Цели и задачи изучения дисциплины

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра общетеоретических правовых дисциплин

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Учебно-методический комплекс

для магистрантов заочной формы обучения

по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция

(квалификация (степень) МАГИСТР)

Магистерская программа «Юрист в сфере гражданского, уголовного

и административного судопроизводства»

Нижний Новгород

Автор:

А.И. Торопкин, кандидат исторических наук, профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВПО «РАП».

Рецензенты:

Никитин А. В., к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Нижегородской правовой академии (г. Нижний Новгород)

Сапожников С.М., к.ю.н., доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВПО «РАП».

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень): магистр.

Одобрен на заседании кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 2 от 24 октября 2013 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 3 от 14 ноября 2013 г.).

©. ПФ ФГБОУВПО «РАП», 2013.

©. Торопкин А.И., 2013.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………….……………..3

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………6

Тематический план …………………………………………….………………7

Программа курса………………………………………………...……………..8

Планы семинарских (практически) занятий ………………..………………10

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов.................................................................14

Контрольные задания………………………………...………..……………...16

Литература …………………………………………………….……………...22

Вопросы для подготовки к экзамену …………………………..…..………..38

ВВЕДЕНИЕ

Место дисциплины в структуре магистерской программы

Учебная дисциплина «История и методология юридической науки» входит в базовую (обязательную) часть профессионального цикла.

Цели и задачи изучения дисциплины

Цели и задачи дисциплины заключаются в усвоении знаний о науке в целом и юридической науке, в частности, их природе, социальной роли, истории возникновения и основных этапах и закономерностях развития; углубленном изучении методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск; овладении основными методами социального и правового познания, необходимыми в дальнейшем самообразовании и научной деятельности; формировании представлений о комплексном подходе к исследованию правовых явлений; развитии высокой общей, научной и правовой культуры, абстрактного, аналитического мышления; анализе современной юридической науки, с точки зрения используемых методов и перспектив совершенствования методологии правоведения.

Задачами дисциплины являются:

· Усвоение общих представлений о науке вообще и юридической науке, в частности, их природе, социальной роли, истории возникновения и основных этапах развития.

· Представление методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.

· Овладение основными методами социального и правового познания, необходимыми в дальнейшем самообразовании и научной деятельности. Обеспечение комплексного подхода к исследованию правовых явлений, который позволяет выявить их истинную сущность.

· Формирование высокой общей, научной и правовой культуры, развитие абстрактного, аналитического мышления.

· Анализ современной юридической науки с точки зрения используемых методов и перспектив совершенствования методологии правоведения.

· Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе.

Учебная дисциплина «История и методология юридической науки» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2010 г. №1763, которыми должен обладать выпускник:

а) Общекультурных (ОК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к

коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием

достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы

этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

(ОК-3);

б) Профессиональных (ПК):

в правоохранительной деятельности:

- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и

правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом

уровне (ПК-12);

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Знание истории юридической науки расширяет кругозор, обогащает опытом, уже накопленным в ходе истории изучения права и правовых явлений, позволяет увязать собственные исследования с общими тенденциями развития юриспруденции, дает возможность избежать повторения версий уже отброшенных в ходе предыдущих исследований. Изучение методологии юридической науки необходимо для получения истинного знания, для планирования исследования, дает возможность оценить высказываемые в науке позиции. Поскольку метод познания определяется предметом познания, то знание существующих методов правового познания необходимо для правильного выбора подходящих методов исследований. Изучение истории и методологии юридической науки учитывает и дополняет такие дисциплины как “Теория государства и права”, “История политических и правовых учений”, “История государства и права”.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

закономерности исторического развития науки и юридического научного познания, современные представления о научном познании, методологию научного познания, проблемы методологии социальных и гуманитарных наук, понятие и принципы методологии юридической науки, основы юридической эпистемологии, методологические подходы в юридической науке, структуру и содержание методологии юридической науки.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

· грамотно выражать и аргументированно обосновывать свою точку зрения по проблематике методологии юридической науки, пользоваться методами научного исследования.

· владеть основными методами социального и правового познания; навыками комплексного подхода к исследованию правовых явлений, который позволяет выявить их истинную сущность; навыками анализа современной юридической науки с точки зрения использования методов и перспектив совершенствования методологии правоведения;

· иметь представление о методологии как особой отрасли научного знания, призванной направлять научный поиск.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения
Зачетные единицы [1] - общая трудоемкость 3з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них: 16
Лекции 4
Семинарские (практические) занятия 12
Самостоятельная работа 92
Форма итогового контроля экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)

Наши рекомендации