МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Целью изучения учебной дисциплины «Коммерческая деятельность» является формирование и развитие компетенций

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения учебной дисциплины «Коммерческая деятельность» является формирование и развитие компетенций, направленных на получение знаний, в том числе самостоятельно, в области организации коммерческой деятельности в предприятиях торговли всех форм собственности и организационно-правовых структур. Изучение дисциплины должно обеспечить подготовку к самостоятельной практической деятельности в условиях рыночной экономики не только в торговле, но и в других коммерческих структурах. Необходимо сформировать у студентов современные, систематизированные и целостные представления об условиях и требованиях к организации коммерческой деятельности на предприятиях, факторов, влияющих на уровень ее организации и оценки эффективности принимаемых решений. Реализация учебной дисциплины позволяет сформировать у студентов способности к осуществлению коммерческой деятельности, иметь представление о порядке ее организации, уметь анализировать, прогнозировать и планировать организацию коммерческой деятельности, проводить оценку эффективности принимаемых решений и их влияние на конечные результаты деятельности предприятия в целом.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Результатом освоения дисциплины «Коммерческая деятельность» должно стать освоение студентами направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело» следующих компетенций:

Компетенция Результаты обучения Уровень формирования компетенции
ПК-6 способность выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение знать ¾ нормативно – правовые акты, регламентирующие порядок заключения договоров; ¾ требования, предъявляемые к коммерческим партнерам; ¾ алгоритм и правила, проведение деловых переговоров; ¾ порядок заключение, изменения и расторжения договоров; 4 – продвинутый (повышенный)
уметь ¾ осуществлять выбор деловых партнеров с учетом определенных критериев; ¾ проводить деловые переговоры и заключать договора; ¾ систематизировать и обобщать информацию, необходимую для принятия решений по заключению договоров; ¾ решать практические задачи, направленные на поиск лучших условий и коммерческих предложений ¾ осуществлять контроль за исполнением заключенных договоров; ¾ выявлять проблемы при анализе выполнения договоров, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; ¾ вносить предложения по изменению и расторжению хозяйственных сделок
ПК-7 способность организовывать и планировать материально-техническое обеспечение предприятий, закупку и продажу товаров знать ¾ источники закупи и поставки товаров; ¾ порядок организация материально-технического обеспечения предприятия; ¾ методы планирование закупок товаров с учетом требования конкурентной среды; ¾ способы и продажи (сбыта) товаров; ¾ способы организации товародвижения; ¾ методы управления товародвижением, с учетом оптимизации, минимизации потерь товаров, затрат материальных и трудовых ресурсов 3 – базовый
уметь ¾ организовывать материальное обеспечение предприятия; ¾ осуществлять закупки товаров с учетом оптимизации затрат на их транспортировку и хранение; ¾ разрабатывать план закупок для предприятия; ¾ рационально организовывать товароснабжение с учетом различных типов транспорта и затрат на доставку ¾ оптимизировать потери товаров и других ресурсов в ходе товароснабжения.  
ПК-13 готовность участвовать в реализации проектов в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) знать ¾ методы и способы оценки эффективности принимаемых коммерческих решений; ¾ критерии отбора деловых партнеров при осуществлении коммерческих сделок ¾ технологию и организация закупки и продажи (сбыта) товаров ¾ методы повышения конкурентоспособности предприятия 3 – базовый
уметь ¾ осуществлять поиск инвестор для осуществления совместных коммерческих проектов; ¾ разрабатывать бизнес планы; ¾ проводить экономическое обоснование проектов в области коммерческой деятельности; ¾ использовать методы анализа для проведения экспертизы экономической эффективности реализуемых проектов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Настоящая дисциплина относится к базовой части учебного плана по направлению 38.03.06 Торговое дело.

Одной из характерных черт дисциплины является её междисциплинарный характер. Дисциплина «Коммерческая деятельность» непосредственно связана дисциплиной «Основы торговли потребительскими товарами», «Основы коммерческой деятельности», информатика и информационные технологии, статистикой, маркетинг, правоведение, и рядом других. А ее успешное изучение предполагает усвоение таких тем и вопросов, как: риски в коммерческой деятельности; организация закупочной деятельности на предприятиях торговли, организация сбыта продукции, порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров, инвестиции, лизинг и др.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть (хотя бы частично) следующими знаниями и компетенциями: способностью использовать основы экономических знаний, способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; способностью применять основные методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем, способностью выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение; способностью организовывать и планировать материально-техническое обеспечение предприятий, закупку и продажу товаров.

