Развитие диалектического способа мышления в античной философии (Гераклид, Зенон, Сократ, Платон, Аристотель)

Диалектикуможно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов. Обобщенно совокупность разработанных Гераклитом, Сократом, Платоном, принципов диалектики может быть представлена в следующем перечне:

• всеобщая взаимосвязь всех явлений;

• всеобщность движения и развития;

• источник развития — становление и разрешение противоречий;

• взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;

• развитие через отрицание;

• отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития;

• противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.

Гераклид- Первооснова мира - огонь. Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все предметы и явления природы рождаются из огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. В своей диалектике он исходит из того, что все абсолютно изменчиво. Гераклит открыл новую картину мира («Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного») и явился родоначальником диалектической идеи о противоречивой природе вещей, единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения( «все происходит через борьбу»).Единство всегда подразумевает различия и противоположности: искусство в подражание природе создает целостные изображения, смешивая различные краски; а смешение разных голосов создает музыкальную гармонию. Так и космос в целом: его «прекраснейшая гармония» создана противоположными стихиями, качествами, стремлениями. Борьба противоположностей инициирует постоянные изменения — все изменяется, лишь одно изменение постоянно. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» — гласит приписываемое Гераклиту изречение.

При этом изменения в мире вовсе не хаотичны, а подчинены определенному порядку — логосу. Гераклит использует понятие «логос» для выражения упорядоченности, закономерности хода вещей в мире, направляемого внутренним источником — борьбой противоположностей.

Зенон. Зенон — яркий представитель субъективной диалектики — считал, что существует лишь то, что можно доказать. Он сформулировал 40 апорий (неразрешимых затруднений), многие из которых получили широкую известность. Первую апорию Зенон формулирует так: «Движущееся не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет».Пояснение. Если мы в какой-либо момент времени зафиксируем внимание на движущемся теле, то в конкретном месте оно будет неподвижным, когда же оно покинет это место, то тем более в этом месте оно уже не движется. Вторая апория известна под названием «Дихотомия». Суть ее в следующем. Движение не может закончиться, так как прежде чем движущееся тело достигнет конечного пункта, оно должно достичь половины пути, а прежде чем достигнет половины — половины половины, и так до бесконечности. Это также означает, что движение в принципе даже не может начаться.

В целом в апориях Зенона проявляется мышление, типичное для древних греков, не допускавших идеи дискретности (дробности) пространства и времени, т.е. возможности мгновенной скорости в один бесконечно малый момент времени в одной точке пространства.

Рассуждения Зенона, построенные на доказательстве, сыграли большую роль в развитии теоретического мышления,

Сократ. Разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с выказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, (греч. повивальное искусство), помогающим рождению истины.

Своими поисками Сократ проложил путь к «миру идей» Платона и его диалектике.

Платон. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими_чувствами, является лишь "тенью" и произведен от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего:все явления и предметы материального мира_преходящи, непрерывно возникают, изменяются и непрерывно гибнут( и поэтому не могут быть подлинно сущими. Каждому классу чувственных предметов соответствует в бестелесном, нечувственном мире «идея». Идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти св-ва Платон признает их подлинными, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинного истинного познания.

В своей «концепции идей» Платон осуществил важнейший шаг в движении философии от метафорического к понятийному мышлению. Чтобы объяснить вещь, надо найти ее идею, иначе говоря - - понятие, т.е. то общее, устойчивое, постоянное в ней, что дано только разуму, а не чувствам. Выделив мир идей, Платон начал анализировать особого рода предметы -- идеализированные объекты, категории, понятия, в которых «схвачена» сущность вещей. (В этом, в конечном счете, и заключается смысл теоретического познания.) Именно это составляет главную философскую заслугу Платона.

Другое, не менее важное философское достижение Платона заключается в том, что он сумел показать объективный характер этих мыслительных форм.

Аристотель. Аристотель выступил как выдающийся систематизатор философского знания. Он как бы подытожил развитие всей предшествующей философии. Философские достижения Аристотеля(1) Главным философским достижением Аристотеля по праву считается создание формальной логики — учения о законах и формах правильного мышления. Научное знание вообще начинается не с утверждения, а с доказывания истин. Аристотель же создал науку о самом доказательстве, осуществляемом посредством сведения знания к общим принципам (индукция) или выведения из них (дедукция).

(2) Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предметом которой является природа. Предмет философии — «предельные основания бытия», т.е. то, что существует «сверх природы»: сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением.

(3) Решая проблему бытия, Аристотель разработал учение о четырех первопричинах, всего существующего: формальной - связанной с сущностью предмета, его структурой и понятием;

• материальной — связанной с субстратом, первовещест-вом, в котором воплощаются форма и структура;

• движущей - - конкретной побудительной причине вроде прямого механического воздействия на предмет;

• целевой — связанной с тем, «ради чего», «зачем» существует та или иная вещь.

