Методические указания к задаче №6

Расстояние между двумя точками Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru находится по формуле

Методические указания к задаче №6 - student2.ru . (6)

Например, расстояние между точками Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru равно Методические указания к задаче №6 - student2.ru

Координаты точки Методические указания к задаче №6 - student2.ru – середины отрезка AB равны полусуммам одноименных координат, т.е., если Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru , то Методические указания к задаче №6 - student2.ru (7)

Например, точка M – середина отрезка AB, если A(2;-1) и B(5;3), имеет координаты: Методические указания к задаче №6 - student2.ru .

Общее уравнение прямой: Методические указания к задаче №6 - student2.ru . (8)

Уравнение прямой, проходящей через две данные точки Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru имеет вид: Методические указания к задаче №6 - student2.ru (9)

Например, уравнение прямой, проходящей через точки A(2;-1) и B(5;3), запишется:

Методические указания к задаче №6 - student2.ru

Уравнение прямой с угловым коэффициентом: Методические указания к задаче №6 - student2.ru (10),

где Методические указания к задаче №6 - student2.ru – угол наклона прямой к положительному направлению оси абсцисс.

Уравнение с угловым коэффициентом (10) получается из общего уравнения (8), если из него выразить y:

Методические указания к задаче №6 - student2.ru .

Например, полученное выше общее уравнение прямой AB: Методические указания к задаче №6 - student2.ru , запишется уравнением с угловым коэффициентом: Методические указания к задаче №6 - student2.ru .

Уравнение прямой, проходящей через данную точку Методические указания к задаче №6 - student2.ru в данном направлении: Методические указания к задаче №6 - student2.ru (11)

Точка пересечения двух прямых Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru находится как решение системы двух линейных уравнений:

Методические указания к задаче №6 - student2.ru .

Угол α между двумя прямыми определяется через угловые коэффициенты этих прямых по формуле:

Методические указания к задаче №6 - student2.ru , (12)

Где Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru – угловые коэффициенты данных прямых.

Две прямые параллельны, если Методические указания к задаче №6 - student2.ru , перпендикулярны, если Методические указания к задаче №6 - student2.ru , т.е. Методические указания к задаче №6 - student2.ru . (13)

Вектор – это направленный отрезок , т.е. отрезок, имеющий определенную длину и определенное направление. Если A – начало вектора, а B – его конец, то вектор обозначается Методические указания к задаче №6 - student2.ru .

Чтобы найти координаты вектора, надо из координат его конца вычесть координаты его начала. Т.е., если Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru , то Методические указания к задаче №6 - student2.ru . (14)

Например, если A(2;-3) и B(5;1), то Методические указания к задаче №6 - student2.ru .

Длиной вектора Методические указания к задаче №6 - student2.ru называется длина отрезка AB и обозначается Методические указания к задаче №6 - student2.ru . Длину вектора Методические указания к задаче №6 - student2.ru вычисляют по формуле:

Методические указания к задаче №6 - student2.ru (15)

Например, длина вектора Методические указания к задаче №6 - student2.ru равна Методические указания к задаче №6 - student2.ru

Скалярным произведением вектора Методические указания к задаче №6 - student2.ru и вектора Методические указания к задаче №6 - student2.ru называется число, равное:

Методические указания к задаче №6 - student2.ru (16)

Например, скалярное произведение векторов Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru равно: Методические указания к задаче №6 - student2.ru .

Угол между векторами Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru задается формулой: Методические указания к задаче №6 - student2.ru . (17)

Например, найдем угол между векторами Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru . Для этого найдем сначала длину каждого вектора: Методические указания к задаче №6 - student2.ru Затем найдем скалярное произведение этих векторов: Методические указания к задаче №6 - student2.ru Тогда Методические указания к задаче №6 - student2.ru

Пример. Даны вершины треугольника ABC: Методические указания к задаче №6 - student2.ru . Найти: 1) уравнение прямой AB; 2) уравнение высоты CD и ее длину; 3) координаты векторов Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru ; 4) угол A треугольника ABC.

Методические указания к задаче №6 - student2.ru Решение. Выполним чертеж к задаче (рис. 1)

y

A

C

D x

 
  Методические указания к задаче №6 - student2.ru

B Рис. 1

1) Уравнение прямой AB запишем по формуле (9):

Методические указания к задаче №6 - student2.ru

т.к. Методические указания к задаче №6 - student2.ru то примем Методические указания к задаче №6 - student2.ru и получим Методические указания к задаче №6 - student2.ru

Методические указания к задаче №6 - student2.ru

Выразим y: Методические указания к задаче №6 - student2.ru

2) Составим уравнение высоты CD. Т.к. Методические указания к задаче №6 - student2.ru , то ее угловой коэффициент: Методические указания к задаче №6 - student2.ru

Уравнение CD запишем по формуле (11): Методические указания к задаче №6 - student2.ru т.к. она проходит через точку Методические указания к задаче №6 - student2.ru в направлении, заданном угловым коэффициентом Методические указания к задаче №6 - student2.ru Получим: Методические указания к задаче №6 - student2.ru

Чтобы найти длину высоты CD, необходимо знать координаты точки D. Найдем их, решив систему уравнений:

Методические указания к задаче №6 - student2.ru

Координаты точки D(2; 0). Длину высоты CD найдем как расстояние между точками и D по формуле (6): Методические указания к задаче №6 - student2.ru

3) Координаты векторов Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru по формуле (14): Методические указания к задаче №6 - student2.ru ,

Методические указания к задаче №6 - student2.ru .

4) Угол A треугольника ABC можно найти как угол между векторами Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru по формуле (17). Для этого найдем длины этих векторов (15) и их скалярные произведения (16):

Методические указания к задаче №6 - student2.ru

Методические указания к задаче №6 - student2.ru

Методические указания к задаче №6 - student2.ru

Методические указания к задаче №6 - student2.ru

Ответ. 1) Уравнение стороны AB: Методические указания к задаче №6 - student2.ru

2) Уравнение высоты CD: Методические указания к задаче №6 - student2.ru Ее длина Методические указания к задаче №6 - student2.ru

3) Методические указания к задаче №6 - student2.ru Методические указания к задаче №6 - student2.ru

4) Угол между векторами Методические указания к задаче №6 - student2.ru и Методические указания к задаче №6 - student2.ru равен Методические указания к задаче №6 - student2.ru .

Наши рекомендации