Проблема этажности, или Дружба между телами
В этой главе обсуждается структура тонких тел человека и взаимодействие между ними. Но прежде автор хочет совершить беглый обзор тел с точки зрения процесса их творения.
Если рассматривать совокупность тонких (и одного плотного) тел как единое целое — ее естественно называть организмом человека, отчасти расширяя обычное значение этого слова, то бросаются в глаза резкие различия между телами, даже соседними. Для того, чтобы подобный агломерат мог устойчиво существовать в среде, между телами должны быть многообразные связи, интенсивно нагруженные информационно-энергетическими потоками. В настоящее время эти связи изучены очень плохо, и автор ни в коей мере не претендует на полноту описания; его цель скорее дать соответствующим специалистам некоторое, как ему кажется, плодотворное направление для исследований.
Процесс сотворения человека можно представлять себе следующим образом.
На первой, муладхарной фазе, Атман (монада, или высшее "я") творит атманическое тело; далее, на второй, свадхистханной фазе атманическое тело окружается следующей, более плотной буддхиальной оболочкой, на манипурной фазе возникает каузальное тело, на анахатной — ментальное, на вишудховской — астральное, на аджновской — эфирное… на этом шесть дней (фаз) творения мира (человека) закончились и Бог (Брахман) некоторое время отдыхал; Адам же и Ева бродили в эфирных телах по райскому (тоже эфирному) саду. Грехопадение символизирует фазу сахасрары, создание физических оболочек, по крайней мере, таково традиционное оккультное толкование библейской фразы "И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их". (Бытие, 3:12).
Для того, чтобы хорошо проинтерпретировать и понять все оттенки "муладхарности" атманического тела, "свадхистханности" буддхиального и т. д., нужно глубоко изучить и понять организм человека; автор же ограничится несколькими субъективными впечатлениями.
Атманическое тело — основной источник высшей энергии и вдохновения организма, первоисточник всей его судьбы.
Буддхиальное тело находит свое отражение в богатом и довольно хаотичном наборе общих взглядов человека на мир и на себя, аморфной системе привычек, свойств характера, неопределенных устремлений, которые суть не что иное как проявление в более плотной буддхиальной среде атманических вдохновений.
Каузальное тело есть структуризация, воплощение в жизненном потоке личной психологии и этики: здесь контуры атманической миссии становятся отчетливо видны, точнее, ощутимы, и проявляются, пожалуй, наиболее четко по сравнению со всеми остальными телами.
"Когда Бог хочет наказать человека, Он лишает его разума". Понятно, что на самом деле Бог наказывает человека лишением Своей любви, что вполне согласуется с анахатной фазой творения ментального тела. Видимо, часть человечества, считающая мысль "сухим инструментом", сильно заблуждается по поводу происхождения и назначения интеллекта, что, однако, совершенно естественно ввиду крайней гипертрофии ментального тела у человечества в целом, и вызванных ею тяжелых болезней, свирепых ментальных паразитов и хищников и т. д. Мысль, разумное слово — несомненно дар чистой любви Бога к человеку, и должна использоваться соответственно. Когда человек осмысливает события своей жизни, он что-то понимает, и в этом понимании заключены великие благодать, любовь и утешение.
Астральное тело: божественная любовь, проявляющаяся в ментальном теле, находит свое отражение в виде эмоций. В конечном счете эмоция (не в грубом понимании этого слова) служит объективным критерием истинности рассуждения: человек чувствует, что все, происходящее с ним, логично и правильно, и волна счастья охватывает его, как бы ни складывались события внешней жизни. Пусть трудная миссия, тяжелая судьба, невзгоды и лишения — но человек должен чувствовать, что он все делает правильно, и четким оформителем этого чувства служит астральное тело.
Эфирное тело: общая энергетика организма синтезируется на основе эфирных вибраций. Эфирная энергетика дает человеку силу и возможность жить во всех смыслах этого слова.
Физическое тело: адекватное приспособление для жизни в окружающем физическом мире. Возможности физического тела человека далеко еще не исследованы и, в частности, уровень его адаптации к среде гораздо выше, чем это может казаться на сегодняшнем уровне знаний о человеке (и, кстати, говоря, окружающей его среде).
