Основные требования к структуре и оформлению отчета

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По прохождению учебной практики

для студентов-бакалавров II курса направления «экономика»

Дневной формы обучения

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………..........5

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ………………………………………………………………..9

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…………………………………....10

4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И

ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА…………………………………………………….12

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...15

ВВЕДЕНИЕ

В числе основных требований, предъявляемых к специалистам-экономистам, значатся хорошие практические навыки работы с информацией и персоналом организации, а также умение систематизировать информацию, полученную о среде, состоянии и проблемах организации.

Наличие методических рекомендаций по учебной практике позволит студентам определиться с выбором базы практики, подготовиться к написанию курсовых работ, а также собрать всю необходимую информацию о предприятии как объекте исследования.

Методические рекомендации включают основные положения, цели и задачи, содержание учебной практики, ее связь с изучаемыми дисциплинами, рекомендации по последовательности прохождения, требования к структуре и оформлению отчета, а также необходимые приложения.

Основные положения

Учебная практика проводится после окончания четвертого семестра (второго курса) в сроки, предусмотренные учебным планом и графиком учебного процесса.

Практика проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм. Рекомендуется проходить практику для студентов специальности «Экономика» (бакалавр) – в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.

Сроки и место практики, назначение руководителей оформляются приказами по академии в установленном порядке (но не менее чем за неделю до начала практики).

Руководство учебной практикой осуществляется преподавателями кафедры и сотрудниками организации, в которой студент проходит практику.

Перед началом практики проводится организационное собрание со студентами, направленными на практику. На собрании обсуждаются следующие вопросы:

производственно-методические:

- цель и задачи практики;

- содержание программы практики;

- назначение дневника и порядок его заполнения;

- права и обязанности студента-практиканта;

- требования к отчету по практике;

- техника безопасности;

- порядок проведения зачета по практике;

организационные:

- время и место проведения практики;

- порядок получения необходимой документации;

- порядок предоставления студентами отчетной документации.

Студенты обеспечиваются программами практик и дневниками.

Студент при прохождении практики обязан:

- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;

- изучить и неукоснительно соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

- нести ответственность за выполнение работы и за ее результаты;

- ежедневно заполнять дневник практики;

- представить письменный отчет о прохождении практики, дневник и другие необходимые материалы и документацию.

Практика в организациях осуществляется на основе заключенных договоров на проведение практики между ИНЭКА и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов академии (см. приложение 1).

Договоры готовятся к заключению кафедрой ФиБУ либо академией . Договоры о сотрудничестве, а также договоры, имеющие финансовые обязательства, подписываются ректором. Договоры должны быть заключены не менее чем за 1 месяц до начала практики.

В течение практики студент должен вести дневник. Дневник является основой текущего контроля прохождения практики, в нем он ежедневно указывает, где именно он работал, какую информацию собирал. Дневник регулярно поверяется руководителем практики на предприятии. Для оформления дневника практики рекомендуется использовать обычную школьную тетрадь. Форма и содержание дневника приведены в приложении 4. По результатам практики представляется отчет по утвержденной форме и в установленный срок (приложение 3).

Отчет оценивается по системе: зачтено / не зачтено. В случае отрицательной оценки корректировка отчета допускается в недельный срок с момента его возврата студенту. Оценка по практике или зачет приравниваются к оценкам по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, могут быть направлены на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку (незачет), могут быть отчислены из академии как имеющие академическую задолженностью В случае, если студент не находит предприятие как базу практики, его руководитель практики выдает индивидуальное задание по практике.

Цели и задачи

Цель практики – закрепление теоретических знаний по изученным дисциплинам, ознакомление студентов с характером и особенностями их будущей специальности.

Основные задачи:

1. Приобретение практических навыков работы с информацией и персоналом организации.

2. Сбор информации о среде, состоянии и социально-экономических проблемах организации.

3. Систематизация полученных данных.

Содержание учебной практики

Во время практики студент выполняет под руководством работника предприятия задания, которые относятся к кругу должностных обязанностей последнего. Выполнению этих заданий может быть посвящено до 50 % времени студента. В оставшееся время необходимо собрать данные для отчета.

Практика состоит из ряда этапов.

1. Знакомство с базовым предприятием и основными направлениями его деятельности. Это предполагает сбор и анализ информации о:

- организационно-правовой форме, времени, причинах и условиях создания организации;

- основных видах и масштабах деятельности;

- организационной и производственной структуре предприятия.

Рекомендуется использовать Устав организации, положения об отделах, подразделениях, должностные инструкции.

2. Описание социально-экономических условий и особенностей функционирования организации:

- изучение состояния факторов внешней и внутренней среды: основные потребители, поставщики, конкуренты, персонал.

В результате анализа необходимо сделать выводы об угрозах и возможностях, сильных и слабых сторонах в деятельности организации.

Рекомендуется использовать данные СМИ, маркетинговых исследований, отделов и подразделений организации.

3. Ознакомиться с формами статистической отчетности, которые составляются на предприятии.

4. Ознакомиться с ведением бухгалтерского учета на предприятии и составлением бухгалтерской отчетности.

