Буддхи-йога (нишкама-карма): сражайся!

Но не создавай последствий своих действий (2.39-53)

Арджуна не может думать о битве иначе как о грехе. Поэтому бездействие представляется ему единственным решением проблемы греха. Этому неверному пониманию Кришна противопоставляет совершенно иной образ действий – буддхи-йогу.

Под понятием «буддхи-йога» подразумевается связь с Богом через разум. Сосредоточив свой разум на концепции души, человек больше не будет действовать ради получения плодов своей деятельности, связанных с телом. Человек будет продолжать действовать, но уже в настроении отречения от материальных результатов. В этом разделе Кришна рассеивает страх Арджуны перед последствиями грехов и дает Арджуне истинное понимание святости.

Основная тема:

Человека связывает не сама деятельность, а сознание, с которым он выполняет ее. Человек будет свободен от зависимости, если в своих действиях он руководствуется представлениями о вечном, духовном «я».

Подпункты:

А. Существует два уровня буддхи-йоги.

1. Первый заключается в том, что человек действует, зная, что он не является телом. Это освобождает его от желания пожинать плоды своей деятельности.

2. Второй, более высокий уровень буддхи-йоги заключается в том, что человек действует, зная, что он – вечный слуга Кришны. Это не только освобождает человека от желания пожинать плоды своей деятельности, но и дает трансцендентное желание удовлетворить Верховную Личность Бога.

Б. Деятельность на уровне буддхи-йоги разительно отличается от деятельности на материальном уровне (2.40).

1. О материальной деятельности судят по ощутимым результатам, которые она приносит. Следовательно, она считается удачной только в случае, если она доведена до конца. Но любой объем деятельности, совершенной в буддхи-йоге (сознании Кришны) имеет постоянное воздействие на сознание индивида. Это воздействие переносится в следующую жизнь человека. Продолжение продвижения по пути самоосознания начинается с уровня, на котором он остановился.

2. Следует понять, что любая материальная деятельность в конечном счете бесполезна, ибо она временна. Деятельность в сознании Кришны, напротив, навсегда остается с живым существом.

В. Стойкая решимость (вьявасаятмика-буддхи) достичь успеха в духовной жизни характеризует человека, практикующего буддхи-йогу. Материалисты переменчивы, так как они подчиняются диктату постоянно меняющегося ума. Однако преданные сосредотачивают свой разум на служении Господу, понимая, что Он – Верховная Личность Бога, источник всего Творения (2.41).

1. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что вьявасаятмика-буддхи – это принятие наставлений духовного учителя как миссии своей жизни.

2. Можно считать, что человек прочно утвердил свой разум в преданном служении, если он имеет твердую веру в то, что просто служа одному лишь Кришне, он выполняет и все другие обязанности.

Г. Тот, кто пытается продвинуться в буддхи-йоге, должен оставить привязанность к совершению многочисленных ведических ритуалов (2.42-46, 52 и 53)..

1. Неспособность различить мелкие, второстепенные обязанности от основных обязанностей чистого преданного служения создает значительное препятствие на пути предания себя Господу.

а) Поскольку предназначение Вед состоит в том, чтобы очищать людей, Веды предписывают различные дхармы для людей, находящихся на разных уровнях развития сознания.

б) Определенные разделы Вед, называемые «карма-канда», привлекают людей, привязанных к удовлетворению чувств. Однажды привлеченные Ведами, они смогут совершать дальнейшее продвижение.

в) Следуя путем Вед, человек постепенно отрешается от удовлетворения чувств и от религии, сулящей материальную выгоду, и таким образом продвигается к цели, чистому преданному служению. Конечная цель ведического пути – практика чистой преданности Кришне. 4

г) Если у человека есть возможность совершать чистое преданное служение, но он уклоняется от него под предлогом мирского религиозного благочестия, он упускает самое важное и впустую тратит время.

2. Используя эти доказательства, Кришна оттачивает разум Арджуны и делает попытку устранить все препятствия на пути к непоколебимой решимости предаться.

Д. Привязанность к материальному богатству и удовлетворению чувств является единственным самым серьезным сдерживающим фактором, не позволяющим обрести устойчивость в преданном служении (2.43 и 44).

Е. Кармические реакции являются результатом мышления в категориях деятельности ради плодов, однако тот, кто действует из чувства долга, свободен от желания наслаждаться результатами своей деятельности и неподвержен действию кармы (2.47-53).

Ж. Важно, что в «Бхагавад-гите» Кришна никогда не просит Арджуну отказаться от свойственного его природе рода деятельности. Он советует Арджуне продолжать действовать, но в духе отречения.

1. Кришна предписывает образ действий, называемый «нишкама-карма йога», который освобождает человека от оков кармической деятельности и ее последствий, но вместе с тем позволяет человеку активно использовать органы чувств. Таким образом, в сравнении с полным отречением от деятельности (карма-санньясой) нишкама-карма йога вызывает меньше беспокойств и снижает риск падения (2.47).5

2. Кришна описывает йогу как деятельность, совершаемую без привязанности к результату. Человек достигает этого уровня йоги (непривязанности), следуя наставлениям Господа о преданном служении (2.48).

3. Человек может полностью прекратить связывающую его деятельность, направленную на удовлетворение чувств, когда он осознает, что изначальное положение души – служить Высшей Душе, Кришне. Таким образом, он всю свою деятельность направит только на служение Кришне. Такая деятельность находится на уровне освобождения (2.49).

4. Занимаясь преданным служением, человек избегает кармических реакций на свою деятельность в настоящем, а также сжигает прошлую карму (2.50 и 51). В этом суть доводов Кришны, развеивающих страх Арджуны относительно последствий грехов. Арджуна не желает сражаться, потому что хочет избежать последствий греха и следующих за ним несчастий. Но Кришна объясняет, что деятельность в преданном служении (для Арджуны это участие в битве) освободит его от всех грехов и приведет его туда, где нет страданий (на Вайкунтху).

