Цели и задачи изучения дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра общетеоретических правовых дисциплин
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Учебно-методический комплекс
для магистрантов заочной формы обучения
по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция
(квалификация (степень) МАГИСТР)
Магистерская программа «Юрист в сфере гражданского, уголовного
и административного судопроизводства»
Нижний Новгород
Автор:
А.И. Торопкин, кандидат исторических наук, профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВПО «РАП».
Рецензенты:
Никитин А. В., к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Нижегородской правовой академии (г. Нижний Новгород)
Сапожников С.М., к.ю.н., доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВПО «РАП».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень): магистр.
Одобрен на заседании кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 2 от 24 октября 2013 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 3 от 14 ноября 2013 г.).
©. ПФ ФГБОУВПО «РАП», 2013.
©. Торопкин А.И., 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….……………..3
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………6
Тематический план …………………………………………….………………7
Программа курса………………………………………………...……………..8
Планы семинарских (практически) занятий ………………..………………10
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов.................................................................14
Контрольные задания………………………………...………..……………...16
Литература …………………………………………………….……………...22
Вопросы для подготовки к экзамену …………………………..…..………..38
ВВЕДЕНИЕ
Место дисциплины в структуре магистерской программы
Учебная дисциплина «История и методология юридической науки» входит в базовую (обязательную) часть профессионального цикла.
Цели и задачи изучения дисциплины
Цели и задачи дисциплины заключаются в усвоении знаний о науке в целом и юридической науке, в частности, их природе, социальной роли, истории возникновения и основных этапах и закономерностях развития; углубленном изучении методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск; овладении основными методами социального и правового познания, необходимыми в дальнейшем самообразовании и научной деятельности; формировании представлений о комплексном подходе к исследованию правовых явлений; развитии высокой общей, научной и правовой культуры, абстрактного, аналитического мышления; анализе современной юридической науки, с точки зрения используемых методов и перспектив совершенствования методологии правоведения.
Задачами дисциплины являются:
· Усвоение общих представлений о науке вообще и юридической науке, в частности, их природе, социальной роли, истории возникновения и основных этапах развития.
· Представление методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.
· Овладение основными методами социального и правового познания, необходимыми в дальнейшем самообразовании и научной деятельности. Обеспечение комплексного подхода к исследованию правовых явлений, который позволяет выявить их истинную сущность.
· Формирование высокой общей, научной и правовой культуры, развитие абстрактного, аналитического мышления.
· Анализ современной юридической науки с точки зрения используемых методов и перспектив совершенствования методологии правоведения.
· Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе.
Учебная дисциплина «История и методология юридической науки» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2010 г. №1763, которыми должен обладать выпускник:
а) Общекультурных (ОК):
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к
коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием
достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы
этики юриста (ОК-2);
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
(ОК-3);
б) Профессиональных (ПК):
в правоохранительной деятельности:
- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и
правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
в научно-исследовательской деятельности:
- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом
уровне (ПК-12);
- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Знание истории юридической науки расширяет кругозор, обогащает опытом, уже накопленным в ходе истории изучения права и правовых явлений, позволяет увязать собственные исследования с общими тенденциями развития юриспруденции, дает возможность избежать повторения версий уже отброшенных в ходе предыдущих исследований. Изучение методологии юридической науки необходимо для получения истинного знания, для планирования исследования, дает возможность оценить высказываемые в науке позиции. Поскольку метод познания определяется предметом познания, то знание существующих методов правового познания необходимо для правильного выбора подходящих методов исследований. Изучение истории и методологии юридической науки учитывает и дополняет такие дисциплины как “Теория государства и права”, “История политических и правовых учений”, “История государства и права”.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
закономерности исторического развития науки и юридического научного познания, современные представления о научном познании, методологию научного познания, проблемы методологии социальных и гуманитарных наук, понятие и принципы методологии юридической науки, основы юридической эпистемологии, методологические подходы в юридической науке, структуру и содержание методологии юридической науки.
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
· грамотно выражать и аргументированно обосновывать свою точку зрения по проблематике методологии юридической науки, пользоваться методами научного исследования.
· владеть основными методами социального и правового познания; навыками комплексного подхода к исследованию правовых явлений, который позволяет выявить их истинную сущность; навыками анализа современной юридической науки с точки зрения использования методов и перспектив совершенствования методологии правоведения;
· иметь представление о методологии как особой отрасли научного знания, призванной направлять научный поиск.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения |
Зачетные единицы [1] - общая трудоемкость | 3з.е. – 108 ч. |
Всего аудиторных занятий из них: | 16 |
Лекции | 4 |
Семинарские (практические) занятия | 12 |
Самостоятельная работа | 92 |
Форма итогового контроля | экзамен |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)