Изучение и анализ указанных вопросов необходимо проводить за несколько периодов деятельности предприятия (2-3 года). Очень важно использовать наглядный материал в отчете по практике.

Для того чтобы решить задачи практики и достичь результатов студент должен соблюдать график прохождения практики (таблица 1).

Таблица 1

Продолжительность и примерный график прохождения практики

Изучаемые вопросы, выполняемая работа Кол-во дней
1. Знакомство с предприятием, ее организационной структурой, видами деятельности
2. Изучение вопросов, предусмотренных программой практики
3. Выполнение индивидуального задания
4. Сбор исходной информации для выполнения курсовых работ по дисциплинам: ЭУП – бухгалтерский учет, экономика недвижимости, технико-экономический анализ предприятия; ФиК – финансы; деньги, кредит, банки; НЭ – экономика фирмы, макроэкономика; БУАиА – бухгалтерский учет. анализ и аудит
5. Оформление отчета

Основные требования к структуре и оформлению отчета

Отчет по практике должен содержать:

Титульный лист установленного образца (приложение) с подписью руководителя от предприятия и печатью.

Договор и командировочное удостоверение установленного образца.

Содержание – где отражается перечень вопросов, содержащихся в отчете.

Введение – где отражаются цели, задачи и направления исследовательской работы студента на конкретном предприятии.

Основная часть – где дается краткая характеристика предприятия и анализ его деятельности, а также основные перспективные направления его развития, т.е в этой части отчета студент должен ответить на все вопросы, входящие в программу учебной практики и рассмотреть, как эта работа выполняется на данном предприятии.

Индивидуальное задание включает в себя развернутое рассмотрение и практическое применение всех вопросов, поставленных руководителем практики от кафедры.

Заключение содержит основные выводы и результаты проделанной работы, возможные мероприятия по улучшению деятельности предприятия.

Список литературы - при прохождении практики и при подготовке отчета необходимо использовать научно-теоретические источники (учебники, учебные пособия, Интернет - сайты и т.п.), которые рекомендуют преподаватели по изучаемым дисциплинам.

Приложения – где представляются изученные и рассмотренные различные формы отчетности предприятия, а также бланки, рисунки и графики.

Дневник – должен содержать полный перечень выполняемых работ, отражать наименования изученных форм отчетности и т.д.

При написании отчета по практике необходимо соблюдать правила оформления, которые представлены ниже.

Отчет по практике оформляется на листах формата А4. Содержание излагается грамотно, четко и логически последовательно. Работа выполняется от руки или машинописным способом с соблюдением полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, кегль – 14, межстрочный интервал – 1,5. Общий объем отчета по практике – от 30 до 40 страниц.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (номер страницы на нем не проставляется), арабскими цифрами вверху справа.

Каждый раздел отчета начинается с новой страницы. Заголовки структурных элементов печатают прописными буквами и располагают по центру страницы. Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов во всех заголовках не допускаются. Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам.

Цифровой материал оформляется в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь свой порядковый номер и название. Название таблицы располагается по центру. В тексте обязательно должна быть сделана ссылка на нее, которая может быть оформлена следующим образом: «… результаты данного исследования приведены в таблице 2» или «… результаты данного исследования (см. табл. 2) показали, что…».

Таблица 2

Основные итоги деятельности предприятия

Показатели Абсолютный прирост Темп роста
Объем реализованной продукции, тыс. руб. 467,8   485,0 17,2 1,0368
Балансовая прибыль, тыс. руб. 99,3 116,1 16,8 1,1692

Наряду с материалом, оформленным в виде таблиц, для большей наглядности, данные можно представлять в виде рисунков. Нумерация рисунков (также как и таблиц) допускается сквозная по всему отчету, так и отдельно по разделам. Например, рис. 1.4. (первый раздел, четвертый рисунок). Но при этом необходимо помнить, что в отчете должен быть использован один принцип нумерации таблиц и рисунков. Название рисунка в отличие от заголовка таблицы располагают под рисунком по центру.

Ссылки на литературу можно оформлять одним из двух способов:

1) в квадратных скобках, с указанием номера источника в списке литературы и страницы, например: [4, с. 28].

2) подстрочные ссылки, которые располагаются внизу страницы под чертой и включают в себя: фамилию автора, название книги, наименование издательства, год выпуска и количество страниц.

Отчет должен быть аккуратно оформлен и скреплен.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ

ОТЧЕТ

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

На __________________________________________________________
(наименование предприятия)

Студента(ки) __________ курса ___________________________ группы

____________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Руководитель предприятия

____________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество, подпись)

Место

печати

Руководитель практики от ИНЭКА

______________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество) (подпись)

Набережные Челны – 2011

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Студента(ки)________ курса ______________________________ группы

______
(Фамилия, имя, отчество)

Место практики _______________________________________________

Руководитель практики от предприятия ______________________________________
(Фамилия, имя, отчество)

Месяц и число Подразделение предприятия Краткое описание выполненной работы Подпись руководителя практики
       
       
       
       

Начало практики ________________ Конец практики ________________

Подпись практиканта ____________

Содержание объемов выполненных работ подтверждаю.

Руководитель практики от предприятия:

_____________/ _______________________________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

Набережные Челны - 2011

Наши рекомендации