Античная философия. Космоцентристский характер древнегреческой философии. Классический период античной философии. Софисты. Сократ, Платон, Аристотель.

Античная философия. Космоцентристский характер древнегреческой философии. Классический период античной философии. Софисты. Сократ, Платон, Аристотель.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе.

Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Все эти Ф. направления были во многих отношениях противоречивыми друг другу.

Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Горгий, Протагор: основные положения их теории: Человек есть мера всех вещей. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом. Софисты обращаются к мышлению человека. Абсолютной истины нет, но существует относительная истина.

Сократ: критиковал натурфилософию : если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. Ирония Сократа: с помощью неё он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений. Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания. "Познай самого себя".

Платон: учение о мире людей и мире вещей.. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Мир идей не разлагается на части. Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами. Мир вещей противоположен миру идей. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела. Платон придумал такое государство, где правят философы, у которых нет семей и имущества; в их подчинении находятся воины, которые держат народ(крестьян, которые живут и работают на земле) в состоянии мира. Это почти тоталитарное государство, а в добавок ко всему этому, он считал, что должна существовать цензура литературы.

Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находятся в человеке. Аристотель считал материю инертным/аморфным состоянием, форма проникает в вещь и организует её. В боге форма развита полностью. Бог - неподвижная форма, он не изменяется, но в то же время сам является двигателем развития материи. Аристотель - основатель формальной логики: 3 закона: 1) Закон тождества АєА 2) Закон противоречия(не может быть сразу и А и неА) 3) Закон исключения третьего(может сущ-ть А или неА, но ничего больше). Наивысшими фор-ми гос-ой власти Аристотель считал формы, в которых исключена возможность корыстного использования власти. Власть должна служить всему обществу. 10 категорий Аристотеля: качество, пространство, время, место и т.п.

Философия эпохи просвещения. Рационализм как умопостроение и методология эпохи просвещения. Учения Руссо о противоречивости культурно-социального прогресса. Механизм философской мысли нового времени. Атеистический материализм 18 века (Ломерти, Дидро, Гольбах, Гельвецкий)

В новое время материализм первоначально возникает в Англии (17 в) Бэкон, Гоббс, Локк. Материалисты 17-18 в отрицали развитие материи, оставались метафизиками. Крупный вклад в развитие материализма внес Спиноза. Его материализм выступает в теологической форме: мир – бесконечная природа, которую он называет Богом. Материализм 17-18в основан на идее сохранения, исключающей идею развития, возникновения нового, никогда ранее не существовавшего. Развитие – появление из ничего, сотворение.

Более развитый характер материализма – во взглядах французских материалистов: Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри. Они не оказали глубокого влияния на революцию, но их работы имеют ценность в том, что они дали достат-е обоснов-е матер-ма на тот период. Основа-ль Дидро, первый создатель энциклопедии. Он притягивал к себе людей всех слоев общ-ва. Систематизатором матер-их идей был Гольбах, кот-й послед-но изложил принципы матер-ма. Г гов-л что сущ-ет только природа. Весь мир матер-ен, суще-ие потустороннего и бога это только выдумка, религия играет отрицательную роль. Фран матер-ты были противниками религии, но больше боролись с церк-ой орган-ей чем с идеями, ибо смотрели на религию как на встречу дурака с обманщиком

Для Ф матер-в движение – это способ сущест-ия матер-ых вещей, но они знали одно движение – перемещение тел в пространстве. Движение по ним абсолютно, а покой относителен. Сознание – функция мозга. Ф матер-ты склонялись что человек существовал вечно, и существующие природные условия дают человеку возможность жить. Они говорили что человек живет по закону природы, у человека есть потребности которые вечны, и счастье определяется удовлетворением потребностей. Если он несчастен, то человеку навязали не естественные потребности. Они утверждали, что если человеку объяснить его потребности, то он будет счастлив. Они различали: 1) естественные права (право на жизнь, на свободу, на счастье), свобода заключается в выборе средств достижения счастья и важное средство – это труд, и люди от природы не равны, следовательно не может быть социального равенства. Богатые должны заботиться о бедных. 2) гражданские права, которые позволяют людям совершать определенные действия.