5. Такое понимание положения Кришны и буддхи-йоги делает человека устойчивым в преданном служении и безразличным к ведическим ритуалам и мирской религиозности (2.52 и 53).

Стхита-прагья: Сражайся! Утвердись в сознании Кришны (2.54-72)

Дав Арджуне наставления в буддхи-йоге, Кришна описывает стхита-дхир муни, чтобы показать, что представляет собой человек, утвердившийся в буддхи-йоге.

Основная тема:

Тот, кто утвердился в сознании Кришны, находится выше беспокойств, доставляемых внешними, материальными явлениями. Он может ощущать трансцендентное, даже находясь в этом теле.

Подпункты:

А. Удовлетворенность – основополагающий признак того, кто устойчив в понимании своего изначального положения.

Такой человек не нуждается в том, чтобы искать удовольствий в материальном мире, так как он ощущает счастье сознания Кришны внутри себя. Так он поднимается над уровнем ума, эгоистическим принятием и отвержением, и утверждается в преданном служении, не обращая внимания на внешнее окружение (2.55-57).

Б. Преданный всегда держится в стороне от затягивающего влияния объектов чувств:

1. Аналогия с черепахой. Преданный использует свои чувства только для преданного служения. Когда нет служения, которое можно было бы совершать чувствами, он втягивает их, как черепаха втягивает свои конечности под панцирь. Таким образом, преданный полностью контролирует свои чувства, хотя и занимает их деятельностью (2.58).

2. Основной способ контролировать чувства – изведать высший вкус. Почувствовав вкус высшего наслаждения духовной жизни, человек естественно и легко отказывается от мирских привязанностей и наслаждений (2.59).

3. Чувства сильны и неудержимы. Они способны увлечь даже проницательного человека, который пытается контролировать их.

а) Слова «проницательный человек» относятся к гьяни, который пытается обуздать чувства силой своего собственного философского понимания и убежденностью на уровне ума.

б) Кришна показывает разницу между сложностью такой борьбы и легкостью, с которой преданный остается в стороне от запутанности, вызванной стремлением удовлетворять материальные чувства.

(1) Контролируя чувства в процессе преданного служения, человек не страдает от вынужденной пассивности, потому что он задействует все чувства в регулируемой деятельности в преданном служении.

(2) Деятельность в сознании Кришны приносит истинное умиротворение и непрекращающееся ощущение счастья (2.60-61, 64-68).

В. Тот, кто не занимает чувства в служении Кришне, в конечном счете деградирует до материалистического сознания, так как просто подавляя ум и чувства, человек не насыщает их (2.62-63):

1. Кришна описывает постепенную деградацию сознания. Она начинается с того, что человек начинает медитировать на материальные чувственные удовольствия (дхьяято вишаян).

2. Вследствие долгой медитации на определенные объекты человек развивает привязанность к ним (сангас тешупаджаяте).

3. Из этой привязанности развивается страстное желание завладеть объектами вожделения, и человек начинает строить планы, как это сделать (сангат санджаяте камах).

4. Вожделение приводит к гневу (камат кродхо ‘бхиджаяте). Когда что-то препятствует исполнению вожделенных желаний, человек впадает в гнев. Даже если вожделение удовлетворено сразу же, природа его такова, что чем больше его утоляешь, тем сильнее оно разгорается (см. 3.39). В конечном счете, оно становится так велико, что его невозможно утолить, и тогда неизбежно возникает гнев.

5. Гнев, подобно алкоголю, затуманивает сознание. В гневе, ослепляющем человека, человек не может видеть последствий, к которым ведут его действия. Итак, гнев приводит к полнейшей иллюзии (кродхад бхавати саммохах).

6. Пребывая в иллюзии, человек забывает о своем истинном положении и в духовном плане, и в материальном (саммохат смрити-вибхрамах).

7. Таким образом, вся парадигма реальности, которая является продуктом буддхи, теряется и искажается (смрити-бхрамшад буддхи-нашо).

8. Человек снова падает в болото материальной жизни (буддхи-нашат пранашьяти).

Г. Тот, кто утверждается в буддхе-йоге, в действительности живет в другом мире, нежели материалист. Находясь в том же самом месте, буддхи-йог видит реальность совсем в ином свете, поскольку его разум нацелен на самоосознание, а не на удовлетворение чувств (2.69).

Д. Сознание Кришны – это конечная стадия, на которой отсутствуют желания (2.71).

1. Признавая верховное положение Кришны и свое собственное положение слуги, человек из-за мирских желаний не сойдет с пути, ведущего к Трансцендентному.

2. Это уровень полной удовлетворенности.

3. Итак, для того, чтобы достичь умиротворенности, Арджуна должен порвать со своими материальными привязанностями, которые препятствуют выполнению дхармы. Если Арджуна желает умиротворения, он должен исполнять повеление Кришны и сражаться.

4. Деятельность в чистом сознании Кришны позволяет человеку вступить в духовный мир даже при этой жизни (2.72).

Глава 3

Карма-йога

Разрешение спорного вопроса:

Отречение от деятельности или деятельность в нишкама карма-йоге (3.1-9)

В предыдущей главе Кришна подчеркнул важность буддхи, разума. Он дал Арджуне наставление при помощи буддхи-йоги «отбросить все желания, влекущие за собой отвратительные поступки» (2.49). Это утверждение только усилило замешательство Арджуны, так как он считал сражение ужасной и греховной деятельностью.

Арджуна считал, что для того, чтобы избежать зависимости от материального, необходимо оставить общество и отказаться от выполнения предписанных обязанностей.1 Это типичная ошибка новичков в духовной жизни. Они думают, что всякая деятельность ведет к зависимости, и для того, чтобы избежать кармы, нужно просто прекратить деятельность. В этом разделе Кришна решительно исправляет это ошибочное понимание.