* * *
Последовательная передача энергетического импульса сверху вниз воспринимается человеком как естественная последовательность событий, которые протекают так, что предыдущее готовит последующее: вначале появляется новый идеал, к которому человек ощущает глубокое внутреннее притяжение, и у него возникает сильный поток энергии, идущий из самых глубин его сущности, сила которого удивляет его самого; затем под влиянием нового идеала перестраивается сущностная картина мира и система ценностей; после этого меняется жизнь, т. е. непосредственные действия человека подстраиваются под новую этику, переосмысливается поток событий, возникают другие эмоции, энергетика, и конце даже несколько меняется физическое тело. Если же в этой цепочке пропускается хотя бы один этап, человек ощущает этот пробел как некоторую искусственность или неестественность происходящего, он как бы не все понимает и ему кажется, что он не вполне готов к происходящему, и это так и есть: при прямых трансляциях, минующих промежуточные тела, последние должны потом релаксироваться, адаптируясь к новым влияниям, идущим одновременно сверху и снизу.
Например, прямая трансляция из атманического тела в каузальное включает человека в поток событий, гораздо точнее соответствующих его миссии, чем это подготовлено его картиной мира и внутренними ценностями. Это часто вызывает внутренний конфликт, так как человек из этических соображений (контроль буддхиального тела) не хочет делать того, на что ему более чем отчетливо намекает атманическое, действующее в данном случае как бы "через голову" буддхиального. Как следует вести себя в подобных случаях (а они бывают у каждого человека), обсуждается ниже.
Пока автор лишь констатирует наличие прямых связей между парой тел и известную "аварийность" и, точнее, чрезвычайность, этих связей во всех случаях, когда тела не являются соседними.
Однако трансляции снизу вверх, из данного тела в вышележащее, также воспринимаются человеком как нормальные, т. е. соответствующие естественной природе вещей. Если трансляции вниз ощущаются как контролирующие, направляющие и управляющие, то трансляции снизу вверх воспринимаются как побуждающие к некоторой конструктивной деятельности и снабжающие ее строительным материалом. Общая схема подъема по телам такова: физическое движение становится зародышем энергетического вихря; энергетический квант становится основой формирования эмоции; эмоция пробуждает мысль и поддерживает ментальную медитацию; мысль становится замыслом, реализующимся в виде поступка; событие служит основой пересмотра (или подтверждением) существующей системы взглядов человека на мир, его ценностей и т. д.; наконец квант мировоззрения утверждает или уточняет идеалы и миссию человека.
Таким образом, нормальная жизнь каждого из тел человека (кроме атманического и физического) есть функционирование в двух информационно-энергетических потоках, один из которых идет из вышележащего тела, а другой — из нижележащего (кроме того, оказывают свое действие и прямые трансляции из остальных тел, но о них речь позже). В свою очередь, каждое тело транслирует потоки в вышележащие и нижележащие тела, а также в некоторые другие. Что касается Атмана, или высшего "я", его творчество происходит во всех телах без исключения, но в более высоких оно заметнее: так верхние слои океана наполнены большим количеством частиц света, чем нижние.
Рассмотрим теперь взаимодействия соседних тел более подробно. Развитие каждого из них можно сравнить с жизнью леса. Тогда информационно-энергетический поток из вышележащего тела это поток солнечных лучей, на энергии которых происходит фотосинтез и идут химические процессы, в результате которых появляется зелень и происходит рост. Энергетический поток из нижележащего тела доставляет минеральные вещества, которые становятся основой будущих растительных клеток. Кроме того, внешняя среда (план тонкого мира, соответствующий данному телу) поставляет (и принимает из леса) разнообразные посторонние семена, из которых развиваются растения — иногда знакомые, иногда диковинные, иногда сорные, а порой и хищные, и все тут же начинают расти и размножаться. Общая жизнь леса — это медитация тела.
Продукты этой жизни превращаются в два потока, идущие в нижележащее и вышележащее тело. Вниз идет энергия перегнивающих сухих листьев и веток, словом, те энергии, которые для данного тела являются шлаком, а для нижнего становятся необходимым питанием; вверх, наоборот, отправляется (как бы на выставку) энергия лучших выращенных экземпляров растительного царства (остальные не достают до него). Попадая в вышележащее тело, эти энергии становятся твердой основой, на которой начинают произрастать его растения.
