Методические указания к задаче 3

1. Для расчета электрической цепи переменного тока сначала по частоте Методические указания к задаче 3 - student2.ru , Гц, определяют угловую частоту Методические указания к задаче 3 - student2.ru , рад/с. Далее рассчитывают реактивные сопротивления Методические указания к задаче 3 - student2.ru и Методические указания к задаче 3 - student2.ru всех индуктивных и емкостных элементов по следующим формулам:

Методические указания к задаче 3 - student2.ru и Методические указания к задаче 3 - student2.ru .

Для определения показаний приборов: амперметра, вольтметра и ваттметра, указанных на схеме, необходимо рассчитать полное сопротивление Методические указания к задаче 3 - student2.ru последовательной цепи переменного тока:

Методические указания к задаче 3 - student2.ru ,

где Методические указания к задаче 3 - student2.ru – сумма всех активных сопротивлений цепи, Ом;

Методические указания к задаче 3 - student2.ru – сумма всех индуктивных сопротивлений цепи, Ом;

Методические указания к задаче 3 - student2.ru – сумма всех емкостных сопротивлений цепи, Ом.

При расчете цепей переменного тока удобно пользоваться действующими значениями величин напряжений и токов. Поэтому для входного напряжения, изменяющегося по закону Методические указания к задаче 3 - student2.ru , находят его действующее значение:

Методические указания к задаче 3 - student2.ru ,

где Методические указания к задаче 3 - student2.ru – амплитуда входного напряжения.

Амперметр и вольтметр, включенные в цепь на рис. 3, измеряют действующие значения тока в цепи и напряжения на элементах (или соответствующем участке цепи), их показания определяют по закону Ома. Ваттметр, включенный так, как показано на рис. 3, измеряет активную мощность цепи:

Методические указания к задаче 3 - student2.ru .

2. Обычно построение векторной диаграммы цепи, содержащей последовательно соединенные элементы Методические указания к задаче 3 - student2.ru , Методические указания к задаче 3 - student2.ru , Методические указания к задаче 3 - student2.ru , начинают с вектора тока Методические указания к задаче 3 - student2.ru , так как именно ток является общим для всех участков цепи. Но для рассматриваемой задачи входное напряжение задано в виде Методические указания к задаче 3 - student2.ru с начальной фазой Методические указания к задаче 3 - student2.ru . Поэтому сначала на векторной диаграмме откладывают с учетом масштаба напряжений вектор действующего значения входного напряжения Методические указания к задаче 3 - student2.ru горизонтально (по оси х). За положительное направление вращения электрических векторов принято направление против движения часовой стрелки.

Далее определяют угол Методические указания к задаче 3 - student2.ru – угол сдвига по фазе между напряжением, приложенным к цепи, и протекающим током:

Методические указания к задаче 3 - student2.ru .

Величина угла Методические указания к задаче 3 - student2.ru может быть, в зависимости от условий задачи, положительной, отрицательной или равной нулю.

При Методические указания к задаче 3 - student2.ru ток отстает от напряжения по фазе, цепь в целом носит активно-индуктивный характер.

При Методические указания к задаче 3 - student2.ru ток опережает по фазе приложенное к цепи напряжение. Цепь в целом носит активно-емкостной характер.

При Методические указания к задаче 3 - student2.ru ток, протекающий по цепи, совпадает по фазе с напряжением. Цепь в целом носит активный характер, наблюдается резонанс напряжений.

После расчета угла сдвига фаз на векторной диаграмме необходимо в выбранном масштабе тока отложить вектор действующего значения тока Методические указания к задаче 3 - student2.ru под углом Методические указания к задаче 3 - student2.ru по отношению к вектору входного напряжения Методические указания к задаче 3 - student2.ru . Положительные значения углов отсчитываются против направления движения часовой стрелки, а отрицательные значения ­­– по направлению движения часовой стрелки.

Затем на векторной диаграмме откладывают векторы падений напряжения на каждом элементе цепи, длины которых рассчитываются по закону Ома с учетом выбранного масштаба напряжений. Начало первого вектора совмещают с началом координат. Остальные векторы падений напряжения откладывают один за другим в последовательности, соответствующей обходу контура цепи, при этом начало каждого из векторов совмещают с концом предыдущего.

