Место дисциплины в структуре образовательной программы. Паспорт программы дисциплины

Паспорт программы дисциплины

Область применения программы

Рабочая программа дисциплины Б3.В.ОД.12 «Преступления в сфере экономики» является частью образовательной программы высшего образования 40.03.01 «Юриспруденция» профиль 40.03.01.03 «Уголовно-правовой профиль» в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010 г. № 464.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина Б3.В.ОД.12 «Преступления в сфере экономики» относится к профессиональному циклу образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» вариативной части.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Целью изучения дисциплины «Преступления в сфере экономики» является привитие студентам более углубленных теоретических знаний, касающихся преступлений в сфере экономики, практических навыков, необходимых для профессионального выполнения выпускниками служебных обязанностей в рамках концепции экономической безопасности.

Задачами изучения дисциплины «Преступления в сфере экономики» являются:

- привитие глубоких теоретических знаний об основных категориях и положениях, касающихся преступлений в сфере экономики, о достигнутом уровне законодательного регулирования данной сферы;

- овладение навыками квалификации преступлений в сфере экономики;

- обучение правильному ориентированию в действующем уголовном законодательстве;

- привитие навыков и умений правильно толковать и применять нормы, помещенные в разделе «Преступления в сфере экономики» к конкретным жизненным ситуациям.