У атманического тела нет вышележащего, и для него роль света играют информационно-энергетические кванты, порожденные непосредственно высшим "я", Атманом (автор еще раз повторяет, что такие кванты — воля высшего "я" — периодически возникают на всех телах, но в нижележащих их меньше, чем в вышележащих). Наоборот, у физического тела нет нижележащего, и для него в качестве основы для строительства выступают минеральные вещества, находящиеся в пище.
Нормальное развитие отдельного растения в лесу, символизирующем данное тело, происходит в месте встречи потоков из нижележащих вышележащего тел: тогда происходит синтез их энергий, и человек чувствует, что с ним происходит что-то конструктивное: он меняется, развивается, растет. Если же такой встречи не происходит, нижний поток (т. е. восходящий из нижележащего тела) материализуется в виде складов "полезных ископаемых" (которые со временем могут стать и вредными), верхний же поток (нисходящий из вышележащего тела) насыщает атмосферу леса все большим и большим тонко-энергетическим потенциалом, который сначала воспринимается человеком положительно, а потом начинает его мучить и искать выхода.
Жизнь есть жизнь, в том числе и тонкого тела: иногда все течет гладко, а иногда сверху, снизу или сбоку (т. е. из окружающей среды) занесет чужеродное семя, к которому лес не приспособлен и которое вначале воспримет как ядовитое, к которому нужно приспосабливаться или его уничтожать. Лучшей защитой для тела служит вышележащее тело: например, идеальным антидотом для нежелательного чувства будет уничтожающая его мысль, а для мысли — обесценивающее ее событие. Такая защита, однако, работает не всегда — наиболее уязвимыми и болезненными являются места данного тела, не защищенные вышестоящим. Собственно, в этом и заключается половина Главной мудрости жизни: следите за тем, чтобы каждое тело не высовывалось за крышу вышележащего, т. е. живите так, чтобы ваши убеждения и ценности соответствовали вашим идеалам, поступки — убеждениям, мысли были реакцией на события, чувства не противоречили мыслям, энергетика была поддержана эмоционально, а движения страховались энергетически. Вторая половина Главной мудрости жизни заключается в том, что когда это не получается, не огорчайтесь, а корректируйте тела снизу вверх: эфирное в соответствии с потребностями физического; астральное, когда оно не в силах защитить эфирное и т. д., вплоть до идеала и миссии, которые следует корректировать в соответствии с влияниями, доходящими из буддхиального тела, т. е.
мировосприятием — но, конечно, все это с учетом вышележащих тел и высшего "я" — в целом это напоминает эквилибристику на дощечке, балансирующей на цилиндре, катающемся на другом цилиндре, повернутом перпендикулярно первому, и лежащем, в свою очередь, на третьем цилиндре и т. д. Семь цилиндров, один на другом, символизируют тела человека, а ноги на дощечке — его высшее "я".
Другой способ защиты леса от нежелательных растений — их изоляция и окружение стеной кустарников — это называется вытеснение, и чаще всего оно срабатывает: чужеродное растение, пройдя свой жизненный цикл, умирает, не размножившись. Иногда, однако, оно оказывается сильным (особенно если имело инвольтацию вышележащего тела) и дает многочисленное потомство, но человек длительное время его не замечает. Третий способ защиты тела это закапывание нежелательного растения глубоко в землю — тогда оно перегниет и его энергия становится светом для нижележащего тела. Этот третий способ борьбы довольно распространен, но чреват иногда очень неприятными последствиями.
