Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
8.1 Методика освоения дисциплины
Методика освоения дисциплины направлена на осуществление таких фундаментальных целей, как формирование у обучающихся философского, научно-обоснованного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, развитие самостоятельного, творческого и вместе с тем критического мышления, привитие навыков работы с текстами, умения их анализировать и критически оценивать, а также грамотно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Актуальностьизучения обучающимися философии обусловлена нарастанием сложности общественной жизни, развитием и усложнением методов научного познания и инженерно-технической деятельности. Философия формирует мировоззренческую и методологическую культуру будущих специалистов МЧС и ГПС, дает им наиболее обобщенные представления о мироздании и месте в нем человека, является фундаментом всех других общенаучных, гуманитарных и специальных дисциплин, вооружает методологией познания и практически-преобразовательной деятельности. Таким образом, постоянное освоение философии – необходимое звено современного образовательного процесса в высшей школе.
Решая вопросы бытия, познания, смысла жизни человека, природы общественной жизни и общественного идеала, профессиональной морали, философия дает возможность обучаемому не только сформировать основы научного мировоззрения и профессиональной культуры, но также позволяет обрести основу для осознанной жизненной позиции и практического действия сотрудника ГПС МЧС России. Таким образом, изучение будущими судебными экспертами философии – это освоение ее содержания, формирование ценностно-ориентирующего мировоззрения и методологической культуры, обеспечивающих успех в последующей профессиональной деятельности. Выполняя в пространстве духовной культуры социума две главные функции – мировоззренческую и методологическую, – философия, в конечном счете, выступает незаменимой «школой жизни» и «школой мышления».
Достижение отмеченных целей последовательно осуществляется всеми формами проведения занятий и складывается из следующих основных компонентов: самостоятельная работа с учебной и научной философской литературой, прослушивание лекций, участие в семинарских занятиях, обязательное написание реферата и его защита, обязательное написание двух контрольных работ, выполнение творческих заданий.
Самостоятельная работа является основным методом глубокого и творческого усвоения содержания дисциплины, важнейшим путём приобретения и углубления знаний, незаменимым средством развития мышления. Важнейшими принципами самостоятельной работы являются:
· регулярность: занимайтесь не от случая к случаю, а регулярно, хотя бы один раз в неделю;
· целенаправленность: прежде чем начать работать с философским текстом, решите, что Вы хотите узнать, на какие вопросы получить ответы;
· последовательность: не стремитесь забежать вперёд, узнать всё сразу, вместо быстрого, но поверхностного усвоения содержания дисциплины практикуйте постепенное и последовательное движение в соответствии с программой курса – так Вы сделаете свои знания более прочными;
· практичность: старайтесь распознать жизненно-практическое значение даже самых абстрактных философских идей и положений, оценить сквозь их призму собственное мировоззрение и поведение, жизнь своих близких и товарищей, прошлое, настоящее и будущее нашей страны и всего человечества;
· критицизм: не принимайте всё, что услышите и прочитаете за «чистую монету», следуя советам древних философов, сомневайтесь во всём, дерзайте вопрошать и критиковать авторитеты;
· коллегиальность: обсуждайте прочитанное, услышанное и увиденное в кругу своих товарищей, ведь именно в споре рождается истина.
К основным формам самостоятельной работы относятся: чтение основной и дополнительной литературы по дисциплине, подготовка к семинарским занятиям, написание реферата, выполнение творческих заданий, работа с практикумом, подготовка докладов и тематических сообщений.
Полнота и качество конспекта лекций – важный показатель отношения обучающихся к изучению курса. Конспект – важнейшее, незаменимое средство хранения и систематизации информации. Вести конспект следует аккуратно, выделяя более крупным шрифтом или подчеркиванием название темы лекции и учебных вопросов, основных определений. При подготовке к лекции необходимо просматривать записи предыдущей лекции с целью восстановления в памяти ранее изученного материала.
Существует ряд правил, следование которым сделает работу с конспектом легкой, удобной и эффективной:
· старайтесь вести записи аккуратно, писать разборчиво, чтобы потом можно было легко понять написанное;
· выделяйте основное (заголовки тем и вопросов лекций, определения важнейших терминов, имена философов) с помощью чернил другого цвета, цветными карандашами или фломастерами – так Вы всегда легко найдёте самое важное;
· во время конспектирования лекций сокращайте длинные или часто употребляемые слова и словосочетания, разработайте собственную систему условных обозначений;
· делайте записи свободными, чтобы при повторном чтении можно было внести в них поправки, уточнения, дополнения;
· заведите в конце тетради словарь, в который заносите определения важнейших терминов.
Семинарские занятия– являются школой публичных выступлений обучающихся, они проходят в атмосфере свободного обмена мнениями, в форме живого и творческого обсуждения основных вопросов. Отдельные занятия по решению преподавателя могут проводиться с использованием активных методов обучения, в частности, в форме деловых, эвристических игр, дискуссий, конференций, круглых столов и т.п. Каждый обучающийся должен готовиться к каждому семинарскому занятию на основе указаний преподавателя.
Особое место при подготовке к семинарам, а также во время их проведения, занимает работа с Практикумом по философии. Она включает в себя чтение и последующий анализ фрагментов философских текстов, ответ (письменный или устный) на контрольные вопросы по текстам, выполнение творческих заданий.
Творческие задания предназначены для развития творческого, нестандартного мышления, для углублённого освоения отдельных, наиболее важных тем курса.