Формируемые компетенции Осваиваемые знания, умения, владения
Код Наименование
  профессиональные компетенции (ПК) по видам профессиональной деятельности
  ПК-3 - способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; ПК-5 - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; ПК-6 - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; ПК-8 - готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; ПК-9 - способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ПК-10 - способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; ПК-11- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; ПК-12 - способен выявлять, давать оценку коррупционному поведения и содействовать его пресечению.
ПК-3 способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права З - понятия и термины, используемые в разделе VIII УК РФ; - круг общественно опасных деяний, содержащихся в разделе VIII УК РФ.
У - применять, толковать и анализировать VIII раздел УК РФ; - оперировать уголовно–правовыми понятиями и категориями, - анализировать юридические факты и возникающие в связи с этим уголовно–правовые отношения; - показать способности к научно обоснованному теоретическому анализу актуальных проблем уголовного права; - правильно анализировать составы экономических преступлений.
В - терминологией науки уголовного права; - навыками работы с нормами VIII раздел УК РФ; - навыками осуществления правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности; - навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с принципами уважительного отношения к праву и закону; - навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения законности и правопорядка.
ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности З - основные положения, сущность и содержание базовых понятий и категорий уголовного права; - требования к форме и содержанию уголовно-правовых норм, процессуальных документов.
У - применять, толковать и анализировать нормы уголовного права - выявлять несоответствия и пробелы в правоприменительной деятельности.
В - тенденциями и направлениями уголовной политики и уголовного законодательства РФ; - навыками оценки нормативных актов, разъясняющих применение норм уголовного и уголовно-процессуального права.
ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства З - теоретические положения о принципах, категориях и институтах уголовного права; - действующие нормы VIII раздела уголовного законодательства РФ; - руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения норм уголовного законодательства в сфере экономических преступлений; - основные тенденции практики применения уголовного законодательства.
У - применять, толковать и анализировать VIII раздел УК РФ; - оперировать уголовно–правовыми понятиями и категориями, - анализировать юридические факты и возникающие в связи с этим уголовно–правовые отношения; - показать способности к научно обоснованному теоретическому анализу актуальных проблем уголовного права; - правильно анализировать составы экономических преступлений.
В -- актуальными проблемами борьбы с экономической преступностью уголовно-правовыми средствами; - содержанием нормативных актов, подлежащих учету при применении норм VIII раздела УК РФ; - уголовным законодательством зарубежных стран.
ПК-8 - готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства З - содержание должностных обязанностей по обеспечению законности, правопорядка, безопасности личности, общества, государства; - положения действующего уголовного законодательства необходимые для противодействия экономической преступности.
У разграничивать преступное и непреступное поведение; - давать оценку допустимости принятия решения или совершения действий в конкретной ситуации; - придерживаться требований правовых актов, должностных инструкций, правовых норм в обычных условиях профессиональной деятельности.
В - способностью применять на практике имеющиеся профессиональные знания.
ПК-9 способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина З - совокупность правовых норм, закрепляющих правовой статус участников уголовных правоотношений; - правовой механизм обеспечения законности в области привлечения к уголовной ответственности; - принципы гуманного взаимодействия сотрудников правоохранительных органов и лиц совершивших преступления; - основные способы защиты прав и свобод человека и гражданина.
У - анализировать действующие нормы уголовного права; - характеризовать комплекс юридических средств воздействия на нарушителей правовых норм; - определять компетенцию руководящих органов с целью установления соответствия их деятельности принципам основных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
В навыком выявления правовых предписаний и запретов в уголовном законодательстве; - умением квалифицировать противоправное поведение субъектов уголовных правоотношений; - обеспечивать соблюдение прав и законных интересов подозреваемых в совершении преступления и потерпевших; - навыками профессионального общения и развития.
ПК-10 способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения З - основные положения, сущность и содержание базовых понятий и категорий VIII раздела УК РФ, изучение которых способствует формированию навыков и умений по выявлению и расследованию преступлений, разграничению преступлений от иных правонарушений при осуществлении профессиональной деятельности.
У - правильно давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам; - обоснованно применять уголовно-правовую норму к конкретным ситуациям при квалификации преступлений.
В - навыками правильно применять нормы VIII раздела УК РФ; - принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с действующим уголовным законодательством в части, касающейся квалификации преступлений.
ПК-11 способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению З - уголовно-правовые меры, связанные с совершенствованием норм VIII раздела УК РФ и прочих нормативно-правовых актов, являющихся основой для борьбы с экономической преступностью; - правовое содержание и отличительные признаки дефиниций: «профилактика экономических преступлений», «предотвращение противоправного поведения», «пресечение экономических преступлений» в области осуществляемой профессиональной юридической деятельности; - систему мер, направленных на противодействие процессам детерминации преступлений в сфере экономики, предотвращения совершения преступлений; - виды специализированных, неспециализированных субъектов предупреждения преступлений в сфере экономики; - систему мер общего, специального, индивидуального предупреждения преступлений на уровне общегосударственного, регионального, местного регулирования общественных отношений.
У - выявлять криминологические взаимосвязи и взаимозависимости отдельных видов правонарушений и экономических преступлений; - прогнозировать поведение лиц, совершающих преступления.
В - способностью планировать и проводить мероприятия ранней профилактики противоправного поведения, направленные на установление обстоятельств, отрицательно влияющих на формирование личности нарушителя; - базовыми навыками устанавливать обстоятельства, уже повлекшие совершение экономических правонарушений; - владеет навыками проектировать комплекс мероприятий, направленных на предупреждение рецидива противоправного поведения.
ПК-12 способен выявлять, давать оценку коррупционному поведения и содействовать его пресечению З - базовые принципы уголовно-правового регулирования общественных отношений в сфере противодействия коррупционным преступлениям. - правовые основы регламентации антикоррупционной деятельности.
У - разграничивать полномочия структурных подразделений, реализующих антикоррупционные нормы уголовного законодательства.
В - навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с принципами уважительного отношения к праву и закону; - навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения законности и правопорядка.

Связь с другими дисциплинами учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
Теория государства и права; Конституционное право; Административное право; Гражданское право; Уголовный процесс. Преступления против личности; Квалификация преступлений; Преступления в сфере экономики; Криминология; Судебная медицина и судебная психиатрия; Актуальные проблемы уголовного права.