Для более качественного усвоения дисциплины на этапе входного контроля студент должен

Знать:

¾ основные понятия и термины, применяемые в коммерческой деятельности;

¾ основные методы профилактики и страхования хозяйственных рисков;

¾ особенности организации деятельности коммерческих структур;

¾ сущность экономической торговой политики, ее задачи, значение, основные направления;

Уметь:

¾ проводить исследовательскую, аналитическую, расчетную и организационную работу, по оптимизации коммерческих затрат;

¾ применять на практике нормативные, законодательные и регулирующие правовые документы в области коммерческой деятельности

Владеть:

¾ навыками экономического анализа;

¾ умением определять направления развития коммерческой деятельности предприятия

¾ знаниями в области права в части касающейся организации кд.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении практически таких дисциплин «Коммерческая работа по закупкам и сбыту», «Посредническая деятельность», «Рыночное управление закупками и продажами», «Организация и проектирование предприятий оптовой торговли», «Организация и проектирование предприятий общественного питания» и др., а также во время прохождения учебной практики, так как учат принятию решений в своей будущей профессиональной деятельности

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Общая трудоемкость дисциплины составляет четыре зачетных единицы (216 часов), в том числе:

- для студентов очной формы обучения: лекции – 40 часов, практические занятия – 60 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену – 116 часа;

- для студентов заочной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 8 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену –200 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тематический план изучения дисциплины

Для студентов очной формы обучения:

Тема, раздел Контактная работа обучающихся с преподавателем Оценочное средство Самостоятельная работа
лекции практ. занятия В т.ч в активной форме Кол-во часов Оценочное средство
Сущность коммерческой деятельности   Вопросы к семинарскому занятию № 1, ситуационная задача № Качественная подготовка к семинарским занятиям,  
Риски в коммерческой деятельности Вопросы к семинарскому занятию № 2 Качественная подготовка к семинарским занятиям, подготовка таблицы определений.
Договоры в торговле Вопросы к семинарскому занятию № 3, задача № Качественная подготовка к семинарским занятиям, подготовка реферата  
Оптовая торговля потребительскими товарами   Вопросы к семинарскому занятию № 4, задача Качественная подготовка к семинарским занятиям Подготовка курсовой работы
Коммерческая работа по оптовым закупкам.   Вопросы к семинарскому занятию № 5, задача Качественная подготовка к семинарским занятиям Подготовка презентации к реферату, расчет бюджета закупки
Коммерческая работа по оптовым продажам   Вопросы к семинарскому занятию № 6, задача Качественная подготовка к семинарским занятиям Подготовка курсовой работы
Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли Вопросы к семинарскому занятию № 7, задача     Качественная подготовка к семинарским занятиям Подготовка презентации к курсовой работе
Инвестиции в коммерческой деятельности Вопросы к семинарскому занятию № 8, задача   Качественная подготовка к семинарским занятиям Защита курсовой работы
Подготовка к экзамену         Экзамен
  ИТОГО: 216 часов    

Для студентов заочной формы обучения факультета сокращенной подготовки:

Тема, раздел Количество часов Формы контроля
Лекции Семинары Самостоятельная работа
Сущность коммерческой деятельности - Решение ситуационных задач, домашнее тнестирование, выполнение курсовой работы
Риски в коммерческой деятельности
Договоры в торговле
Оптовая торговля потребительскими товарами
Коммерческая работа по оптовым закупкам.  
Коммерческая работа по оптовым продажам  
Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли
Инвестиции в коммерческой деятельности - Выполнение курсовой работы по дисциплине
  Подготовка к экзамену - - Экзамен
  ИТОГО: 216 часа  

Содержание учебной дисциплины

Тема 1 Сущность и содержание коммерческой работы в торговле

Понятие коммерческой деятельности, ее сложность. Задачи, которые решаются в процессе коммерческой деятельности. Внешние и внутренние факторы, влияющие на коммерческую деятельность: состояние рыночного хозяйства, демографическая сфера, развитие торговли, научно-технический прогресс, организационно-правовые особенности фирмы, организация на предприятии закупа и сбыта и т. п., результативность деятельности.

Важнейшие показатели коммерческой деятельности: валовой доход, издержки обращения, прибыль от реализации, валовая прибыль, скорость обращения товаров. Влияние этих показателей на конечные экономические результаты деятельности торговой фирмы.

Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Понятие коммерческой информации и ее содержание. Источники получения коммерческой информации: внешние и внутренние. Информация о конъюнктуре рынка и конкуренции. Роль коммерческой информации в разработке коммерческой стратегии торговой фирмы. Недостатки информационного обеспечения торговли в современных условиях. Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации об основах формирования единой информационной системы внутренней торговли.

Коммерческая тайна и ее защита, понятие, формы проявления, содержание. Методы сохранения коммерческой тайны. Порядок определения перечня информации, которая не может быть коммерческой тайной.

Наши рекомендации