Основная тема:

Освобождение или рабство определяются не деятельностью, а сознанием, с которым эта деятельность совершается. Следовательно, отречением является не отказ от деятельности, а отказ от привязанности к плодам этой деятельности.

Подпункты:

А. Отречение от деятельности без необходимой подготовки, знания и очищения приведет к краху на пути духовного осознания. Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, незрелый неофит, вставший на путь отречения, будет заниматься греховной деятельностью, так как он еще привязан к деятельности. (3.1, 4 и 5).

1. Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, человек лишает себя возможности постепенного очищения от образа мыслей наслаждающегося. Если в сердце человека, отказавшегося от выполнения предписанных обязанностей, возникнет желание действовать ради плодов, у него не будет позитивного пути для удовлетворения этого желания в рамках религии. Поэтому он подвергается огромному риску, так как может прибегнуть к неблагочестивым средствам удовлетворения этого желания. В этом опасность преждевременного отречения (3.4).

2. Отречение от деятельности не есть средство очищения, это результат очищения.

3. Душа активна по своей природе, поэтому отречение от деятельности в принципе невозможно. Напротив, человеку следует действовать на уровне чистоты.

4. Преждевременное принятие жизни в отречении (когда человек еще не успел развить в себе необходимые качества) может быть попыткой удовлетворять чувства на тонком уровне такими вещами, как выгода, почет и стремление выделиться из общей массы. Кришна с насмешкой противопоставляет это псевдо-отречение честной попытке очищения по правилам карма-йоги (3.6-7).

5. Предписанные обязанности слишком важны, чтобы отвергнуть их по собственной прихоти. Наряду с тем, что они очищают сердце, они также поддерживают стабильность в обществе и даже физическое здоровье человека (3.8).

Б. Путь бездействия (санкхья-йога) и путь действия (карма-йога) взаимозависимы и не противоречат друг другу.

1. Философский анализ (санкхья-йога) косвенным путем приводит человека к сознанию Кришны. Он помогает осознать свою духовную природу. Затем человек может осознать свою связь со Всевышним, Кришной.

2. Метод сознания Кришны (буддхи-йога, или карма-йога) означает деятельность на уровне осознания своей духовной связи со Сверхдушой.

3. Хотя санкхья-йога и буддхи-йога - два направления одного и того же пути самоосознания, все же сознание Кришны – высший метод благодаря своей практичности. В сознании Кришны человеку не нужно подавлять свое желание действовать. И эта деятельность в преданном служении, с помощью которой человек понимает свое истинное положение, является очищающим фактором. Здесь меньше возможностей для падения, и продвижение совершается быстро и легко (3.3).

В. Деятельность, совершаемая в сознании Кришны, есть деятельность во имя Вишну (ягья-артхат). Все существа вынуждены действовать в соответствии со своей природой. Им следует действовать только во имя Вишну и таким образом освободиться от оков кармической деятельности (3.9).

От карма-канды к карма-йоге (3.10-16)

Кришна уже установил, что не следует искусственно отрекаться от деятельности. Напротив, необходимо выполнять предписанные обязанности, действуя в духе отречения. Теперь Он объяснит, что делать тем, кто не может действовать на уровне отречения, но желает достичь этого. Удовлетворяя свои материальные желания в рамках религии, те, кто привязан, очистятся.

Основная тема:

Господь Кришна создал материальный мир для того, чтобы побудить людей совершать жертвоприношения. Он устроил так, что материальный прогресс зависит от ягьи. Поклоняясь Господу с целью получить материальное благополучие, человек очищается и прогрессирует.

Подпункты:

А.Лестница йоги.

1. КАРМА-КАНДА

Удовлетворение чувств с соблюдением определенных правил приводит основную массу людей к религиозности. Карма-канда различными способами очищает практикующего ее:

а) Она заставляет человека следовать правилам, которые приведут его к отрешенности. Отрешенность благоприятствует знанию.

б) Она приводит человека к Ведам, которые содержат также разделы «Гьяна» и «Упасана».

в) Совершение ягьи и получение результатов дают ему веру в шастры.

г) Это приводит человека к общению с брахманами, которые могут дать ему знание.

Встав на ведический путь и обретя веру, человек естественным образом придет к изучению разделов Гьяны и Упасаны, так как удовлетворение чувств в рамках Карма-канды неизбежно приведет его к полному разочарованию. Таким образом, Карма-канда приводит человека к следующему этапу…

2. САКАМА КАРМА-ЙОГА

Разочаровавшись в удовлетворении чувств, человек начинает желать очищения. Поэтому он пытается отречься от плодов своего труда. Из-за слишком длительного потакания своим материальным желаниям он привязан к некоторым из результатов своей деятельности, но постепенно продвигается к стадии полной отрешенности…

3. НИШКАМА КАРМА-ЙОГА

На этой стадии человек уже не привязан к плодам своего труда, но пока еще привязан к деятельности как к таковой. Это приводит к следующей ступени…

4. ГЬЯНА-ЙОГА

Полное отречение от желания действовать и от плодов деятельности; человек может отречься от всех обязанностей и полностью посвятить себя изучению философии.

5. БХАКТИ-ЙОГА

Бхакти может пронизывать все стадии, кроме карма-канды, но она обычно не проявляется полностью до тех пор, пока не разовьется глубокое осознание, характерное для стадии гьяны (см. 7.19).

Б. Карма-канда – совершение жертвоприношений ради материальной выгоды.

1. Через жертвоприношения человек обретает материальное процветание и постепенно возвышается до уровня освобождения (3.10-11).

2. Верховным наслаждающимся всех жертвоприношений (ягий) является Вишну. Полубоги также получают удовольствие от жертвоприношений, поскольку являются Его неотъемлемыми частицами.

3. Все необходимое для жизни дается полубогами. Таким образом, удовлетворив их, человек достигнет материального благополучия.