2. Содержание дисциплины «Преступления в сфере экономики», способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - очная форма обучения

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
      8 семестр 4 курс    
24-25 Модуль 1: «Преступления против собственности»    
Лекция 1 «Хищение: понятие, признаки, формы и виды» 1. Понятие хищения в уголовном законодательстве России. 2. Характеристика объективных и субъективных признаков хищения. 3. Формы и виды хищения. 4. Кража. Понятие и виды. Вопросы определения момента окончания кражи. 5. Грабеж. Понятие и виды. Отграничение от кражи. 6. Понятие разбоя как одной наиболее опасных форм хищения. Мошенничество. Понятие и виды. 7. Присвоение или растрата. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-5
Лекция 2 «Корыстные преступления против собственности без признаков хищения и иные имущественные преступления» 1. Общая характеристика корыстных преступлений против собственности без признаков хищения и иные имущественные преступления. 2. Вымогательство, его виды. Отличие от насильственного гра­бежа и разбоя. 3. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения. Отличие от мошенничества. 4. Уничтожение или повреждение имущества. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-5
26-28 Модуль 2: «Преступления в сфере экономической деятельности»    
Лекция 3 «Преступления, посягающие на порядок осуществления предпринимательской деятельности» 1. Преступления, совершаемые должностными лицами (ст.169, 170, 1701 УК РФ). 2. Значение примечания к ст. 169 УК РФ. 3. Преступления, совершаемые самими участниками предпринимательской или иной деятельности (ст. 171-175 УК РФ). Обоснованность декриминализации ст. 173 УК РФ. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-6, ПК-8
Лекция 4 «Преступления, посягающие на интересы кредиторов» 1. Преступления, связанные с незаконным получением кредита или злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности (ст.176, 177 УК РФ). 2. Преступления, связанные с банкротством (ст.ст. 195-197 УК РФ). М, П, Д, ПБ ПК-5 ПК-6
Лекция 5 «Преступления, посягающие на добросовестную конкуренцию» 1. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 178 УК РФ. 2. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 179УК РФ. 3. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 180 УК РФ. 4. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 183 УК РФ. 5. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 184 УК. М, П, Д, ПБ ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11
Лекция 6 «Преступления, посягающие на порядок обращения денег и ценных бумаг» 1. Характеристика объективных и субъективных признаков основных и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст.185-1856 УК РФ. Криминализация общественно опасных деяний в сфере обращения ценных бумаг. 2. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 186 УК РФ. 3. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированного составов преступлений, запрещенных ст. 187 УК РФ. М, П, Д, ПБ ПК-8, ПК-9, ПК-12
Лекция 7 «Преступления, посягающие на сферу внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля» 1. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 188 УК РФ. 2. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 189 УК РФ. 3. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 190 УК РФ. М, П, Д, ПБ ПК-5, ПК-8, ПК-10
Лекция 8 «Преступления, посягающие на порядок уплаты налогов» 1. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 198 УК РФ. Основание освобождения от уголовной ответственности. 2. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 199 УК РФ. Основание освобождения от уголовной ответственности. 3. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 1991 УК РФ. 4. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 1992 УК РФ. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-8, ПК-9
29-30 Модуль 3: «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»    
Лекция 9 «Общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях» 1. Объективные признаки преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. 2. Субъективные признаки преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. М, П, Д, ПБ ПК-5, ПК-6, ПК-9
Лекция 10 «Служебные преступления: основные детерминанты и способы предупреждения» 1. Состояние служебной преступности. 2. Последствия служебной преступности. 3. Проблемы противодействия служебной преступности. М, П, Д, ПБ ПК-11, ПК-12