При построении векторов падений напряжения на элементах цепи необходимо учитывать, что ток и напряжение на активном сопротивлении совпадают по фазе; ток через индуктивный элемент отстает по фазе от напряжения на этом элементе на Методические указания к задаче 3 - student2.ru ; ток через емкостной элемент опережает по фазе напряжение на нем на Методические указания к задаче 3 - student2.ru .

Поэтому векторы падения напряжения на активных сопротивлениях направляют вдоль вектора тока. Векторы падения напряжения на индуктивных элементах направляют под углом Методические указания к задаче 3 - student2.ruк вектору тока. Векторы падения напряжения на емкостных элементах откладывают под углом Методические указания к задаче 3 - student2.ruк вектору тока.

В соответствии со вторым законом Кирхгофа мгновенное значение напряжения на входе цепи равно сумме мгновенных значений падений напряжения на всех элементах цепи. Поэтому, сложив геометрически все векторы падений напряжения на элементах цепи, получим вектор напряжения Методические указания к задаче 3 - student2.ru на входе, который должен совпасть с ранее отложенным по горизонтальной оси вектором действующего значения входного напряжения.

Для упрощения построений векторной диаграммы можно вектор тока Методические указания к задаче 3 - student2.ru изобразить горизонтально, тогда векторы падений напряжения на элементах цепи будут располагаться горизонтально или вертикально. Геометрическая сумма этих векторов равна приложенному к цепи напряжению Методические указания к задаче 3 - student2.ru . Для того, чтобы соблюсти начальную фазу напряжения равной нулю, необходимо на векторной диаграмме показать ось х по направлению вектора Методические указания к задаче 3 - student2.ru .

3. Закон изменения тока в цепи записывается в виде:

Методические указания к задаче 3 - student2.ru ,

где Методические указания к задаче 3 - student2.ru – ­ ­амплитуда тока;

Методические указания к задаче 3 - student2.ru ­– начальная фаза тока.

Так как угол сдвига фаз Методические указания к задаче 3 - student2.ru , а начальная фаза приложенного напряжения Методические указания к задаче 3 - student2.ru , то Методические указания к задаче 3 - student2.ru .

4. Закон изменения напряжения между точками, к которым подключен вольтметр, можно определить по векторной диаграмме, если на ней отметить эти точки.

5. Полная мощность источника, ВА, Методические указания к задаче 3 - student2.ru .

Активная мощность источника, Вт, Методические указания к задаче 3 - student2.ru .

Реактивная мощность источника, вар, Методические указания к задаче 3 - student2.ru (имеет знак "+" или "–").

Активная мощность приемников Методические указания к задаче 3 - student2.ru .

Реактивная мощность приемников Методические указания к задаче 3 - student2.ru .

Полная мощность приемников Методические указания к задаче 3 - student2.ru .

6. Резонанс напряжений имеет место в последовательной цепи, содержащей элементы r, L, C в том случае, если общее реактивное сопротивление цепи равно нулю. Используя это соотношение, определяют характер и параметры того элемента, который должен быть включен в цепь, чтобы в ней имел место резонанс напряжений.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Борисов Ю.М., Липатов Д.Н., Зорин Ю.Н. Электротехника. СПб.: БХВ-Питер, 2012 (в ЭБС «Айбукс»).

Дополнительная

2. Сатаров А.А Электротехника и электроника. Линейные электрические цепи постоянного тока: Учебное пособие. М.: РГОТУПС, 2006.

3. Климентов Н.И. Электротехника. Линейные электрические цепи однофазного переменного тока: Конспект лекций. М.: РГОТУПС, 2007.

4. Частоедов Л.А., Гирина Е.С. Теоретические основы электротехники. Чаcть I. Учебное пособие. М.: РГОТУПС, 2007.

Примечание. Указанная дополнительная литература имеется в библиотеке Воронежского филиала.

В случае отсутствия указанной выше литературы для изучения курса пригодны любые учебники и задачники с названием "Электротехника" для неэлектротехнических специальностей вузов.

Наши рекомендации