а) Полубоги, наделенные полномочиями правителей мира, управляют им от имени Господа. И, конечно, они довольны, видя, что кто-то непосредственно служит Господу. Но поскольку вначале не все могут быть готовы служить непосредственно Кришне, Веды иногда рекомендуют поклонение полубогам.

б) Весь этот процесс создан для того, чтобы взрастить чувство зависимости и служения в сердцах материалистов.

в) Имея в виду эту цель, Кришна объясняет, что тот, кто получает плоды жертвоприношений, не признавая Господа и полубогов (и не предлагая им то, что он взял), является вором, ведущим греховную жизнь (3.12-13).

В. Санкиртана-ягья – самая простая и наиболее эффективная форма жертвоприношения, особенно в Кали-югу (3.10; 3.12-14, комм).

Г. Принимая участие в жертвоприношении (ягье) даже с материальными целями, человек приходит в соприкосновение с Трансцендентым. Это происходит вследствие того, что Веды исходят непосредственно от Господа.

Д. Ягья, жертвоприношение – это нечто большее, чем сложный ритуал. Строгое исполнение своих обязанностей – вот настоящая ягья. Веды предписывают разнообразные обязанности (3.14-16):

1. Если человек может выполнять чистое преданное служение, то он движется непосредственно по направлению к Трансцендентному, и выполнение различных обязанностей с целью очищения совсем не обязательно для него (3.15).

2. А что можно сказать об обязанностях, не предписанных Ведами? Если человек, совершая деятельность, игнорирует ведическую дхарму, то такая деятельность бесполезна и лишь запутывает его. Цель человеческой жизни – возвысить сознание, исполняя авторитетную дхарму, предписанную Ведами. Пренебрегая этим правилом, человек живет напрасно (3.16).

Е. Жертвоприношение устраняет ложное эго – ложное чувство собственничества. Человек может воспринять Трансцендентное в той степени, в какой он погружен в совершение жертвоприношения. Итак, духовную жизнь можно рассматривать как разные степени жертвенности во имя трансцендентной цели. И начинается она с того, что материалист совершает ягью, чтобы удовлетворить свои чувства благочестивым образом. Высшим проявлением жертвенности является жизнь чистого преданного, чистая жертвенность.2

Нишкама карма:

Деятельность из чувства долга с целью показать правильный пример (3.17-35)

Поведав Арджуне о карма-канде, Кришна продолжает рассказывать, объясняя теперь нишкама карма-йогу

Ранее Кришна объяснил, что тот, кто хочет очиститься, должен выполнять предписанные обязанности, но тот, кто уже достиг самоосознания, может пренебречь своими обязанностями. Арджуна может подумать, что, будучи осознавшей себя душой, он имеет право отказаться от сражения, так как не нуждается в дальнейшем очищении с помощью выполнения предписанных обязанностей. Чтобы предотвратить такое неверное понимание, Кришна объясняет, что даже достигшие самоосознания люди выполняют предписанные обязанности, и делают это не из привязанности или ради очищения, а для того, чтобы показать должный пример другим. Объясняя эти моменты, Кришна разбивает доводы Арджуны, касающиеся «разрушения династии».

Основная тема:

Тот, кто обладает полным знанием, уже стоит выше материальных привязанностей. Ему не нужно выполнять предписанные обязанности, чтобы очиститься. И все же он действует, чтобы подать правильный пример тем, кто обладает меньшим знанием.

Подпункты:

А. Шастры и гуру предписывают человеку определенные обязанности в соответствии с его материальными привязанностями. Человеку предписывается выполнять деятельность, которая будет очищать его, и наряду с этим ему позволяется удовлетворять свои желания в рамках правил. Только тот, кто осознал себя, свободен от выполнения долга, поскольку у него нет материальных желаний и нет необходимости в дальнейшем очищении (3.17-18).

Б. Осознавший себя человек действительно выполняет предписанные обязанности только для того, чтобы показать другим наглядный пример того, как нужно жить (3.20-26)..

1. Шрила Прабхупада объясняет, что руководители общества должны знать явленные писания, чтобы правильно руководить людьми. Они также должны служить воплощением тех моральных норм, которые они вводят (3.21).

2. Кришна приводит в пример Себя. Он – Бог, и Ему вне Его Самого ничего не нужно, и все же Он ведет Себя как кшатрий. Причина этого в том, что если бы Он пренебрегал предписанными обязанностями, то простые люди, в свою очередь, поступали бы так же (3.22-25).

· Здесь Кришна разбивает довод Арджуны о «разрушении династии».

а) Общая масса людей готова воспользоваться любым предлогом, чтобы ради удовлетворения чувств пренебречь долгом. Если лидеры, подобные Кришне и Арджуне, будут уклоняться от исполнения дхармы, тогда и остальные, несомненно, последуют за ними. Каждый будет действовать по своей прихоти, и это станет беспрепятственно распространяться среди людей. Свод религиозных правил, регулирующий общение между полами, будет разрушен, и в результате этого появится варна-санкара, нежелательное население, которое подорвет устои общества.

б) Арджуна выдвинул довод, что война разрушит семейные традиции и приведет к появлению варна-санкары. В качестве контраргумента Кришна приводит тот факт, что отказ от сражения будет означать для Арджуны пренебрежение долгом, что тем более приведет к разрушению традиций и создаст варна-санкару.

3. Тому, кто понимает всю тщетность материалистической деятельности, не стоит побуждать людей преждевременно прекращать деятельность. Вместо этого ему нужно вдохновлять их на труд своим собственным примером. Занятость в предписанном процессе очищения медленно, но верно приведет человека к подлинному самоосознанию, в то время как преждевременное отречение просто сделает из него паразита на теле общества (3.26-29).