Дело в том, что чужеродными и вредными кажутся телу все влияния, не соответствующие его установившемуся жизненному циклу, но в программу развития организма, устанавливаемую Атманом, входит эволюция всех тел, и один из методов, Им применяемых, заключается в следующем. В атманическом теле зарождается некоторый информационно-энергетический квант, который по идее должен как-то изменить это тело (у человека слегка модифицируется его миссия и уточняются идеалы), затем спуститься на буддхиальное, изменить его (человек отчасти меняет свои жизненные позиции), и т. д., вплоть до физического. По ходу этой программы, если человек склонен с ней сотрудничать, все происходит естественно, но требует определенного внимания и усилий на каждом этапе; при этом меняются не только тела, но и первоначальный квант, который с каждым переходом вниз приобретает новую, более плотную оболочку и понижает энергетику так, что она соответствует очередному телу, в которое он попадает, и производит с ним изменения в естественной для него форме. Последнее означает, что, прилетая из вышележащего тела в виде солнечного луча, квант внедряется в некоторое семя, и из него вырастает диковинное и непривычное, но не ядовитое растение, которое оказывается, однако, жизнеспособным, и лес, покряхтев, сменяет свою экологию, давая место новому растению и высветляясь вследствие новых веяний весь целиком. После этого прилетевший квант опускается в виде энергии перегноя уже адаптированного к лесу растения на следующее тело. Если же лес не пытается адаптироваться к растению и, не разобравшись, быстро его уничтожит, то, во-первых, он не изменяется сам, а во-вторых, энергетический квант попадает в нижележащее тело уже в плохо приспособленном для него виде: например, не как солнечный луч, а как луч жесткого излучения, вызывающий сильную мутацию в растительности нижележащего леса, и тому, чтобы приспособиться к вырастающим в нем монстрам, нужны уже куда более серьезные усилия. Другими словами, игнорируя воздействия и отправляя их источник вниз, тело пытается решить проблемы своего развития за счет нижележащего, фактически принося его в жертву. Нижележащее тело — а ему приспособиться уже куда труднее — часто идет по тому же пути, а в самом низу расположено физическое тело, самое жертвенное из всех, поскольку ему уже деваться некуда, и оно часто болеет, с огромным трудом, скажем, приспосабливаясь к злотворному микробу, который является продуктом постепенной материализации когда-то недоработанного идеала, исказившего жизненную позицию, повлекшего последовательно неприятные события, отрицательные мысли, негативные эмоции, нарушения энергетики и вирусный грипп.
Второй вариант злоупотребления идущими сверху энергиями, характерный для положительных, т. е. укрепляющих имеющуюся структуру и гомеостаз тела энергий, это слишком быстрое и паразитическое их использование. По идее, каждый квант вышележащего тела адресован вполне определенному растению, иногда беспомощному и чахлому, но почему-то важному для организма в целом, и, конечно, ограбить его не составляет труда и представляет большой соблазн, поскольку направляемая ему энергия высшего тела более грубыми соседями-грабителями воспринимается как очень сладкая — по ощущению человека, даже слишком, вызывая сильное возбуждение и различные побочные энергетические эффекты, в конечном счете приносящие лишь разлад. Например, поток событий вызывает у человека самые разные мысли, но разгадать его скрытое значение всегда нелегко — однако именно это и означает направить свет, приходящий из каузального тела в ментальное, на то растение, которому он адресован.
Результатом будет ощущение общего личного "поумнения" человека — т. е. он почувствует, что понял что-то важное для себя, вследствие чего изменится вся его ментальная картина мира, что в некоторой степени отразится и на каузальном теле — до него дойдет отголосок вибрации ментального, т. е. произойдет событие (выражающееся в трансформации ментального тела в целом, но это событие как важная подкормка каузального тела может иметь очень большие последствия; именно так работает нормальный механизм ментального управления своим будущим). Если же значение событий своей жизни интерпретируется человеком в стандартном, привычном русле, не вызывая трудностей, то в переводе на язык ментального леса, это означает, что в нем выросло несколько деревьев-паразитов, поглощающих весь свет и не дающих энергии остальным растениям — в такой роли могут выступать ментальный крокодил, кто-либо из тонкой семерки или просто любой стандартный способ интерпретации всего, происходящего с человеком и вокруг него, например: "Произошло то, чего следовало ожидать. От жизни вообще добра не жди, и доверять нельзя никому абсолютно".