Ж.Ж. Руссо (просветитель) полагал, что искусство и наука, как и вообще цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми. Руссо говорил что в прошлм существовал естественный человек, который отличался своим умом. По Руссо человек мог бы жить счастливо, но его испортила цивилизация, и в конечном счете может его погубить. Т.о. из уст Руссо прозвучал клич «Назад к первобытному обществу». Но Р не требовал полного возврата к старому, он видел в частной собственности главного врага добродетели. Р видел становление частной собственности как закономерность и не говорил, что частную собственность нужно отбросить, он говорил, что крупной частной собственности не д.б. Он требовал, что бы земля перешла в руки крестьянства, он отстаивал уравнительные идеи. Идеи Р были доступны и рев-ция проходила под его лозунгами и поражение рев-ции - показатель слабости идей Р.

Постмодернизм

Постмодернизм—умонастроение, но не течение. Постмодернизм — одно из наиболее влиятельных направле­ний в современной философии и культуре. Постмодернистская философия распространена главным образом во Франции и США.

Одна из основных задач, которая была поставлена постмодер­нистами, состоит в разрушении, «деконструкции» проекта науки и философии, заложенного философией Нового времени.. Другими словами, основной целью философии постмодернизма является разрешение всего «современного». При интерпретации понятия «современность» при­менительно к концепциям постмодернизма следует исходить из обыч­ного, обыденного значения этого слова: «все то, что является совре­менным».

Другая важная задача, стоящая перед постмодернистами, со­стоит в разрушении любых проявлений тоталитаризма, проявля­ющегося в европейской культуре. При этом «тоталитаризм» пони­мается максимально широко, как любое ограничение свободы. А сле­довательно, к проявлениям тоталитаризма относятся культурные стереотипы, идеологии, власть, логика, стремление все подвести под стро­гие формулировки законов, поиск всеобщего и универсального, при­оритет рационального над чувственным, мужскою над женским, авто­ритеты и т.д. Позитивной целью постмодернизма является про­возглашение свободы, множественности точек зрения, уникальности индивидуального существования, иронического отношения ко всему устоявшемуся и общепринятому, критичность по отношению к ценно­стям, которые навязываются человеку культурой, властью, авторитета­ми и средствами массовой информации.

Жан-Франсуа Лиотар (род. 1924) — французский философ, один из наиболее влиятельных представителей постмодернизма. В ос­нове концепции Лиотара лежит понятие «большого нарратива» (от франц. — повествование). С этим понятием Лиотар связывает важное для постмодернизма понятие власти. Возникновение «большого нарратива» приводит к тому, что в культуре начинает господствовать лишь один язык, который по­лагается как истинный и обладающий особым отношением к дей­ствительности.

Развитие как философская проблема. Разнообразие трактовок развития. Диалектика как Ф. теория, описывающая и объясняющая природу универсальных связей и сущность процесса развития. Исторические формы диалектики. Альтернативы в диалектике в сознании и логике мышления

Мы постоянно сталкиваемся с явлениями, которые так или иначе изменяют свое состояние. В растительном мире - рост, расцвет, увядание, в животном мире - рождение, взросление, старение, в обществе - переход от одних общественных форм, организаций и состояний к другими т.д. Проблема развития - многоуровневая и многоаспектная. Ряд наук исследует с точки зрения своего предмета те или иные формы и способы развития. Философский подход отличается комплексным, обобщенно-абстрактным и универсальным подходами к феномену развития.

Изменение состояний предметов, процессов, явлений с сохранением их исходного состояния, основы, приводящее к их новому качественному состоянию называется развитием.

Объективные признаки, приводящие к развитию:1. невозможность сохранить существующие формы без угрозы их существованию;2. потенциальное разрушение, нарушение устойчивости организации и функций предметов, процессов, явлений.3. направленность преобразований всякой системы.