(4) Завершает аристотелевскую концепцию четырех первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия. Фактически — это некое божественное начало, выступающее в качестве триединой причины. Как формальная причина Ум есть «форма всех форм», предельное понятие о бытии; как движущая — «перводвига-тель», который движет все, но сам неподвижен; как целевая -- всеобщая цель, к которой стремятся все вещи и которая является высшим благом

Философия Платона

Платон (427 – 347 до н.э.) – древнегреческий философ – идеалист, ученик Сократа, основатель одного из наиболее мощного направления объективного идеализма. Отстаивая идеал. взгляд на мир П. активно боролся против материальных учений своего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парменида и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «идеями» и которые отожествил с бытием. «Идеям» П. противопоставил небытие, отожествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по П., порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии П. -учение о «мировой душе», психологии – учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. П. различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих «идеях». Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. Между «идеями» и чувственными вещами П. поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания – диалектика, под которой П. понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. В учении об обществе П. изобразил идеальное государство, существование которого основано на рабском труде. Система И.Г. изложена в работах: «Государство» и «Законы». Сущность его в том, что государством правят философы, его охраняют «стражи» или «воины», ниже этих обоих разрядов идут ремесленники. Основные принципы, на основе кот. строится государство:

1. идеальность(тесная связь с миром идей – ид. гос-во должно соответствовать идеи, кот. находиться в идеальном мире)

2. сословность (гос-во должно поддерживать кастовое деление общества

а) люди, приобщенные к миру идей, т.е. с золотой душой (ученые, мудрецы, философы)

б) люди с железной душой (военно- служащие, имеющие волевой характер)

в) люди с медной душой, т.е. связанные с торговлей, земледелием)

3. общественная собственность (для совершения своих идей не д. б. частной собственности, поэтому д.б. по сословию)

4. единомыслие(д.б. единая идеология, а иная идеология д. преследоваться и жестоко караться)

Обосновывая проект идеальн. государства П. подверг критике существующие формы госуд. власти. Концепция И. Г. в целом была утопией – государство тоталитарное.

Основные положения философии П. можно свести к следующим мыслям:

1. первоосновой всего бытия являются идеи (они причины всего бытия)

2. идеи локализуются в особом месте, кот. расположено далеко, в «умном месте», в особом мире идей.

3. идеи не доступны челов. чувствам, т. к. находятся далеко, поэтому они м. б. осмыслены др. человеческим чувством – мышлением, т. е. разумом.

4. мир идей сложен, он имеет свою структуру, кот. можно представить в виде пирамиды.

Отношение к этому ученому было неоднозначно. У П.были не только сторонники, но и противники - материалисты. Сторонники видели достоинства:

1. они указали, что именно П. наиболее правильно разрешил идею о бытие.

2. П. создал прочную основу идеальн. мира, кот. заключен в человеке.

3. П.впервые четко в филос. Размышлении поставил вопрос о субординации первичного и вторичного мира (идеального и материального, отдав предпочтение идеальному)

4. П.возвысил роль всего духовного, идеального, жизни человека (научн. знания, роль искусства, чел. психики, самой философии, религии) .

Противники указывали на недостатки:

1. П.принизил роль всего материального мира объявил его не вечным.

2. найдя общий знаменатель в виде идеального мира упростил всё окружающее наше богатство, т.е. омертвил его.

3. П. создал одну из первых фил. систем, кот. претендовало на однозначное объяснение, называясь абсолютной истиной.

Философия Аристотеля

Аристотель (384-322 до н. э.) – древнегреч. философ, величайший из учеников Платона, был не согласен с теорией идей Платона. Он считал, что идеи не имеют независимого существования вне ума. Однако полностью преодолеть платон. идеализм не смог, колеблясь между идеализмом и материализмом. Основал в Афинах собств. школу.

Философские достижения А. :

1. Создал формальную логику – учение о законах и формах правильного мышления. Научное знание вообще начинается не с утверждения, а с доказывания истин.

2. Первый стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем или о первых началах и причинах и вторую философию,предметом которой является природа.

3. Решая проблему бытия, А.разработал учение о четырех первопричинах всего существующего:

а) формальной – связанной с сущностью предмета, его структурой и понятием.

б) материальной – рассматривалась им в двух планах: 1. первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы и 2. из чего вещь состоит или уже оформленный материал.

в) движущей -конкретной побудительной причине вроде прямого механического воздействия на предмет.

г) целевой – связанной с тем, ради чего, зачем существует та или иная вещь.

4.Завершает аристотелевскую концепцию четырех первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависти только от самого себя.

5. Свои этические и политические взгляды А.пытался обосновать, т. е. на опыте и примере, а не на достижимом идеале. По А. общая цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Конечная же цель жизни – счастье, под которым понимается достижение нравственной уравновешенности в результате деятельности добродетельной жизни.

6. В области политики А. классифицирует правильные и неправильные формы государства в зависимости от двух критериев: направленности политики на общее или личное благо и количества правителей.

Заслуга А.заключается не только в том, что он систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, но и заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создавшим систематическое учение о природе – физику, заложил основы формальной логики, как науки о формах и законах правильного мышления.

Наши рекомендации