В каждом теле, как и в обычном лесу, постоянно возникает большое количество мусора (опавшие листья, сучья, бурелом), который следует регулярно убирать. Причин возникновения этого мусора несколько, и на них накладывается к тому же низкая в большинстве случаев культура обращения человека со своими телами. Неукоснительное правило, несоблюдение которого ведет к загрязнению леса, заключается в том, что для нормального произрастания травы, куста или дерева нужны одновременно и свет, и минеральные вещества из почвы, а иначе растение сохнет и становится нежизнеспособным — но перегнивает само по себе очень нескоро. Например, нормальная ментальная медитация (рост ментального куста) идет при условии, что у человека есть события, которые он осмысливает (каузальный свет), и эмоциональная поддержка, попросту говоря, живой интерес (астральная почва), который питает куст снизу. Однако у любого человека возникают мысли (например, залетевшие из окружающего мира), которые он обдумывает, не обращая внимания на отсутствие одного из описанных двух факторов (или даже обоих сразу), просто так, от нечего делать, или для развлечения. В результате в ментальном теле возникает даже не сухой куст, а нечто вроде свалки городского мусора, избавиться от которой нелегко, и которая, постепенно перегнивая и спускаясь в астральное тело, отравляет и его.
Другим, не менее изобильным источником ментального мусора является ментально-ментальное тело у людей, склонных к постоянным рационализациям, и особенно самонаблюдению. Осмысление своих мыслей по поводу несовершенства своего или мироустройства, как правило, не оказывается особенно конструктивным, но зато поставляет в ментальный лес редкостные по своему уродству образцы, по форме и цвету чем-то напоминающие металлическую стружку, поглощаемую лесом с большим трудом и затратами (здесь требуется долгий и сложный процесс окисления, т. е. ржавления). Тут человеку следовало бы передвинуть точку сборки с ментально-ментального тела на ментально-буддхиальное, т. е. спросить себя: "Этично ли мне думать о том, о чем я постоянно думаю?" Мгновенный ответ, который придет (на удивляющих по силе энергиях) из буддхиального тела, может надолго излечить человека от блудомыслия. Аналогичное положение складывается у эмоциональных людей с сильным, но запущенным астральным телом: они дают эмоциональную реакцию на что угодно, после чего включается астрально-астральное тело, и человек начинает неограниченно долго переживать по поводу собственных эмоций, которые имеют право на существование, как читатель, конечно, понимает, лишь при условии одновременной поддержки ментальным и эфирным телами, т. е. человек должен иметь мысль, вызывающую эмоцию, и обеспечивающую ее силы. Что такое бессильная или бессмысленная эмоция, читатель, вероятно, знает по личному опыту.
Конечно, гигиена организма, даже те проблемы, которые описаны выше, выглядят довольно безнадежными c точки зрения ментального присмотра и управления, тем более, что большая часть всех лесов закрыта для сознания и кажется человеку необозримыми джунглями. К счастью, средства самоочищения организма необычайно совершенны, а о тех случаях, когда он не справляется сам, он долго и очень громко кричит человеку — так что не заметить довольно трудно. Атман лично бдительно следит за здоровьем и балансом всех тел организма и взаимодействием их информационно-энергетических потоков, и когда где-либо возникает непорядок, переводит точку сборки в такое положение, где это непорядок очевиден, так же, впрочем, как и ясны первые шаги по его устранению. Эта информация идет к человеку обычно сразу по нескольким независимым каналам и дополнительно акцентируется внутренним учителем — прямой трансляцией кармического эгрегора или высшего "я". Поэтому организм может быть чист и здоров, если человек станет обращать на него внимание (и в тех его местах), когда совершенно отчетливо слышна его боль и просьба о помощи. Но, конечно, привычка начисто игнорировать то или другое тело снижает чувствительность сознания, и боль доходит до него, лишь когда становится нестерпимой для тела. Культурный человек, напротив, заботится о всех своих телах и стремится сразу откликаться на их просьбы, как правило, незначительные. Тогда организм очищается, балансируется и служит высшему "я" верой и правдой; субъективно это выражается в том, что человек ощущает себя свободным — во всех смыслах этого слова, т. е. на всех телах.