В. В чем же разница между осознавшей себя душой и невежественными людьми, если и те и другие выполняют одинаковые обязанности? Шрила Прабхупада объясняет: «Человек в сознании Кришны и человек, не находящийся в сознании Кришны, отличаются разными желаниями» (3.25-30).

1. Невежественный человек, сбитый с толку желанием чувственного удовлетворения, считает себя действующим. Он думает, что способен независимо управлять ходом событий в своей жизни. Таким образом, он выполняет свои обязанности с привязанностью и желанием получить чувственное наслаждение (3.27).

2. Осознавший себя человек понимает, что не принадлежит к материальному миру. Он выполняет свои обязанности без привязанности, ради очищения. Он не привязан к результатам своей деятельности, так как имеет твердую веру в то, что Кришна – владыка всего (3.28).

· Высший уровень деятельности осознавшей себя души – чистое преданное служение, стоящее над религиозными ритуалами или работой из чувства долга ради очищения (3.30).

Г. Способность человека прогрессировать в духовной жизни напрямую связана с верой и способностью без зависти принимать Кришну и Его наставления. Даже если человек не находится на уровне преданности, о которой упоминается в стихе (3.30), но искренне верит в слова Кришны, то в конечном счете он станет достойным чистого преданного служения (3.31-32).

Д. Все люди, за исключением осознавших себя, движимы тремя гунами природы. Поэтому человек, искренне стремящийся к духовному, должен исполнять свои обязанности, чтобы постепенно очиститься, одновременно получая достаточно чувственного наслаждения, чтобы успокоить ум. Однако, если человек цепляется за любую возможность удовлетворять чувства согласно предписаниям шастр, то он рискует скатиться до греховной жизни (3.33-34).

Е. Заканчивая Свои рассуждения на тему нишкама карма-йоги, Кришна объясняет, что никогда не нужно отказываться от своих обязанностей, принимая на себя чужие. Напротив, уж лучше столкнуться с разочарованием на своем собственном пути, чем следовать по чужому (3.35).

Три нижеизложенные точки зрения помогут человеку понять, почему лучше выполнять свои собственные обязанности несовершенно, чем чужие в совершенстве.

· Исполнение чужих обязанностей ведет к тому, что поощряется деятельность по собственной прихоти, которая конечном счете приводит к хаосу. Отвергая свои обязанности из-за трудности их выполнения, человек скатывается до того, что чувственное наслаждение становится критерием для принятия или отвержения.

· Если человек берет на себя выполнение чужого долга, то это ведет к подрыву устоев общества. Предписанные обязанности даются не только для личного очищения, но также и для того, чтобы общество, состоящее из неразрывных частей, могло быть стабильным. Если человек решает изменить род своей деятельности, то те, кто зависят от его деятельности, могут пострадать.

· Исполнять чужие обязанности не так легко, как это может показаться. Обуславливающие нас склонности коренятся в нас гораздо глубже, чем мы это осознаем. Оставить занятие, к которому данный человек склонен, очень трудно. Если человек занимается тем, к чему у него нет естественной склонности, то это вызывает у него неудовлетворенность и грозит моральным разложением.

Берегись вожделения и гнева (3.36-43)

Кришна разбивает многочисленные доводы, оправдывающие пренебрежение долгом, и объясняет важность следования правилам своей дхармы, как того требуют шастры. Может возникнуть вопрос: «Что заставляет человека не повиноваться авторитету шастр, даже если он знает, что такое поведение неправильно?»(3.36). В ответ Кришна объясняет природу вожделения.

Основная тема:

Вожделение – заклятый враг духовного развития. Вожделение можно обуздать, следуя ограничениям, накладываемым религиозной жизнью, и взращивая в себе знание об истинной природе души.

Подпункты:

А. Вожделение также берет свое начало из Трансцендентного (3.37).

1. Вожделение возникает, когда свойственная душе любовь к Кришне преломляется и направляется на нее саму. Таким образом, вожделение, или сильное желание удовлетворять свои чувства, – это отражение изначального сильного желания удовлетворять чувства Кришны.

2. Шрила Прабхупада объясняет: «Если человек под влиянием гуны страсти использует ее для того, чтобы возвыситься до гуны благости путем предписанного образа жизни и деятельности, вместо того, чтобы деградировать в гуну невежества, то он может спастись от деградации, на которую обрекает гнев, благодаря вкусу к духовному.»(3.37, комм)

· Неконтролируемое вожделение (гуна страсти) ведет к гневу, гуне невежества (2.62-3), но если вожделение ограничивать просредством исполнения предписанных обязанностей, то оно может быть очищено, и человек сможет утвердиться в гуне благости.

Б. Разные формы жизни различаются по уровню вожделения, покрывающего чистое сознание живого существа (3.38).

· Кришна приводит простую аналогию, сравнивая сознание человеческой формы жизни с огнем, окутанным дымом. Это делается для того, чтобы объяснить, что в человеческой форме жизни есть видимость чистого духовного сознания. Человеческая форма жизни предоставляет возможность раздуть огонек сознания, лишь слегка окутанного дымом, в пламя, возрождая свойственное человеку сознание Кришны.

В. Приведя совершенно иную аналогию, Кришна сравнивает вожделение с огнем. Огонь невозможно утолить никаким количеством топлива. Чем больше топлива, тем сильнее огонь. Лучший способ затушить огонь – это дать ему погаснуть, перестав подкладывать в него топливо (3.39).

Г. Кришна завершает эту главу конкретными наставлениями о том, как победить этого врага, вожделение (3.40-43). Сначала Он указывает, где располагается этот враг (текст 40), а затем объясняет, как его победить (тексты 41-43).

1. Пристанища вожделения – чувства, ум и разум.

а) Чувства. Если человека привлекают удовольствия или отвращает боль, то это означает, что на его чувства влияет вожделение. Чувства посылают в ум образы желанных и нежеланных объектов.

б) Ум. Таким образом ум становится вместилищем чувственных впечатлений и пристанищем вожделения.