      Практические занятия Лабораторные занятия Семинары    
      8 семестр 4 курс    
24-27   Модуль 1: «Преступления против собственности»    
24-25   Семинар 1 «Хищение: понятие, признаки, формы и виды» 1. Понятие хищения в уголовном законодательстве России. 2. Характеристика объективных и субъективных признаков хищения. 3. Формы и виды хищения. 4. Кража. Понятие и виды. Вопросы определения момента окончания кражи. 5. Грабеж. Понятие и виды. Отграничение от кражи. 6. Понятие разбоя как одной наиболее опасных форм хищения. Мошенничество. Понятие и виды. 7. Присвоение или растрата. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-5
26-27   Семинар 2 «Корыстные преступления против собственности без признаков хищения и иные имущественные преступления» 1. Общая характеристика корыстных преступлений против собственности без признаков хищения и иные имущественные преступления. 2. Вымогательство, его виды. Отличие от насильственного гра­бежа и разбоя. 3. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения. Отличие от мошенничества. 4. Уничтожение или повреждение имущества. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-5
28-38   Модуль 2: «Преступления в сфере экономической деятельности»    
28-29   Семинар 3 «Преступления, посягающие на порядок осуществления предпрнимательской деятельности» 1. Преступления, совершаемые должностными лицами (ст.169, 170, 1701 УК РФ). 2. Значение примечания к ст. 169 УК РФ. 3. Преступления, совершаемые самими участниками предпринимательской или иной деятельности (ст. 171-175 УК РФ). Обоснованность декриминализации ст. 173 УК РФ. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-6, ПК-8
30-31   Семинар 4 «Преступления, посягающие на интересы кредиторов» 1. Преступления, связанные с незаконным получением кредита или злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности (ст.176, 177 УК РФ). 2. Преступления, связанные с банкротством (ст.ст. 195-197 УК РФ). М, П, Д, ПБ ПК-5 ПК-6
32-33   Семинар 5 «Преступления, посягающие на добросовестную конкуренцию» 1. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 178 УК РФ. 2. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 179УК РФ. 3. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 180 УК РФ. 4. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 183 УК РФ. 5. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 184 УК. М, П, Д, ПБ ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11
34-35   Семинар 6 «преступления, посягающие на порядок обращения денег и ценных бумаг» 1. Характеристика объективных и субъективных признаков основных и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст.185-1856 УК РФ. Криминализация общественно опасных деяний в сфере обращения ценных бумаг. 2. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 186 УК РФ. 3. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированного составов преступлений, запрещенных ст. 187 УК РФ. М, П, Д, ПБ ПК-8, ПК-9, ПК-12
36-37   Семинар 7 «Преступления, посягающие на сферу внешщнеэкономической деятельности и таможенного контроля» 1. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 188 УК РФ. 2. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 189 УК РФ. 3. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 190 УК РФ. М, П, Д, ПБ ПК-5, ПК-8, ПК-10
  Семинар 8 «Преступления, посягающие на на порядок уплаты налогов» 1. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 198 УК РФ. Основание освобождения от уголовной ответственности. 2. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 199 УК РФ. Основание освобождения от уголовной ответственности. 3. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 1991 УК РФ. 4. Характеристика объективных и субъективных признаков основного и квалифицированных составов преступлений, запрещенных ст. 1992 УК РФ. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-8, ПК-9
39-40   Модуль 3: «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»    
  Семинар 9 «Общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях» 1. Объективные признаки преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. 2. Субъективные признаки преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. М, П, Д, ПБ ПК-5, ПК-6, ПК-9
  Семинар 10 «Служебные преступления: основные детерминанты и способы предупреждения» 1. Состояние служебной преступности. 2. Последствия служебной преступности. 3. Проблемы противодействия служебной преступности. М, П, Д, ПБ ПК-11, ПК-12