В действительности организму нужно от человека не так уж много: в тех немногочисленных случаях, о которых он специально сообщит по нескольким каналам сразу и предоставит все условия (в том числе время, возможности и силы) для выполнения своих просьб, человеку стоило бы: согласовать некоторые явно несостоятельные позиции со своими идеалами; поступать в определенных случаях в соответствии со своими убеждениями; обдумывать некоторые существенные обстоятельства; честно эмоционально проживать некоторые мысли; переживать некоторые чувства не поверхностно, а глубоко, т. е. на всей естественно включающейся энергетике; порой совершать физические жесты и телодвижения, которые дадут адекватный выход энергетическим импульсам. А также, когда чувствуется, что это совершенно необходимо, имело бы смысл: поддерживать энергетику физическими движениями и адекватным питанием; эмоциональный фон — энергетически; а ментальную картину мира — эмоционально; обдумывать свои будущие поступки, подготавливать перемены картины мира и системы ценностей и поддерживать пошатнувшиеся идеалы устойчивыми жизненными позициями и ценностями.
Если человек долго игнорирует насущные потребности какого-либо из своих тел и не откликается на призывы организма, начинается его болезнь, т. е. энергетический дисбаланс, с которым он не может справиться. При этом болевой сигнал идет, естественно, сначала из того тела, которое заболело первым, но если человек сумел его не заметить, то весьма вероятно, что первую весть о неблагополучии он получит уже совершенно от другого тела, и будет в результате лечить не причину, а следствие, и притом довольно запущенной болезни.
Что наверху, то и внизу. Семиуровневая структура организма повторяется на каждом из семи его тел. В каждом из них можно выделить семь подтел, составляющих вместе атманический организм, буддхиальный организм и т. д. (описание ментального организма как части ментального тела было дано в гл.8, где он назывался "ментальным человеком"). Основное назначение подтел данного тела — связь последнего с другими телами. Например, через ментально-атманическое тело — это часть ментального тела — осуществляется его связь с атманическим.
Разумеется, функции подтел не сводятся к одной только связи: подтела данного тела тесно связаны друг с другом, и соответствующие связи моделируют связи тел организма: например, связь между ментально-атманическим и ментально-буддхиальным телами моделирует связь между атманическим и буддхиальным телами, и развитие одной связано с развитием другой. Особую роль играет подтело, одноименное с телом, например, ментально-ментальное: оно осуществляет связь между ментальным телом и "ментальным человеком" в целом (т. е. между ментальным телом и всеми его подтелами) и, кроме того, представляет собой в некотором роде идейный центр, т. е. средоточие главного назначения данного тела, и связующую структуру, объединяющую все подтела данного тела в единый организм. Ниже дается краткое описание некоторых из 49 подтел, главным образом, с точки зрения их функций.
Атманический организм представляет собой набор подтел атманического тела, осуществляющих прямую трансляцию воли кармического эгрегора во все остальные тела человека, а также принимающих для него сообщения этих тел о своем состоянии. Включение атманического тела является граничным условием правильности произнесения молитвы; если оно принимает информацию, у человека возникает ощущение, что его молитва "дошла". Импульсы, приходящие из атманических подтел, воспринимаются человеком как абсолютно непреложные и обязательные; более того, даже косвенное прикосновение к своей миссии вызывает у человека столь сильное вдохновение и такие глубокие переживания, что само по себе их повторение может составить цель его сознательных усилий.
Энергии более высоких тел воспринимаются более низкими как Божья благодать, и они подчиняются их воле с восторгом и благоговением. При включении атманического тела все остальные тела встают по стойке "смирно" и в полной готовности ждут малейших приказаний. Побуждаемый атманическим телом, человек не только согласится на величайшие физические испытания (вплоть до мученической смерти) и не почувствует их тяжести — он полностью и как будто мгновенно перестроит всю свою энергетику, эмоциональную и ментальную картину мира, поведение и систему ценностей и взглядов на мир. Когда это реально происходит, ему самому происходящее кажется естественным, необходимым и неизбежным, и у окружающих может возникнуть ощущение чуда. Однако для подобного включения нужно, чтобы точка сборки попала в атманическое тело и некоторое время там удерживалась, что очень трудно и бывает лишь у немногих людей (откровение видения собственной миссии).
Наоборот, восприятие атманическим телом вибраций остальных тел создает человеку ощущение, что некоторая высшая сила: Бог, ангел-хранитель или святой на небесах за ним персонально присматривает, хранит от случайностей судьбы и злых влияний. Однако включить такой прямой канал связи обычно бывает нелегко, особенно если речь идет о низших телах: атманическому телу, вообще говоря, легче и естественнее заниматься проблемами буддхиального, нежели каузального и тем более физического, хотя присмотр ведется, конечно, за ними за всеми.
