Менеджмент в микро- и макроэкономике.
Управление и экономика как сферы деятельности и как научные дисциплины неразрывны. В управленческой деятельности используются познанные экономической наукой законы и закономерности поведения людей при производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ. В то же время повседневная организационная и управленческая деятельность людей, результаты управленческих решений, отражающие объективные условия развивающейся экономики, служат основой для развития экономической науки.
Решающим фактором производства становятся информация, научное знание, эффективное развитие и использование которых требуют обеспечения к ним широкого доступа.
Изменение роли факторов производства и новые управленческие подходы обусловливают необходимость пересмотра содержания и роли таких экономических категорий, как заработная плата, прибыль, капитал и др.
Новые подходы к управлению предприятием, способствующие успеху в конкуренции, предусматривают стимулирование творческой энергии работников, привлечение их к принятию решений на различных уровнях управления. Главным становится человеческий капитал.
Управление предприятиями (менеджмент в микроэкономике) по мере развития рыночной экономики все в большей степени зависит от экономической политики государства (менеджмент в макроэкономике).
В управлении главным фактором становятся стратегические решения, повышается социальная ответственность управленцев всех уровней перед обществом и работниками управляемых предприятий.
Современный менеджмент становится наукоемкой сферой деятельности и все в большей мере требует высокого профессионализма и разносторонних знаний.
Экономика знаний. В научный обиход понятие «экономика знаний» было введено в 1962 г. австро-американским ученым Фрицем Махлупом. В то же время в связи с бурным развитием электронно-вычислительной техники, созданием Интернета и других передовых информационных технологий для характеристики современного общества широко применяется понятие «информационное общество». Причем многие авторы считают, что оно близко по значению к понятию «экономика знаний».
Чем же отличается влияние знания и информации на развитие современного общества?
«Экономику знаний» характеризует в первую очередь постоянный рост доли НИОКР в общих расходах государства и частных фирм, а также стабильным ростом капитализации высоконаучных фирм.
Возросла роль такого неосязаемого актива, как умение рабочего коллектива решать сложные инженерные и научные задачи. Смещение современного производства в сторону решения в первую очередь интеллектуальных проблем хорошо можно проиллюстрировать на примере создания САПР (систем автоматического проектирования), которые благодаря применению компьютеров позволяют многократно ускорить процессы проектирования и конструирования новых изделий во всех отраслях промышленности. Такая задача ставилась и успешно решена в связи с тем, что в условиях современного, постоянно изменяющегося производства главным критическим моментом стала разработка новых деталей и узлов, а не само их производство.
В то же время развитие информационных технологий дало толчок совершенно иным явлениям в обществе.
Во-первых, техническое решение проблем практически мгновенной связи породило возможности расширения спекулятивных игр на биржах и создало дополнительные возможности получения денег из «воздуха», благодаря развитию электронных валютных и фондовых бирж. Конечно же, спекулятивные операции существовали в мире всегда, однако в настоящее время в мире произошли количественные изменения, переросшие в качественные.
Во-вторых, новым социальным явлением, вызванным информационными технологиями, является коренная замена источников получения информации людьми XXI в. по сравнению со всей предыдущей историей человечества. В прежние времена большую часть информации человек получал от родных, коллег, соседей. Даже появление и бурное развитие печатных средств массовой информации не изменило ситуации, так как тогда большая часть населения мира была неграмотной. Коренные изменения произошли после массового распространения телевидения и радио, и сейчас львиную долю информации человек получает из средств массовой информации, а это сильно меняет ситуацию.
В-третьих, информационные технологии непосредственно влияют на современную экономику. Благодаря развитию техники уровень потребления существенно возрос. Поэтому в «обществе потребления» производителями в бесконечной «конкурентной борьбе» потребности сознательно придумываются и носят во многом искусственный характер.
Следовательно, предпочтения покупателей уже давно не зависят от их истинных, фундаментальных потребностей. Десятки видов мобильных телефонов, стиральных машин их различные характеристики все больше выдвигают на первый план не реальные потребительские качества товаров, а их символьную упаковку – бренд, порой слабо связанную с реальными потребительскими свойствами предлагаемого товара. А современные возможности информационных технологий – реклама в СМИ, спам в Интернете и т.д. — дают для этого колоссальные возможности. Поэтому в сложившихся условиях значительную долю расходов производители тратят на рекламу, скрупулезно подсчитывая, в каких СМИ лучше ее публиковать, подсчитывая коэффициенты контактов с потребителями.
В-четвертых, в результате появившихся невиданных технических возможностей распространения информации мир стал глобально неустойчивым. Ранее глушившиеся последствия определенных событий из-за слабой информационной связи в мире теперь вызывают лавинообразные процессы во всем мире — например, недавний финансовый кризис и санкции в отношении России.
Таким образом, характерные последствия информатизации общества во многом противоположны последствиям формирования «экономики знаний». В результате развития науки человек защитил себя от стихии природы, массовых эпидемий, но глобализация рынков, связанная с информационными технологиями, привела его к зависимости от стихии международных курсов валют, когда благополучие определяется не его трудолюбием и талантами, а взлетами и падениями национальной денежной единицы.
Все эти факты свидетельствуют о двойственности воздействия новых технологий на развитие общества и необходимости учета этих последствий при массовом внедрении этих новшеств. На этом фоне, например, попытки решить чуть ли не все проблемы образования в России оснащением компьютерами всех школ выглядят, по меньшей мере, наивно. А высказывания некоторых наших политиков о том, что нашим детям не нужны ни физика, ни математика, а только лишь знание иностранного языка и умение работать с Интернетом, на фоне разговоров об «экономике знаний» выглядят совершенно неуместными. Ведь уже сейчас негативные последствия воздействия компьютеризации на образование натицо: повальное «списывание» рефератов в Интернете, попытки подменить навыки устного счета у младших школьников калькулятором, это и бездумная трата времени молодыми людьми на всевозможные игрушки, и т.д.
Естественно, общество пытается отвечать на вызовы времени. Непредсказуемость, связанная с глобальной неустойчивостью, вызывает в качестве ответной реакции вполне понятное стремление людей к фундаментальным, незыблемым, абсолютным нравственным ценностям, попытки вернуться к истокам.