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
    Лекция 1 «Хищение: понятие, признаки, формы и виды» 1. Понятие хищения в уголовном законодательстве России. 2. Характеристика объективных и субъективных признаков хищения. 3. Формы и виды хищения. 4. Кража. Понятие и виды. Вопросы определения момента окончания кражи. 5. Грабеж. Понятие и виды. Отграничение от кражи. 6. Понятие разбоя как одной наиболее опасных форм хищения. Мошенничество. Понятие и виды. 7. Присвоение или растрата. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-5
    Лекция 2 «Корыстные преступления против собственности без признаков хищения и иные имущественные преступления» 1. Общая характеристика корыстных преступлений против собственности без признаков хищения и иные имущественные преступления. 2. Вымогательство, его виды. Отличие от насильственного гра­бежа и разбоя. 3. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения. Отличие от мошенничества. 4. 4. Уничтожение или повреждение имущества. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-5
      Практические занятия (семинары)    
    Семинар 1 «Хищение: понятие, признаки, формы и виды» 1. Понятие хищения в уголовном законодательстве России. 2. Характеристика объективных и субъективных признаков хищения. 3. Формы и виды хищения. 4. Кража. Понятие и виды. Вопросы определения момента окончания кражи. 5. Грабеж. Понятие и виды. Отграничение от кражи. 6. Понятие разбоя как одной наиболее опасных форм хищения. Мошенничество. Понятие и виды. 7. Присвоение или растрата. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-5
    Семинар 2 «Корыстные преступления против собственности без признаков хищения и иные имущественные преступления» 1. Общая характеристика корыстных преступлений против собственности без признаков хищения и иные имущественные преступления. 2. Вымогательство, его виды. Отличие от насильственного гра­бежа и разбоя. 3. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения. Отличие от мошенничества. 4. Уничтожение или повреждение имущества. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-5
    Семинар 3 «Преступления, посягающие на порядок осуществления предпрнимательской деятельности» 1. Преступления, совершаемые должностными лицами (ст.169, 170, 1701 УК РФ). 2. Значение примечания к ст. 169 УК РФ. 3. Преступления, совершаемые самими участниками предпринимательской или иной деятельности (ст. 171-175 УК РФ). Обоснованность декриминализации ст. 173 УК РФ. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-6, ПК-8
    Семинар 4 «Преступления, посягающие на интересы кредиторов» 1. Преступления, связанные с незаконным получением кредита или злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности (ст.176, 177 УК РФ). 2. Преступления, связанные с банкротством (ст.ст. 195-197 УК РФ). М, П, Д, ПБ ПК-5 ПК-6
    Семинар 5 «Преступления, посягающие на добросовестную конкуренцию» 1. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 178 УК РФ. 2. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 179УК РФ. 3. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 180 УК РФ. 4. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 183 УК РФ. 5. Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 184 УК. М, П, Д, ПБ ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
    Лекция 1 «Хищение: понятие, признаки, формы и виды» 1. Понятие хищения в уголовном законодательстве России. 2. Характеристика объективных и субъективных признаков хищения. 3. Формы и виды хищения. 4. Кража. Понятие и виды. Вопросы определения момента окончания кражи. 5. Грабеж. Понятие и виды. Отграничение от кражи. 6. Понятие разбоя как одной наиболее опасных форм хищения. Мошенничество. Понятие и виды. 7. Присвоение или растрата. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-5
      Практические занятия (семинары)    
    Семинар 1 «Хищение: понятие, признаки, формы и виды» 1. Понятие хищения в уголовном законодательстве России. 2. Характеристика объективных и субъективных признаков хищения. 3. Формы и виды хищения. 4. Кража. Понятие и виды. Вопросы определения момента окончания кражи. 5. Грабеж. Понятие и виды. Отграничение от кражи. 6. Понятие разбоя как одной наиболее опасных форм хищения. Мошенничество. Понятие и виды. 7. Присвоение или растрата. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-5
    Семинар 2 «Корыстные преступления против собственности без признаков хищения и иные имущественные преступления» 1. Общая характеристика корыстных преступлений против собственности без признаков хищения и иные имущественные преступления. 2. Вымогательство, его виды. Отличие от насильственного гра­бежа и разбоя. 3. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения. Отличие от мошенничества. 4. Уничтожение или повреждение имущества. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-5
    Семинар 3 «Преступления, посягающие на порядок осуществления предпрнимательской деятельности» 1. Преступления, совершаемые должностными лицами (ст.169, 170, 1701 УК РФ). 2. Значение примечания к ст. 169 УК РФ. 3. Преступления, совершаемые самими участниками предпринимательской или иной деятельности (ст. 171-175 УК РФ). Обоснованность декриминализации ст. 173 УК РФ. М, П, Д, ПБ ПК-3, ПК-6, ПК-8
    Семинар 4 «Преступления, посягающие на интересы кредиторов» 1. Преступления, связанные с незаконным получением кредита или злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности (ст.176, 177 УК РФ). 2. Преступления, связанные с банкротством (ст.ст. 195-197 УК РФ). М, П, Д, ПБ ПК-5 ПК-6