в) Разум. Образы, порождаемые вожделением, возникают в уме и атакуют разум. Если разум побежден, то ум приказывает ему строить планы для исполнения желаний, порожденных вожделением. Так вожделение проникает через чувства в ум и разум и побеждает их.

г) Шрила Прабхупада отмечает, что разум, в котором обитает вожделение, усиливает ложное эго. Это может происходить оттого, что планы, направленные на исполнение вожделенных желаний, порождают ложное отождествление себя с телом и взгляд на мир, в котором человек считает себя наслаждающимся и повелевающим (аханкара).

2. Как контролировать вожделение.

а) Поскольку умом и разумом управлять трудно, начинать нужно с контроля чувств (3.41).

б) Затем человек может вступить в схватку с вожделением в уме и разуме, размышляя о том, что он – душа и стоит выше диктата чувств, ума и разума. Таким образом, он может практиковать деятельность на уровне духовного желания (сознания Кришны), а не на уровне материального вожделения (3.42-43).

Глава 4

Трансцендентное знание

Трансцендентное знание о Кришне (4.1-10)

Как упоминалось в тексте 30 предыдущей главы, для того, чтобы действовать на высшем уровне карма-йоги, посвящая всю деятельность Кришне, человек должен знать, кто такой Кришна. В четвертой главе дается это знание.

Основная тема:

Кришна – Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога, которая нисходит в мир, чтобы защитить вечную дхарму. Тот, кто знает это, воистину освобожден.

Подпункты:

А. Откровению Кришны о Его трансцендентной природе предшествует обзор истории Гиты.

1. Узнав о традиции передачи этого знания, Арджуна обретет веру в то, что услышит.

2. Кришна также сообщит о том, что Он - изначальный защитник этого знания, которому (знанию) более двух миллионов лет, и это сделает беседу более оживленной, что позволит Кришне открыть Свое высшее трансцендентное положение (4.1-2, 4.4).

Б. Трансцендентное знание не ограничено рамками времени. Оно передается по цепи ученической преемственности. Это знание доступно только тем, кто обладает должными качествами (4.1-4).

1. Знание, поведанное Шри Кришной, - апаурушея, оно лишено четырех недостатков, свойственных обусловленным живым существам. Тому, кто обучает науке «Бхагавад-гиты», не следует ничего добавлять к ней, необходимо просто чисто представить ее. Таким образом, Кришна установил, что «Бхагавад-гита» должна передаваться по цепи ученической преемственности (4.1-2).

2. Для того, чтобы понять «Бхагавад-гиту», необходимо испытывать дружеские чувства к Кришне и быть Его преданным. «Бхагавад-гита» являет нам истину о том, что Кришна – Верховная Личность Бога. Тот, кто в той или иной степени желает занять положение Кришны, будет завидовать Ему и не сможет воспринять учение «Бхагавад-гиты» таким, как оно есть. Шрила Прабхупада добавляет: такой человек не сможет также и правильно передать смысл «Бхагавад-гиты» (4.3).

В. Форма Господа Кришны трансцендентна (4.5-6).

1. Господь не изменяет своего тела каждый раз, когда нисходит в это мир. Он всегда приходит в одной и той же верховной форме. Господь неотличен от Своего тела, которое является сач-чид-ананда виграхой. Тела живых существ - временные машины, которые меняются с каждым рождением. Поскольку с приходом смерти машина тела уничтожается, то, соответственно, теряются и характеристики, связанные с данным типом машины. Но Господь не таков. Он всегда помнит Свои деяния, ибо все, связанное с Ним, духовно и вечно.

2. Живое существо вынуждено принимать рождение в соответствии со своей кармой, в то время как Господь приходит по Своей собственной воле и по Своей милости (атма-маяя).

Г. Объяснив природу Своего появления, Господь объясняет причину Своего пришествия: Он приходит, чтобы восстановить принципы дхармы. Затем Кришна объясняет как Он это делает: возвышая святых и уничтожая злодеев (4.7 и 8).

1. Дхарма предназначена для того, чтобы постепенно очистить живые существа от духа наслаждения. Когда цель дхармы забыта или методы ее достижения извращены, Господь приходит Сам или посылает Своего представителя, чтобы исправить положение.

2. Господь защищает дхарму, возвышая ее приверженцев, благочестивых людей (паритраная садхунам) и уничтожая ее разрушителей, нечестивцев (винашая ча душкритам).

3. Однако главной причиной личного явления Господа является то, что Он хочет доставить удовольствие Своим преданным (садху). Уничтожение злодеев второстепенно, ибо это не требует Его личных усилий, так как Кришна может с легкостью уничтожить их с помощью Своей материальной энергии. 1

Д. Освобождение достигается благодаря обретению трансцендентного знания (4.9-10).

1. Просто поняв трансцендентную природу явления Господа и Его деяний, человек достигает освобождения (4.9).

а) В предыдущих стихах объяснялось явление Кришны и Его деяния. Размышляя над этим, человек может понять разницу между Господом и остальными живыми существами.

б) Так человек постепенно осознаёт: «Кришна – Верховная Личность Бога, а я – Его слуга».

в) Если человек осознаёт свое изначальное положение и действует, исходя из этого, он обретает освобождение. 2

2. Если в тексте 9 объясняется, что человек может достичь освобождения с помощью трансцендентного знания, то текст 10 идет дальше, объясняя, что конечным результатом этого знания является бхава, трансцендентная любовь к Кришне.

3. Трансцендентную любовь к Кришне можно обрести только освободившись от раги (привязанности), бхайи (страха) и кродхи (гнева).

