Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель

Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в.до н.э. _ III в.н.э.).Она занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ, учений, идей, творческих личностей, богатству языка и влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Ее зарождение стало возможным благодаря:

- наличию полисной (городской) демократии и интеллектуальной свободе

- отделению труда умственного от физического

- быстрому развитию научного знания

- появлению личности свободного гражданина в обществе.

В истории древнегреческой философии выделяют три основных этапа:

1 этап – натурфилософия

2 этап – классическая философия

3 этап - эллинистическая философия.

Именно здесь сформировались первые научные школы - учения крупнейших мыслителей, которые развивались и распространялись их последователями

Натурфилософия. Космоцентризм.

Особенностью философии первого периода была неразделенность собственно философских и естественно – научных знаний. Поэтому первые греческие философы были также и учеными – естествоиспытателями, механиками, математиками и пр. Центральным вопросом для них был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атом (мельчайшую и неделимую частицу, Пифагор – число, как символ гармонии мира.

Крупнейшими достижениями философии первого периода стали диалектика Гераклита и атомистическая теория Демокрита.

Гераклит считал, что борьба – это способ достижения гармонии, способ существования. Атомизм Демокрита был «гениальной догадкой», одной из самых выдающихся идей в истории науки. Существуют атомы и пустота. Так возникает линия Демокрита, т.е. линия материализма. Эти две философские концепции сохраняют свое научное значение в течение двух с половиной тысяч лет. Но не все с помощью материализма можно было объяснить в этом мире.

Главный метод у натурфилософов в познании мира – наблюдение, созерцание.

Зрелая классика. Софисты. Сократ

Второй период (классическая философия) – это расцвет античной философии. Главной особенностью этого периода стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера. В этот же период формируется идеализм. Непосредственной причиной формирования идеализма стала неспособность античного материализма полностью объяснить мир. Материализм не мог объяснить духовные явления, общественную жизнь и другие вопросы бытия. Поэтому идеализм становится более популярным явлением, а мыслители – материалисты подвергаются преследованиям.

Существенный шаг к идеализму сделали софисты. Так греки называли учителей красноречия и знаний, необходимых для активного участия в общественной жизни. Софисты первыми стали изучать внутренний мир человека – его мышление, интересы и потребности, систему ценностей. Протагору принадлежит афоризм: «Человек есть мера всех вещей». Таким образом, оценка мира дается уже не только объективно, но и субъективно – с точки зрения интересов человека. А вот искусство вести полемику, убеждать и доказывать направлялось софистами не на постижение истины, а на получение личной выгоды, за что их и критиковал Сократ. В наше время софистикой называют особый способ ведения полемики – путем логических ухищрений, подтасовки фактов, использования многозначности слов, вводящими собеседников в заблуждение.

Совсем иначе, нежели софисты, рассматривал проблему человека Сократ. Больше всего внимания в своей философии Сократ отводил проблеме познания и этики. Не случайно его называли учителем нравственности. Своими заявлениями «я знаю, что ничего не знаю» и «познай самого себя» Сократ показал, с одной стороны, насколько сложен процесс познания. А с другой стороны, он показал свои нравственные качества (скромность, преданность истине, благородство). Метод, который он использовал в познании человека, называется маевтикой и включает в себя диалог и иронию. Сократ был обвинен за развращение афинской молодежи и непочтение к богам и заключен в тюрьму. Он отказывается от побега, который готовят его ученики и выпивает чашу цикуты. Сократ считает, что философ должен жить и умереть в соответствии со своими убеждениями.

Наличие знания Сократ считает важнейшей нравственной характеристикой человека (все наши беды от невежества). Поэтому его этика рационалистична. Самого Сократа называли учителем нравственности.

Философские системы Платона и Аристотеля.

Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление Платона – ученика Сократа. Платон основал Академию (школу философов), просуществовавшую более 800 лет. Главным в философии Платона было то, что он впервые ставит вопрос о соотношении материи и сознания в «Учении об идеях». Материальный мир, в котором живут люди, является лишь бледной «тенью» от некоего «мира идей». Все вещи материального мира временны, тленны, рано или поздно исчезнут. Лишь мир идей является подлинным, вечным, неизменным. Мир идей – подлинное бытие, а мир вещей – небытие. Эти взгляды Платона оказали сильнейшее влияние на развитие медицины. В основе медицины лежит концепция о постоянном взаимодействии тела и духа. Дух управляет материей.

Платона также волновали вопросы справедливого общественного устройства. И он создает концепцию идеального государства. По его убеждению, в государстве должны быть представлены три социальные группы: мудрецы – философы управляют остальными классами, ограничивая их свободу. Стражи – воины держат в повиновении низшее стадо. Эти две касты не имеют собственности и семьи. Зато третья каста (производители) может иметь собственность и семью. Высшие охраняют и направляют «низших», уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных. Это, конечно же, утопия, она никогда не подтвердилась на практике.

Вершиной развития древнегреческой философии было учение Аристотеля – ученика и критика Платона, воспитателя Александра Македонского, основателя Ликея, энциклопедиста. Аристотель родился в семье медика Никомаха, увлекался медициной. Как энциклопедист, Аристотель осуществил первую систематизацию знаний, выделив теоретические дисциплины и практические дисциплины.

Аристотель критикует Платона за то, что в учении Платона вещи оторваны от их внутренней сущности (вещи существуют отдельно от идей, материя от формы). Но в жизни такое невозможно. Поэтому Аристотель пытается соединить вещь (пассивное, материальное начало) с формой (активное идеальное начало). Форма – это сущность бытия, то, чем одна вещь отличается от другой. Формой всех форм является Бог. «Платон мне друг, но истина дороже», так говорит Аристотель, отстаивая свою истину. По Аристотелю все сущее состоит из двух начал – формы и вещи (сознания и материи). Формы, входящие в материю, образуют конкретные вещи. Это учение философа позволило лучше понять сущность отдельной вещи.

Аристотель разработал также геоцентрическую систему мира (система Аристотеля – Птолемея), просуществовавшую до гелиоцентрической системы Коперника (до 16в.). Земля – неподвижный центр вселенной, вокруг которого обращаются Солнце и все другие небесные тела.

Аристотель – основатель логики – науки о способах, формах и законах правильного мышления. Логика является орудием поиска и систематизации знаний о мире. Это субъективная логика. Таким образом, Аристотель считал возможным достоверное познание мира человеком.

Аристотель оставил человечеству «Никомахову этику». Это канон этического образования вплоть до ХУIII века. Добродетелями человек может овладеть путем обучения и благодаря привычкам. Высшей добродетелью он считал справедливость.

В социальной философии Аристотель дает представление о человеке как о животном политическом (общественном). Потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества. Регулирующим механизмом общества является государство. Государство возникает из потребностей людей в преодолении хаоса, в установлении социальной справедливости.

Аристотель подверг критике коммунистический идеал Платона, вводит понятие о «классах» богатых и бедных, о рабах и свободных. Он выступает за частную собственность, за воспитание детей в семье.

Творчество Аристотеля завершает собой классический период, наиболее творческий и продуктивный.

Наши рекомендации