2.2. Самостоятельная работа студента - очная форма обучения

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    8 семестр 4 курс  
24-25 Тема 1. «Хищение: понятие, признаки, формы и виды» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) История развития уголовной отвественности за хищения в российсом законодательстве. б) научная классификация форм хищения. ПК-3, ПК-5
26-27 Тема 2. «Корыстные преступления против собственности без признаков хищения и иные имущественные преступления» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Отличие вымогательства от разбоя. б) Толкование уголовного закона. Судебный прецендент. ПК-3, ПК-6
28-29 Тема 3. «Преступления, посягающие на порядок осуществления предпрннимательской деятельности» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. б) Регистрация незаконных сделок с землей. в) Незаконное предпринимательство. ПК-9, ПК-10
30-31 Тема 4. «Преступления, посягающие на порядок обращения денег и ценных бумаг» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг. б) Неправомерное использование инсайдерской информации. ПК-5, ПК-6
32-33 Тема 5. «Преступления против установленного порядка обращения (оборота) валютных ценностей» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ. б) Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 192 УК РФ. в) Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 193 УК РФ. ПК-11, ПК-12

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 5 лет

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    5 курс  
  Тема 1. «Хищение: понятие, признаки, формы и виды» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) История развития уголовной отвественности за хищения в российсом законодательстве. б) научная классификация форм хищения. ПК-3, ПК-5
  Тема 2. «Корыстные преступления против собственности без признаков хищения и иные имущественные преступления» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Отличие вымогательства от разбоя. б) Толкование уголовного закона. Судебный прецендент. ПК-3, ПК-6
  Тема 3. «Преступления, посягающие на порядок осуществления предпрннимательской деятельности» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. б) Регистрация незаконных сделок с землей. в) Незаконное предпринимательство. ПК-9, ПК-10
  Тема 4. «Преступления, посягающие на порядок обращения денег и ценных бумаг» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг. б) Неправомерное использование инсайдерской информации. ПК-5, ПК-6
  Тема 5. «Преступления против установленного порядка обращения (оборота) валютных ценностей» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ. б) Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 192 УК РФ. в) Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 193 УК РФ. ПК-10, ПК-12
  Тема 6. «Преступления, совершаемые на потребительском рынке» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Система уголовно-правовой охраны потребительского рынка: общая характеристика. б) Ответственность за нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм. ПК-11, ПК-12

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 3 года 6 месяцев

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    3 курс  
  Тема 1. «Хищение: понятие, признаки, формы и виды» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) История развития уголовной отвественности за хищения в российсом законодательстве. б) научная классификация форм хищения. ПК-3, ПК-5
  Тема 2. «Корыстные преступления против собственности без признаков хищения и иные имущественные преступления» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Отличие вымогательства от разбоя. б) Толкование уголовного закона. Судебный прецендент. ПК-3, ПК-6
  Тема 3. «Преступления, посягающие на порядок осуществления предпрннимательской деятельности» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. б) Регистрация незаконных сделок с землей. в) Незаконное предпринимательство. ПК-9, ПК-10
  Тема 4. «Преступления, посягающие на порядок обращения денег и ценных бумаг» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг. б) Неправомерное использование инсайдерской информации. ПК-5, ПК-6
  Тема 5. «Преступления против установленного порядка обращения (оборота) валютных ценностей» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ. б) Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 192 УК РФ. в) Юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 193 УК РФ. ПК-10, ПК-12
  Тема 6. «Преступления, совершаемые на потребительском рынке» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Система уголовно-правовой охраны потребительского рынка: общая характеристика. б) Ответственность за нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм. ПК-11, ПК-12

Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе (должны соответствовать формам интерактивного обучения, отраженным в планах семинаров)

