиалами создают коммерческие банки, которые имеют филиалы. Соответственно управление руководит деятельностью филиалов, контролирует правильность проведения ими кредитной политики и осуществления кредитных операций, помогает внедрять новые методы работы, новые технологии выполнения отдельных банковских операций.
Современный коммерческий банк много внимания уделяет вопросам рентабельности и ликвидности, а потому формирует структурные подразделения, которые анализируют текущую деятельность банка и прогнозируют его деятельность на перспективу. Такими подразделами является управление| прогнозирования деятельности банка и управления маркетинга.
Банки как юридические лица имеют в своей структуре службы, которые не выполняют сугубо банковских операций, но их функционирование обеспечивает нормальную деятельность банковского учреждения. Это бухгалтерия, управление кадрами, юридический отдел, административно-хозяйственный отдел, отдел анализа и статистики, отдел эксплуатации ЭВМ. Среди таких служб некоторые создаются в обязательном порядке по инициативе самого банка или по требованию НБУ. Да, создание подразделений по вопросам анализа и управления рисками и внутреннего аудита является одним из обязательных условий для получения лицензии на осуществление банковских операций, а службу безопасности банки формируют по собственной инициативе.
Согласно положениям Закона Украины «О хозяйственных обществах» определения конкретной организационной структуры банка является компетенцией общих собраний участников. Однако высший управленческий орган может передавать решение этого вопроса другим органам управления (наблюдательному совету, правлению банка). Функционирование отдельных служб и подразделов регламентируется соответствующими внутренними положениями коммерческого банка, которые утверждаются соответствующим органом управления.