Контрольная работа является важной формой контроля знаний, она носит обязательный характер, позволяет единовременно выявить уровень текущей готовности у каждого обучающегося. Каждый обучающийся должен написать две контрольных работы по разделам 1,2 и 3,4 соответственно.
Реферат [нем. Referat < лат. referre докладывать, сообщать] представляет собой учебно-исследовательскую работу, которая пишется каждым обучающимся по определённой теме на основе изучения оригинальной философской литературы.
Требования по оформлению реферата:
§ реферат должен включать в себя введение, основную часть, состоящую из 3-5 разделов, заключение, список литературы;
§ реферат должен быть оформлен на листах формата А-4 (текст пишется только на одной стороне листа);
§ все цитаты должны сопровождаться ссылками на их источник;
§ у реферата должны быть правильно оформленный титульный лист, оглавление с указанием номеров страниц;
§ все страницы реферата должны быть пронумерованы;
§ рекомендуемый объем реферата – 24 страницы.
Консультации преподавателей организуются с целью помочь обучающимся разрешить вопросы, возникающие в процессе самостоятельного изучения учебного материала на любой стадии его освоения, как в течение учебного семестра, так и в период зачетной (экзаменационной) сессии. Они, как правило, проводятся в индивидуальном порядке, но при необходимости могут быть и групповыми.
Преподавание дисциплины проводится в течение одного семестра.
По завершении семестра обучающиеся сдают экзамен.
Экзамен, как правило, проводится в устной форме по билетам, каждый их которых включает в себя по 2 учебных вопроса. Окончательное решение о форме проведения экзамена принимается кафедрой на заседании предметно-методической секции.
Пропущенные обучающимися занятия (по уважительным или иным причинам) отрабатываются в индивидуальном порядке в дни консультаций преподавателя, ведущего семинары.
Рекомендуемая литература для подготовки к лекциям:
1. Гуревич П.С. Философия. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2014. – 605 с. (Гриф УМО ВО) (Электронная библиотека www.iprbookshop.ru).
2. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс. 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.
3. Ратников В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 671 c. (гриф МО) (Электронная библиотека www.iprbookshop.ru).
Рекомендуемая литература для подготовки к семинарским занятиям:
1. Философия. Практикум для вузов пожарно-технического профиля / В.Н. Липский, Ю.М. Бабин, А.В. Киричек и др.; учеб. пособие. – М.: АГПС, 2014. – 229 с. (Гриф МЧС РФ).
2. Философия. Планы семинарских занятий для обучающихся по направлению подготовки (специальности) 031003 – «Судебная экспертиза» по программе специалитета (5 лет очно) / Сост.: А. В. Киричек. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2013. – 47 с.
8.2. Перечень вопросов для подготовки к экзамену
По разделу 1. «История философии»:
1. Предмет, структура и функции философии
2. Мировоззрение, его структура и исторические типы
3. Проблема основного вопроса философии
4. Философия Древнего Китая и Древней Индии
5. Философия Древней Греции
6. Средневековая философия, ее особенности и исторические формы
7. Философская мысль эпохи Возрождения
8. Западноевропейская философия 17-го века. Рационализм и эмпиризм
9. Основные идеи философии эпохи Просвещения
10. Немецкая классическая философия
11. Этапы становления и характерные особенности русской философии
12. Русская средневековая философия (представители, важнейшие идеи)
13. Русская философия 18 века
14. Отечественная философская мысль первой половины 19-го века
15. Философские идеи в творчестве Л. Толстого и Ф. Достоевского
16. Философия В. Соловьева и Н. Бердяева
17. Русский космизм
18. Основные идеи марксистской философии
19. Современная западная философия
По разделу 2. «Основные проблемы онтологии»:
20. Проблема бытия в философии. Формы бытия. Бытие и не-бытие
21. Философское понятие материи. Атрибуты материи
22. Движение как атрибут материи. Формы движения материи
23. Пространство и время как формы существования материи. Концепции пространства и времени
24. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения
25. Сознание, его происхождение и сущность
26. Сознание и бессознательное. Психоанализ о структуре человеческой психики
27. Диалектика как теория и метод. Альтернативы диалектики
28. Законы диалектики и их проявления в пожарном деле
По разделу 3. «Гносеология. Философия науки и техники»:
29. Познание как предмет философского анализа. Знание и познание
30. Познавательное отношение и его структура. Виды средств познания
31. Истина, ее свойства и критерии. Концепции истины
32. Сущность и строение науки
33. Научно-техническое познание и его особенности
34. Философское понимание техники. Этапы развития техники
35. Чувственное познание и его формы
36. Рациональное познание и его формы
37. Формы и методы эмпирического познания
38. Основные формы и методы теоретического познания
По разделу 4. «Социальная философия и философская антропология»:
39. Общество как социальная система. Основные сферы общественной жизни
40. Общество как исторический процесс. Основные проблемы философии истории
41. Понятие духовности. Измерения духовности
42. Понятие и содержание духовной жизни общества
43. Предмет философской антропологии. Сущность и существование человека
44. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека
45. Проблема антропосоциогенеза и альтернативные варианты ее решения
46. Проблема детерминант человеческого бытия. Биологическое и социальное в человеке.
47. Понятие культуры, ее сущность, структура и функции
48. Культура и цивилизация. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития
49. Глобальные проблемы современности, их происхождение и взаимосвязь
50. Демографическая ситуация в России и в мире
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Таблица 12