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в модулях (темах), место проведения Часы
1. Разбор конкретных ситуаций Данный метод используется при проведении семинарских занятий. Примеры: 8 семестр 4 курс Модуль 1. Семинар 1 «Хищение: понятие, признаки, формы и виды». Разграничить состав кражи от состава грабежа. Модуль 2. Семинар 7 «Преступления, посягающие на сферу внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля». Студенты делятся на три небольшие группы. Общее задание, на которое отводится 15 минут: Как определить стоимость товара, запрещенного к провозу без декларирования? Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ. Модуль 3. Семинар 10 «Служебные преступления: основные детерминанты и способы предупреждения». Студенты делятся на две небольшие группы. Общее задание, на которое отводится 15 минут: обобщите официальные данные уголовной статистики служебной преступности. Далее каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.
2. Использование информационных ресурсов и баз данных 1. База данных тестовых заданий для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов. Ауд.201,202. 2. База данных индивидуальных заданий для проведения итогового зачетного занятия Ауд.201,202. 3. База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов. Используется при проведении лекционных и семинарских занятий Ауд.307, 201. Пример 1. Модуль 1, Лекция 1 «Хищение: понятие, признаки, формы и виды». Перечень наглядных электронных пособий: 1. Тема, план лекции 2. Формулировка проблемного задания 3. Схема состава кражи (ч. 1 ст. 158 УК РФ). 4. Схема квалифицированных составов кражи (ч. 2,3,4 ст. 158 УК РФ). База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов используется на семинарских занятиях при выполнении студентами творческих заданий, решении проблемных ситуаций и во время работы в малых группах 4. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и др.). Используется при выполнении студентами научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к семинарским занятиям, выполнении творческих заданий.  
3. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Использование электронного учебника по Уголовному праву Автор: Рарог А.И. 2010 г. Использование видеопрезентаций. Пример: 7 семестр. Модуль 1. Лекция 1 «Хищение: понятие, признаки, формы и виды».  
4. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ Использование учебно-методических разработок ведущих вузов МГУ, МГЮА Пример: 1. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики М.: Волтерс Клувер, 2006, - 720с.. 2. Российское уголовное право. Особенная часть. / под ред. Л.В. Инногамовой-Хегай, М.: Проспект, 2010 – 528с.  
5. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Данный подход используется при изучении тем лекционных занятий №1,2,3,4,5,6,7,8,9. Осуществляется межпредметная связь с целым рядом дисциплин: теорией государства и права, уголовно-процессуальным правом, уголовным правом зарубежных стран. Проблемно-ориентированный подход заключается в выявлении общего и особенного в уголовно-правовых явлениях.  
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Решение ситуативных задач (казусов), смысл которых заключается в разрешении конкретной юридической ситуации на основе текста изучаемого нормативно-правового акта. Пример 1. Модуль 2, Семинар 3 «Преступления, посягающие на порядок осуществления предпринимательской деятельности». Вопрос «Преступления, совершаемые самими участниками предпринимательской или иной деятельности». Фабула: Контролирующими органами до устранения выявленных нарушений на 3 месяца была приостановлена лицензия на хранение, пе­реработку и реализацию лома и отходов черных металлов ООО «Втормет». Несмотря на это, генеральный директор Семенов дал указание работникам предприятия осуществлять производственную деятельность и производитъ отгрузку металлолома покупателям. За время приостановления лицензии, ООО «Втормет» было реализова­но металлолома на общую сумму 800 тыс. руб. Семенов осужден по ч. 1 ст. 171 УК РФ к лишению свободы. Квалифицируйте содеянное Семеновым.
7. Метод работы в малых группах Один из интерактивных методов обучения, связанный с выработкой навыков профессионального делового общения. Его смысл – в разработке коллективного решения какой-либо проблемной задачи, в обмене мнениями по поводу сформулированной проблемы и путей её решения. Пример. Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос. Пример: Модуль 1, Семинар 1Хищение: понятие, признаки, формы и виды». Студенты делятся на три небольшие группы. Общее задание, на которое отводится 5 минут: определить критерии разграничения совершения кражи от грабежа. Далее каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.
8. Творческие задания Могут применяться как индивидуально, так и для работы в малых группах. Пример 1. Модуль 1, Семинар 1Хищение: понятие, признаки, формы и виды». Задание: Выявите, по каким признакам соотносится неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения с хищением автотранспортного средства.
9. Мозговой штурм Способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине. Пример: Модуль 3, Лекция 9 «Общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Вопрос к аудитории: в чем состоит отличие «злоупотребления полномочиями» от «злоупотребления должностными полномочиями»?

Средства обучения

Наши рекомендации