Однако у каждого человека некоторые прямые связи между не соседними телами ощущаются очень явственно — на них указывают дуговые аспекты гороскопа (см. ниже гл.12).
На обычном языке связи с атманическим телом обозначаются ссылкой на волю Божью (трансляции из атманического тела в остальные) или его внимание (Бог все видит — по поводу трансляций из данного тела в атманическое). Таким образом, мнение, что на все, что с человеком происходит, есть воля Божья, не вполне справедливо; по крайней мере, можно отличать, так сказать, прямую волю кармического эгрегора, транслируемую непосредственно из атманического тела в одно из нижележащих и его косвенную волю, пришедшую по канонической последовательности: из атманического тела в буддхиальное, из него в каузальное и т. д., и человек отлично ощущает эту разницу.
Атманически-атманическое тело осуществляет связь атманического тела в целом с атманическим организмом, а кроме этого, выполняет, пожалуй. Самую интимную функцию из всех, свойственных организму вообще, а именно: здесь происходит настройка на поиск идеала; атманически-атманическое тело особенно активно у человека в моменты его первичных духовных поисков, когда идеал еще не найден, смутен или совершенно не оформлен — но какая-то неясная для человека, но необычайно могущественная сила заставляет его отправиться на его поиски. Сильное атманически-атманическое тело бывает у великих миссионеров, основоположников новых религий, словом, истинных харизматических лидеров.
Человек, ощутивший вибрацию этого тела, не терзается сомнениями: он видит направление своего пути с абсолютной уверенностью.
Через двойное атманическое тело осуществляется общий атманический контроль за жизнью всех остальных тел человека: насколько они соответствуют его миссии. Информация о состоянии, скажем, каузального тела поступает в атманически-каузальное (человек в этот момент чувствует: "Бог видит все мои поступки"), для которого атманически-атманическое служит как бы стрелкой компаса развития (также источником энергии, которая на этом уровне воспринимается как высшее вдохновение).
Атманически-буддхиальное тело воспринимает информацию, идущую из буддхиального тела в атманическое. В случаях, когда из атманического тела в буддхиальное идет сильный концентрированный импульс, он передается из атманически-буддхиального тела в буддхиальное (целиком); однако в обычных условиях из атманического тела в целом идет некоторая эманация, которая в буддхиальном теле воспринимается буддхиально-атманическим и после этого вступает в буддхиальное через буфер двойного буддхиального тела. В переводе на обычный язык это означает примерно следующее.
В нормальных условиях идеалы человека влияют на жизненные позиции, но не целиком на (сущностную) картину мира (буддхиальное тело), а на некоторую ее часть, специально посвященную идеалам (буддхиально-атманическое тело, это жизненные позиции человека, касающиеся роли его религиозных чувств, идеалов и миссии в его жизни). Изменения в жизненных позициях по поводу своих идеалов, возникающие под влиянием атманического тела, например, по причине их совершенствования или модификации, поступают в буддхиально-буддхиальное тело, т. е. рассматриваются как таковые: двойное буддхиальное тело касается позиций человека по поводу роли самих жизненных позиций и ценностей в его жизни, и только пройдя через фильтр оценок двойного буддхиального тела, т. е. получив одобрение (и некоторую коррекцию) как именно жизненные позиции, новые взгляды на новые идеалы переходят в буддхиальное тело, т. е. становятся полноценными убеждениями. Иногда, однако, возникает экстренная трансляция из атманически-буддхиального тела прямо на все буддхиальное, т. е. жизненные позиции и ценности императивно меняются целиком и без предварительной подготовки, что воспринимается человеком как определенное насилие, как будто буддхиальный лес выжигается огнем, а на пепелище быстро вырастает совершенно новая, незнакомая и чуждая человеку растительность. Нормальное течение событий это вырастание в специальном питомнике (буддхиально-атманическое тело) особых, так сказать, богоизбранных и богоотмеченных растений, затем их тщательная селекция (фильтр буддхиально-буддхиального тела) и расселение по всему лесу. Таким образом, нормальное течение событий изображается диаграммой 1Т — > 2Т1Т — > 2Т2Т — > 2Т; экстренное — последовательностью: 1Т — > 1Т2Т — > 2Т
Символы тел.