а) Рага означает привязанность к представлению о жизни как о жизни тела. «Обычно люди, привязанные к телесному пониманию жизни, настолько погрязли в материализме, что для них становится почти невозможным понять, как это Всевышний может быть личностью.» (4.10, комм). Такие люди полностью отождествляют себя с телом, и, услышав о существовании трансцендентной формы Господа, строят догадки о том, что она, должно быть, похожа на их неуклюжие материальные тела, и сразу же отвергают это. Существование трансцендентной личности кажется им противоречием, так как они, полагаясь на свой опыт мирской жизни, уравнивают все личности.

б) Бхая: во многом похожа на привязанность. Страх – это концепция духовной жизни, основанная на опыте жизни в материальном мире. Но это наиболее развитая стадия, так как она порождена болью и отчаянием, которые ощущает человек, испытывающий материальные страдания. Люди, находящиеся под влиянием бхайи, приходят к заключению, что сознательное бытие ведет к страданию, а все взаимоотношения порождают боль. Таким образом, когда они слышат о духовных взаимоотношениях, «у них возникает страх снова стать личносттью, и поэтому они, естественно, предпочитают своего рода растворение в безличной пустоте» (4.10, комм.) Такие люди просто хотят уничтожить собственное бытие и положить конец страданиям, которые они отождествляют с индивидуальностью.

в) Кродха: Когда человек начинает интересоваться целью жизни, он углубляется в различные философии и религии мира. Несметное количество измышлений о смысле жизни, противоречащих друг другу, сбивают с толку и разочаровывают его. Отчаявшись, он отворачивается от них и становится приверженцем войдизма, заняв нигилистичекую позицию.

4. Шрила Прабхупада объясняет, что эти три препятствия, не дающие полностью погрузиться в духовную жизнь, устраняются практикой сознания Кришны под руководством истинного духовного учителя[V1] [V2] .3

Применение трансцендентного знания на практике (4.11-15)

Продолжая объяснять Свое высшее положение, Кришна подробно останавливается на том, что Он является конечной целью знания.

Основная тема:

Действия человека трансцендентны, если они выполняются с полным знанием того, что Кришна – высшая цель, к которой ведут все пути, и Тот, кто награждает результатами за всякую деятельность.

Подпункты:

А. Кришна – конечная цель, к которой ведут все пути, и Он открывает Себя, или, наоборот, скрывается, в зависимости от нашего желания (4.11-12).

1. Господь уже объяснил, чего достигает тот, кто принимает у Него прибежище, обладая полным знанием. Теперь Он расскажет о судьбе тех, кто принимает прибежище в какой-либо духовной практике, не обладая полным знанием:

а) Люди, идущие разными путями, в конечном счете осознают одно и то же: они осознают различные аспекты Кришны в разной степени.

б) Господь отвечает взаимностью и открывает Себя в зависимости от состояния сознания тех, кто обращается к Нему. Он исполняет желания карми, удовлетворяя их стремление к результатам деятельности, а гьяни Он позволяет слиться с Его сиянием. Но полностью Он открывает Себя лишь тем, кто безраздельно предан Ему (4.11).

2. Если Кришна – Всевышний, как постоянно подчеркивается в этой главе, почему же тогда такое множество людей избегает непосредственного поклонения Кришне и вместо этого поклоняется полубогам?

а) Те, кто стремится удовлетворить свои материальные желания, довольствуются поклонением могущественным личностям материального мира для того, чтобы получить сиюминутное благо.

б) Согласно правилам, установленным Господом, они, совершая жертвоприношения полубогам, действительно получают такие блага. Как объяснялось во второй главе, такие люди не могут развить решимость, необходимую для прямого поклонения Господу (4.12).

Б. Каков же процесс очищения для человека, чьи материальные желания препятствуют ему, не давая напрямую приблизиться к Кришне? Система варнашрамы (4.13-15).

1. Выполняя обязанности, предназначенные для человека, находящегося под влиянием определенного сочетания гун, можно, следуя системе варнашрамы, постепенно очиститься, вплотную. приблизившись к знанию о Кришне. Обретя знание о Кришне, такой человек становится трансцендентным по отношению к системе варнашрамы.

2. Кришна поясняет, что система варнашрамы установлена в соответствии с гунами и кармой, качествами и деятельностью (4.13).

а) Предписанные обязанности даются человеку в соответствии с тем, под влиянием каких гун природы он находится, и какой вид деятельности его больше всего привлекает.

б) Шрила Прабхупада часто цитировал это утверждение для того, чтобы опровергнуть современную идею «каст», состоящую в том, что единственным условием для того, чтобы занять определенное положение в социальной структуре, является происхождение человека из определенной семьи.

3. Хотя Кришна создал эту систему и кажется, что Он является ее частью, все же Кришна стоит выше варнашрамы, ибо Он выше уровня материальной деятельности и ее последствий. Он – «не-действующий».

· Хотя Господь и создает материальный мир, Он не несет личной ответственности за то, что в нем происходит. Мир был сотворен из-за желаний живых существ. Господь лишь осуществляет их желания в соответствии с их качествами. Следовательно, живые существа в ответе за свое счастье и несчастье, которое они обретают в материальной жизни. 4

4. Понимание положения Господа приводит к тому, что человек предается Ему, занимается деятельностью на уровне души и таким образом получает освобождение.

Понимание кармы на уровне гьяны (трансцендентного знания) (4.16-24)

Объяснив Свое трансцендентное положение, Господь описывает, как совершать деятельность на трансцендентном уровне. Это необходимо объяснить, так как многие придерживаются мнения, что любая деятельность материальна, а духовная жизнь ограничивается стереотипным отречением. Это неверное представление возникает из-за того, что практически любая деятельность в мире порождена эгоистическим желанием, которое является причиной кармических реакций. Представляя бхакти-йогу, Кришна описывает образ действий, свободный от эгоизма. Действуя методом бхакти-йоги, человек не подвергается кармическим реакциям.

Основная тема:

Деятельность в чистом преданном служении является акармой, свободной от последствий, так как кармические реакции есть результат кармического сознания, а не деятельности как таковой.

