Лекция 4. Расцвет древнегреческой философии: Сократ, Платон, Аристотель
Сократ (470-399 до н.э.) – «Сущность человека – его душа. Истинные ценности – не связаны с внешним (богатство, слава), и телесным (жизнь, здоровье, красота). Истинные ценности – сокровища души. Безнравственный поступок – плод незнания истины. Если человек знает, что такое хорошо, он никогда не поступит плохо. Т. о., мудрость и нравственность неразделимы.
Сократ верил в возможность объективного знания. Цель «сократического метода» (беседы) - обнаружение сущности исследуемого объекта, общей для всех его случаев. Он предлагал совместно искать истину в дружеской беседе.
Платон (427-347 до н.э.)
ОНТОЛОГИЯ ПЛАТОНА. Прекрасные вещи (прекрасная девушка, красивая бабочка) – это лишь недолговечные, не совсем совершенные копии идеи прекрасного. Идеи образуют целый мир, они никогда и никем не порождены, они неизменны, бестелесны.
Кроме мира идей и мира вещей существует материя. Это лишённый качеств субстрат, из которого могут быть образованы любые тела.
Мир идеи – активное начало, материя – пассивное начало. Мир чувственно воспринимаемых вещей – детище обоих. Мировая Душа – связывает мир идей и мир вещей, правит ими.
Существует Бог-Демиург. Демиург с помощью Мировой Души создал космос как гармоничный вещественный мир.
В человеке есть тело и душа. Тело смертно, душа бессмертна. Тело создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, душа – из Мировой Души. Человек на земле – странник. Истинная жизнь начинается по ту сторону земного мира, когда душа будет жить или на островах Блаженных, или её ждёт наказание в Тартаре.
ГНОСЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА. Как и Сократ, Платон считает, что знание основывается на общих понятиях. Источником истинного знания являются воспоминания (АНАМНЕЗИС) человеческой душой того, что она знала раньше, до вселения в телесную оболочку, когда она находилась в мире идей. Когда душа входит в телесную оболочку, она забывает, то, что знала. Чтобы душа вспомнила находящиеся в ней знания, нбх. побудить её к размышлениям.
Аристотель (384-322 до н.э.)
Аристотель критикует теорию Платона: « Как нельзя представить себе существование красоты без красивых вещей, так нельзя представить и общее без отдельного». Сверхчувственное бытие – это всеобщее, существующее в отдельном.
Всеобщее находит своё выражение в категориях. Существуют 10 категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.
Главная категория – сущность. Это основа вещей, субстанция.
Материя форма композиция
Вещи возникают благодаря наложению на материю форм. Существует столько же различных форм, сколько видов вещей.
Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, находится в движении и стремится к какой-то цели. ЭНТЕЛЕХИЯ – стремление вещи к своей цели.
Бог – тот фактор, благодаря деятельности которого из материи как потенции через наложение формы образуются вещи; бог вечный двигатель, он притягивает вещи к цели, совершенству. Сам бог при этом вечен и неподвижен. Если его понимать как подвижное первоначало, то нужно поставить вопрос об источнике движения бога, что недопустимо.
В ГНОСЕОЛОГИИ Аристотель — основатель логики как науки о мышлении, его формах и законах.
ПОЛИТИКА. Аристотель анализирует различные формы государства, подразделяет их на правильные (Монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия). Лучшая из форм - полития, правление зажиточного образованного среднего класса.