Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Цель освоения дисциплины и планируемые результаты обучения по дисциплине (соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы)

Цель освоения дисциплины и планируемые результаты обучения по дисциплине (соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы)

Дисциплина «Правовая риторика», предназначенная для студентов, направления подготовки 40.03.01 "Юриспруденция", направлена на обучение составлению, подготовке и произнесению судебной речи, а также управлению вниманием судебной аудитории. Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач: формировать общее представление об истории развития, теории и практических методах судебной риторики; обучить рациональному речевому поведению, способствующему убедительности речи и повышению её эффективности в различных аспектах языка права; актуализировать внимание на возможности применения приобретённых знаний в своей профессиональной деятельности; способствовать овладению в определённом объёме конкретными риторическими приёмами; формировать знания, умения и навыки по составлению и совершенствованию судебных речей различных жанров; совершенствовать навыки выступления перед публикой в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, например, в суде, арбитраже и других компетентных органах; развивать умения по составлению юридических документов, в которых отражаются и закрепляются юридически значимые действия, а также формулируются и обосновываются юридические требования, заявления, ходатайства, возникающие в процессе рассмотрения дела; формировать умения по ведению юридического консультирования, включающего в себя советы, разъяснения, рекомендации и т.п.; способствовать овладению профессиональным языком; развивать навыки использования специальных речевых и композиционных средств в персуазивных (воздействующих) текстах, представляющих жанры судебного красноречия; обучить способам организации аудитории, методам по привлечению внимания; воспитывать высокую речевую культуру будущего юриста; 4 воспитывать этические нормы посредством анализа речевых ситуаций, возникающих в правовой сфере; прививать интерес к русской речи путём исследования судебного красноречия на основе наследия Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони, С.Н. Урусова и других..

В результате освоения дисциплины студенты должны:

знать:

- особенности бинарной структуры дисциплины «Правовая риторика» (взаимосвязь науки и искусства);

- характеристики судебной речи, систему доказательств в риторике;

- композицию судебных речей всех жанров;

- теорию изобразительно-выразительных элементов речи;

- теорию функциональных стилей;

- логические и этико-психологические основы судебной речи;

- жанры судебных речей (обвинительная речь, защитительная речь, реплика, напутственное слово, ходатайство, прения);

- языковые особенности судебной речи.

уметь:

- составлять судебные речи различных жанров (обвинительная речь, защитительная речь, реплики со стороны защиты, реплики со стороны обвинения, напутственное слово председательствующего в судебном заседании);

- произносить судебные речи;

- анализировать психологические и социальные черты аудитории, перед которой необходимо выступать;

- подбирать необходимые средства речевой выразительности;

- работать с лексикографическими, периодическими, художественными, научными, профессиональными и другими изданиями.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Правовая риторика» представляется актуальной в системе юридического образования, а потому входит в перечень обязательных предметов. Она тесно связана как с другими науками, так и различными видами искусства. Например, русский язык и культура речи. логика, этика, эстетика, история, философия, социология, психология, теория государства и права, гражданское право, административное право, литература, живопись и музыка..

Наши рекомендации