Подпункты:

А. Для того, чтобы научиться искусству правильно действовать и отличать правильную деятельность от неправильной, человек должен следовать за тем, кто уже овладел этим искусством. Нельзя выдумать свой способ освобождения от кармы (4.16-17).

Б. Понятия (1)бездействия в действии и (2)действия в бездействии (4.18).

1. Сознание Кришны представляет собой синтез действия и бездействия: хотя и присутствует деятельность (карма), но благодаря отсутствию кармического образа мыслей эта деятельность не влечет за собой последствий (акарма).

2. Арджуна полагал, что сможет освободиться от греховных реакций, воздерживаясь от деятельности. Но поскольку его желание отстраниться от деятельности основывалось на эгоистическом желании и материальной привязанности к семье, его бездействие (акарма) принесло бы кармические реакции (карму).

В. Карма – это последствия материального сознания, а не последствия деятельности как таковой. Человек может действовать уверенно и жить спокойно, если он знает, что он – вечный слуга Господа. Это – путь к трансцендентной деятельности.

Г. Трансцендентное знание подобно огню, который пронизывает деятельность человека и дотла сжигает ее последствия. Кришна описывает качества того, кто действует, обладая трансцендентным знанием. Основное его качество состоит в том, что его действия не вызваны желанием удовлетворять чувства. Другие признаки таковы (4.19-22):

· непривязанность к плодам своего труда

· самоудовлетворенность

· самоконтроль

· желание иметь только необходимое для поддержания жизни

· свобода от обладания собственностью

· свобода от двойственности

· свобода от зависти

· уравновешенность и в успехе, и в неудаче

Д. Деятельность в умонастроении преданности, свободная от желания удовлетворять чувства, раскрывает духовную природу. Таким образом, деятельность, совершаемая как жертвоприношение, связывает человека с Трансцендентным (4.23 и 24).

1. Как жертвоприношение раскрывает духовную природу:

а) майя (иллюзия) – это то, что покрывает дух.

б) желание удовлетворять чувства призывает майю.

в) непривязанность к удовлетворению чувств рассеивает майю и, таким образом, раскрывает дух (Брахман).

2. Изначально все и вся предназначено для удовлетворения и наслаждения Верховной Личности Бога, и потому невозможно осуществить желание наслаждаться самому, отдельно от Бога. Но чтобы живые существа, имеющие такое желание, почувствовали удовлетворение, Кришна позволяет им пребывать в иллюзии (майе), где все кажется не связанным с Господом и потому доступным для своего собственного наслаждения. 5

3. Когда человек жертвует чем-то, он уменьшает в себе дух наслаждения, который живет в нем, и таким образом открывает Брахман. Человек может осознать духовное бытие настолько, насколько он приносит в жертву Всевышнему свои собственные эгоистические интересы. 6

Жертвоприношения ведут к трансцендентному знанию (4.25-33)

Объяснив, что совершение жертв открывает человеку Брахман, Кришна теперь перечисляет разные виды жертвоприношений.

Основная тема:

В зависимости от уровня духовного осознания, человеку предписаны разные виды жертвоприношений, которые призваны возвысить сознание до трансцендентного уровня.

Подпункты:

А. Есть два вида жертвоприношений: принесение в жертву собственности и жертвоприношение, совершаемое в знании (4.25, 33).

1. Принесение в жертву материальной собственности есть воздержание от некоторых материальных удовольствий в попытке достичь большего или лучшего наслаждения в будущем (как в случае поклонения полубогам).

2. Совершение жертвоприношения в знании есть принесение в жертву удовлетворения чувств, имея целью трансцендентное знание. Конечная стадия этого вида жертвоприношения – чистое преданное служение.

Б. Цель, общая для всех видов жертвоприношения, – это контроль чувств. Такой контроль очищает человека от греховных реакций и, благодаря духовному продвижению, приносит счастье. Только совершая жертвоприношение, человек может стать счастливым, ибо и материальные блага, и духовное возрождение исходит из жертвоприношений (4.30-32).

Заключение – краткое изложение трансцендентного знания (4.34-42)

Кришна описал различные виды жертвоприношений. Человек должен принять прибежище духовного учителя, чтобы понять, какой вид жертвоприношений подходит именно ему в его положении. Задавая должные вопросы и с преданностью служа духовному учителю, человек становится достойным знания о Кришне, которое освобождает от материального рабства.

Основная тема:

Постижение трансцендентного знания и, как результат этого, получение освобождения возможно только благодаря тому, что человек искренне задает вопросы и с верой служит стопам духовного учителя.

Подпункты:

А. Поскольку трансцендентное знание можно обрести лишь по милости тех, кто выше нас, то необходимо обратиться за наставлениями к духовному учителю. Человек должен смиренно вопрошать гуру и служить ему. Так ученик проявляет свою искренность, и духовный учитель благославляет его, раскрывая ему подлинное духовное знание (4.34).

Б. Понимание, которое человек получает от гуру, таково: все люди и вещи – неотъемлемые частицы Всевышнего. Обладая таким видением мира, человек никогда не теряет из виду Кришну и, таким образом, никогда вновь не впадает в иллюзию, заключающуюся в том, что все отделено от Него (4.35).

В. Несмотря на прошлую греховную деятельность, трансцендентное знание, полученное от гуру, сжигает карму человека и переправляет его через океан материальных страданий (4.36-38).

1. Трансцендентное знание разрушает греховные реакции, уничтожая их основную причину - невежество в отношении своего вечного положения слуги Кришны.

2. Преданное служение является и семенем, и плодом всего мистического знания.7

Г. Качества, необходимые для обретения трансцендентного знания, и признаки того, кто обладает ими (4.39-41).

1. Качества: вера и контроль чувств.

2. Признаки: человек должен быть совершенно непривязан к совершаемой им деятельности (деятельность не должна связывать его).

Глава 5

Наши рекомендации