Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обзор основной рекомендованной литературы

1. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / ред. Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2009. - 608 с.

2. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / ред. Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2007. - 608 с.

В учебниках рассматриваются базовые теоретические концепции и частные методики адаптивной физической культуры при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха, интеллекта, речи, задержку психического развития, последствия детского церебрального паралича, поражение спинного мозга, недоразвитие и ампутации конечностей.

Учебник предназначен для студентов высших и средних учебных заведений, магистрантов, аспирантов, преподавателей, практических работников – специалистов адаптивной физической культуры.

3. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2012. – 620 с.: ил.

Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по физиологии для вузов физической культуры и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования.

Для студентов, аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в области физической культуры.

4. Марченко, О.К. Основы физической реабилитации : учеб. для студ. вузов / О.К. Марченко. - Киев : Олимпийская литература, 2012. - 528 с. Библиогр.: с.519-527.

В учебнике представлены новые положения и современные данные литературы, которые содержат теоретический и практический материал по применению основных средств физической реабилитации в восстановительной терапии лиц с различной патологией. Систематизирован материал по основам построения частной методики реабилитации больных с разнообразными травмами, деформациями и заболеваниями. Обобщены оригинальные концепции по механизму лечебного действия физических упражнений с учётом восстановления основных физических качеств человека, которые играют важнейшую роль в осуществлении жизнедеятельности всех систем организма.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений спортивного и медицинского профиля, специалистов в области лечебной физической культуры и реабилитации.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень необходимых технических средств, оборудования, приборов для проведения основных форм учебных занятий:

  • для проведения лекционных занятий – специально оборудованная аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком;
  • для проведения практических занятий – оборудованный мини-спортивный зал с тренажерами (шагательный тренажер, «беговая дорожка»); инвалидная коляска, костыли, ходунки, мячи разного размера и назначения, фитболы разного размера, валики, ленты различных цветов, обручи, кегли, поролоновые кубики, гимнастическая скамейка, шведская стенка, гантели различного веса, гимнастические палки, инвентарь для развития мелкой моторики рук, резиновые игрушки, бубен, массажная дорожка для ног, аппарат «педальки» (для формирования чувства равновесия), аппарат «конус» (для тренировки вестибулярного аппарата); тонометры, спирометры, кистевые динамометры, сантиметровая лента, медицинские весы, ростомер, секундомер

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций и практических занятий по дисциплине

№ п/п Дата проведения Темы лекций и практических занятий Перечень необходимого оборудования, наглядные пособия Количество часов и вид занятия
1.   Медико-физиологические и психологические предпосылки построения адаптивной физической культуры. аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 1, 2 ч
2.   Классификационный признак работы у лиц с ограниченными возможностями здоровья. аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 2, 2 ч
3.   Цели, задачи, принципы и формы организации адаптивной физической культуры у лиц с ограниченными возможностями здоровья. аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 3, 2 ч
4.   Оздоровительная тренировка как основная форма организации занятий с лицами с ограниченными возможностями здоровья. аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 4, 2 ч
5.   Проведение оздоровительной тренировки инвалидов и проведение пульсометрии и хронометрирования занятия. аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 5, 2 ч
6.   Спортивные занятия с оздоровительной направленностью в школе для детей-инвалидов аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 6, 2 ч
7.   Организация занятия с оздоровительной направленностью в школе для детей-инвалидов и проведение мониторинга функционального состояния. аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 7, 2 ч
8.   Организация занятия с оздоровительной направленностью в геронтологическом центре. аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 8, 2 ч
9.   Двигательная реабилитация и адаптивное физическое воспитание детей с детским церебральным параличом. аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 9, 2 ч
10.   Проведение занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха и зрения. аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 10, 2 ч
11.   Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика лиц с умственной отсталостью. лекционная аудитория Лекция № 11, 2 ч
12.   Методика двигательной реабилитации лиц с поражением спинного мозга. аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Лекция № 12, 2 ч
13.   Медико-физиологические и психологические предпосылки построения адаптивной физической культуры. лекционная аудитория Практическое№ 1, 2 ч
14.     Организация оздоровительной тренировки лиц с ограниченными возможностями здоровья. спортивный зал с тренажёрами, шведская стенка, мячи разного размера и назначения, гимнастические палки, гантели, фитболы, секундомер Практическое № 2, 2 ч
15.   Классификационный признак работы у лиц с ограниченными возможностями здоровья. спортивный зал с тренажёрами, фитболы Практическое № 3, 2 ч
16.   Цели, задачи, принципы и формы организации адаптивной физической культуры у лиц с ограниченными возможностями здоровья. аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком Практическое № 4, 2 ч
17.   Проведение оздоровительной тренировки лиц с ограниченными возможностями здоровья. спортивный зал с тренажёрами, шведская стенка, мячи разного размера и назначения, гимнастические палки, гантели, фитболы, секундомер, тонометр Практическое № 5, 2 ч
18.   Проведение оздоровительной тренировки инвалидов и проведение пульсометрии и хронометрирования занятия. спортивный зал, фитболы, мячи разного размера и назначения, гантели, гимнастические палки, секундомер Практическое № 6, 2 ч
19.   Проведение занятия с оздоровительной направленностью в школе для детей-инвалидов.   спортивный зал, тонометры, секундомер, спирометры, динамометры, ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента Практическое № 7, 2 ч
20.   Проведение занятия по адаптивной физической культуре для лиц после ампутации конечностей различного возраста. спортивный зал с тренажёрами, инвалидная коляска, костыли, мячи, гантели, резиновые игрушки и др. инвентарь Практическое № 8, 2 ч
21.   Составление план - конспекта и проведение занятия с оздоровительной направленностью в геронтологическом центре. лекционная аудитория, спортивный зал, фитболы, гимнастические палки секундомер, тонометр Практическое № 9, 2 ч
22.   Контрольная работа № 1 на тему: «Сущность и содержание концепции адаптивной физической культуры. Оздоровительная тренировка как основная форма организации занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья». лекционная аудитория Практическое № 10, 2 ч  
23.   Двигательная реабилитация и адаптивное физическое воспитание детей с детским церебральным параличом.   спортивный зал с тренажёрами; аппараты «педальки», «конус», ходунки, фитболы, инвалидная коляска, адаптированный инвентарь Практическое № 11, 2 ч
24.   Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха и зрения. спортивный зал с тренажёрами, аппараты «педальки», «конус», поролоновые кубики, мячи разного размера, обручи, кегли, бубен и др. адаптированный инвентарь Практическое № 12, 2 ч
25.   Особенности методики адаптивной физической культуры с лицами, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. спортивный зал; мячи разного назначения, ленты различных цветов, обручи, кегли, бубен и др. адаптированный инвентарь Практическое № 13, 2 ч
26.   Методика двигательной реабилитации лиц с поражением спинного мозга. спортивный зал с тренажёрами, шведская стенка, инвалидная коляска, адаптированный инвентарь Практическое № 14, 2 ч
27.   Контрольная работа № 2 на тему: «Особенности применения адаптивной физической культуры у лиц с нарушениями в состоянии здоровья». лекционная аудитория Практическое № 15, 2 ч

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Наши рекомендации