1Т — атманическое тело;
2Т — буддхиальное тело;
3Т — каузальное тело;
4Т — ментальное тело;
5Т — астральное тело;
6Т — эфирное тело;
7Т — физическое тело.
Атманически-каузальное тело служит для восприятия каузальных вибраций; в экстренных случаях оно способно дать поток на все каузальное тело (1Т — > 1Т3Т — > 3Т), искусственно погрузив человека в череду событий, точно соответствующих его миссии и проявляющих для него его истинные идеалы. Это может быть воспринято им как внезапное просветление, экстатическое переживание, а может быть пережито как полоса ужасных бедствий — здесь многое зависит от конкретного устройства его организма, о чем идет речь в следующей главе. Естественное влияние атманического тела на каузальное осуществляется, однако, через каузально-атманическое тело: некоторые события человек воспринимает как знаки судьбы и ориентируется на них или игнорирует по своему желанию, пропуская через фильтр каузально-каузального тела, т. е. реализуя последовательность 1Т — > 3Т1Т — > 3Т3Т — > 3Т.
Во всяком случае, прямая трансляция из атманического в каузальное переживается человеком совсем по-другому, чем прямая трансляция из атманически-буддхиального в буддхиальное: первая ввергает его в полное недоумение, но ее иногда удается пережить, закрыв на все глаза (т. е. блокировав переход из каузального тела в ментальное), в то время как вторая всегда сопровождается глубоким кризисом (отношения соседних тел всегда более интимны).
Двойное каузальное тело это внутренний чисто практический компас человека, другими словами, оно расставляет акценты значимости на внешних и внутренних событиях его жизни с точки зрения самого потока этих событий: лучше те события, которые этот поток поддерживают, хуже — те, что ослабляют.
Для этого тела аргумент "обстоятельства не сложились" является абсолютным, в то время как в каузально-буддхиальном теле идет этическая оценка текущей жизни человека, т. е. с точки зрения основного разворачивающегося сюжета, и решается вопрос об их энергетической поддержке или ослаблении).
Атманически-ментальное тело служит для восприятия атманических вибраций ментального, и здесь для всей современной интеллектуализированной эпохи характерна его подмена ментально-атманически-ментальным: ощущение поддержки и правильности исполнения своей миссии образом мысли и ментальной картиной мира, свойственными данному человеку, заменяется его ментальным мнением по этому поводу. Другими словами, течение мыслительных процессов должно находить отзвук в атманическом теле, вызывая у человека ощущение высшего вдохновения и приближения к своим идеалам (4Т — > 1Т4Т). Если же этого не происходит, человек, тем не менее, может считать, что все обстоит именно так, и результатом такого самообмана будет деформированный энергетический поток внутри ментального тела: 4Т — > 4Т1Т4Т. Если же жизнь ментального тела действительно поддерживает миссию, и человек это ощущает, то он, конечно, может осмыслить свои ощущения, и тогда энергетический поток уже не исказится (т. е. самообмана не будет), а диаграмма в данном случае выглядит так 4Т — > 1Т4Т — > 4Т1Т4Т. Разница с предшествующей диаграммой — в пропущенном звене, и читатель, конечно, понимает, сколь оно существенно.
Ментально-атманическое тело служит, наоборот, для осознания человеком своих идеалов и миссии, и соответствующие трансляции (1Т — > 4Т1Т) воспринимаются им как откровения или, во всяком случае, как мысли необычайно важные и принципиально формообразующие для всей ментальной картины мира; но, как обычно, перед тем, как на нее реально повлиять, они проходят через ментально-ментальное тело, в котором человек оценивает их с точки зрения ценности для имеющегося у него актуально интеллектуального аппарата, и в результате часто существеннейшие для него мысли отсеиваются как преждевременные, неактуальные, "до лучших времен", а остающиеся попадают в ментальное тело в причесанном, т. е. адаптированном к общему строю человеческих представлений виде. Таким образом, культура ментального тела включает также и культуру ментально-менталь<