Характеристики развития:а) объективность;б) разноплановость;в) непрерывность;г) многоуровневость;

д) системность;е) многоэтапность;ж) комплексность.

Направленность развития обнаруживает три основных типа развития.

1. Прогрессивное развитие - движение явлений и процессов по восходящей линии, от менее совершенного к более совершенному состоянию называется прогрессом.

2. Противоположный процесс развития от более совершенного и менее совершенному, упрощение с потерей лучших форм и качеств, движение вспять, по нисходящей линии называется регрессом.

3. Круговорот - процесс развития "по кругу", без приобретения четкого направления, построение либо воссоздание предыдущих состояний после обретения нового качества.

Учение, предметом которого является изучение закономерностей развития и взаимосвязи явлений и процессов называется диалектикой. Этимология слова восходит греческому понятию искусства рассуждения, проведения беседы (Сократ).

Исторические формы диалектики.1. Античная диалектика. Основные представители: Герактит, Демокрит, Зенон, Платон и др. Основные черты диалектических взглядов: отрывочность, наивность, созерцательность, гипотетичность, стихийность, спонтанность.2. Немецкая классическая диалектика. Представители - Кант, Гегель, Фихте. Характеристики ее рассмотрения: идеалистичность, системность, методологичность, универсальность, активная творческая сущность, целостность, теоретичность т.е. совокупность законов и категорий.3. Современная диалектика. а) Марксистская диалектика (Маркс, Энгельс, Плеханов и др.) Принципы к ее изложения: объективность, материалистичность, всеобщность, теоретичность, научность. б) Идеалистическая диалектика. Виднейшие представители: Ж.-П. Сартр, Н. Лосский, Г. Маркузе и др.



Структура сознания

Сознание имеет сложную структуру, включающую в себя:

- элементы подсознания (интуиция, воля и пр.), бессознательного (безусловные рефлексы, инстинкты, осознанно направляемые и контролируемые человеком, условные рефлексы), имеющих специфику своих проявлений по сравнению с психикой животных;

- собственно сознание, состоящего из: а) феноменов чувственного восприятия (ощущения, восприятия, представления), эмоций;

б) абстрактного мышления (понятия, суждения, умозаключения),

в) языка как ядра второй сигнальной системы

г) памяти; и воспроизводить информацию.

д) самосознания (самочувствования, самопереживания, самооценки, самоконтроль, саморефлексия);

е) ценностно-целевых установок.

Античная философия. Космоцентристский характер древнегреческой философии. Классический период античной философии. Софисты. Сократ, Платон, Аристотель.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе.

Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Все эти Ф. направления были во многих отношениях противоречивыми друг другу.

Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Горгий, Протагор: основные положения их теории: Человек есть мера всех вещей. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом. Софисты обращаются к мышлению человека. Абсолютной истины нет, но существует относительная истина.

Сократ: критиковал натурфилософию : если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. Ирония Сократа: с помощью неё он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений. Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания. "Познай самого себя".

Платон: учение о мире людей и мире вещей.. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Мир идей не разлагается на части. Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами. Мир вещей противоположен миру идей. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела. Платон придумал такое государство, где правят философы, у которых нет семей и имущества; в их подчинении находятся воины, которые держат народ(крестьян, которые живут и работают на земле) в состоянии мира. Это почти тоталитарное государство, а в добавок ко всему этому, он считал, что должна существовать цензура литературы.

Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находятся в человеке. Аристотель считал материю инертным/аморфным состоянием, форма проникает в вещь и организует её. В боге форма развита полностью. Бог - неподвижная форма, он не изменяется, но в то же время сам является двигателем развития материи. Аристотель - основатель формальной логики: 3 закона: 1) Закон тождества АєА 2) Закон противоречия(не может быть сразу и А и неА) 3) Закон исключения третьего(может сущ-ть А или неА, но ничего больше). Наивысшими фор-ми гос-ой власти Аристотель считал формы, в которых исключена возможность корыстного использования власти. Власть должна служить всему обществу. 10 категорий Аристотеля: качество, пространство, время, место и т.п.


Наши рекомендации