Цель и организация выполнения курсовой работы

Предисловие

Дисциплина «Статистика» является основой для изучения общих, специальных и профилирующих дисциплин. Статистика рассматривается как важный элемент в механизме управления экономикой, который позволяет осуществить сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения. Курс «Статистика» закладывает фундамент для дальнейшего изучения практически многих экономических дисциплин, использующих статистические методы анализа (финансы, кредит, финансовый и банковский менеджмент, ценные бумаги и других). Курс направлен на формирование и развитие у студентов статистического мышления, профессиональных качеств.

Реализация этой концепции требует учета следующих положений:

1. Основой курса «Статистика» является обучение студентов сбору, обработке и анализу необходимой информации, характеризующей деятельность как отдельных предприятий, отраслей, так и экономики страны в целом. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний, формирования практических умений: понимания, запоминания; применение знаний в решении практических задач.

2. Проблемы курса рассматриваются в контексте таких ранее изученных студентами дисциплин как «Экономика предприятия», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет», «Экономико-математическое моделирование», «Планирование и прогнозирование» и др.

Цель и организация выполнения курсовой работы

В соответствии с учебным планом подготовки студентов специальности «Менеджмент» в процессе изучения дисциплины «Статистика» они выполняют курсовую работу. Цель курсовой работы – выявить знания студентами методологических основ статистики, умение применять эти знания в анализе социально-экономических явлений, производить статистические расчеты, привить студентам навыки самостоятельной исследовательской работы с применением статистических методов.

В ходе выполнения курсовой работы студент должен проявить умение самостоятельно работать с учебной и научной экономической литературой, применять статистическую методологию в анализе конкретных данных, рассчитывать статистические показатели, делать на их основе аргументированные выводы, продемонстрировать навыки владения компьютерной техникой.

Структура работы и ее содержание

Структура полностью оформленной курсовой работы включает в себя следующие разделы:

* титульный лист (приложение 1);

* оглавление;

* введение

* теоретическая часть

* расчетно-аналитическая часть;

* заключение;

* библиографический список.

* Приложения.

Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (приложение 1).

Оглавление (1 стр.) с четкой структуризацией материала и разбивкой его на главы, подглавы, пункты, параграфы и т.д. с обязательным указанием соответствующих им страниц.

Во введении (1-2 стр.) необходимо обосновать актуальность выбранной темы, отразить охват студентом информационных источников при выполнении работы, теоретико-практическое значение знаний в выбранной области для общества. Разрабатываемая тема должна быть системно и целостно изложена, охватывать центральные идеи проблемы, опираться на современные знания и представления науки.

Теоретическая часть(10 -12 стр.) имеет целью углубить знания студентами отдельных разделов статистической методологии в соответствии с тематикой работы. План этой части должен быть продуман и составлен после изучения литературных источников и согласован с руководителем работы.

Целесообразно разбить изложение теоретического материала на несколько параграфов.

В первых параграфах необходимо дать краткое описание изучаемого социально-экономического явления или процесса; рассмотреть статистические показатели, характеризующие состояние и динамику; раскрыть значение этих показателей для статистического изучения явления. Если, например, изучается промышленность, то необходимо привести определение промышленности, рассмотреть отрасли промышленности, методы статистического учета промышленной продукции и т.д. если изучается инфляция, необходимо описать сущность инфляции, разновидности инфляции, представить систему статистических показателей инфляции.

Рассмотрев теоретические положения статистики, далее нужно описать соответствующие статистические методы и их применение в изучении явления (метод группировки, выборочный, балансовый, индексный, корреляционно - регрессионный методы, методы изучения динамики и т.д.).

При изложении теоретического материала рассматривать нужно только те вопросы, которые непосредственно относятся к основному содержанию темы.

Рассчетно-аналитическая часть (10 - 15 стр.) является центральной в работе. Здесь необходимо провести анализ положения дел в выбранной отрасли или сфере экономики Кировской области (или других субъектов Федерации) в форме связного текста с использованием расчетных таблиц, графиков и необходимых выводов. Обязательно должно быть проведено сравнение относительных показателей Кировской области с данными по России в целом и другими регионами.

Для анализа необходимо сделать отбор основных статистических показателей (5-6 показателей), характеризующих положение в изучаемой сфере или отрасли, подобрать фактические значения основных показателей за 1998-2007 годы.

При анализе необходимо использовать изучаемые в курсе статистики методы статистического анализа:

1) Расчет абсолютных, относительных, средних величин.

2) Анализ рядов динамики, построенных по 4-5 основным статистическим показателям:

а) рассчитать аналитические показатели ряда динамики (цепные и базисные) такие как абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста;

б) определить точки перегиба динамики;

в) рассчитать средние величины: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и средний темп прироста за весь анализируемый период и за выявленные периоды времени с одинаковой тенденцией;

г) определить основную тенденцию развития уровней ряда динамики с использованием методов скользящей средней, укрупнения периодов времени и метода аналитического выравнивания;

д) определить прогнозное значение уровня ряда динамики на 2007 и 2008 гг. с использованием среднего абсолютного прироста и по уравнению тренда.

При необходимости следует провести обработку динамических рядов с целью приведения их в сопоставимый вид.

3) Анализ с использованием рядов вариации:

а) рассчитать показатели вариации такие как размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.;

б) рассчитать показатели центра распределения такие как мода, медиана, децили;

в) если в курсовой работе представлен вариационный ряд распределения населения по уровню доходов, то анализ может быть дополнен расчетом коэфиициентов децильной дифференциации, Джини, Лоренца, построением кривой Лоренца

4) Анализ с использованием индексного метода и факторного анализа должен включать построение системы взаимосвязанных индексов и определение абсолютного и относительного изменения результативного показателя за счет изменения каждого из факторных показателей.

5) Анализ с использованием регрессионно - корреляционного анализа

6) Сделать анализ изменений в структуре социально-экономических явлений.

Главное в этом разделе курсовой работы – это не расчет показателей, а сделанные выводы по ним.

С использованием изученных статистических методов выявить влияние факторов на результативный признак по наиболее важным показателям, характеризующим отрасль или сферу экономики.

Система показателей, использованных в курсовой работе должна дать возможность полного экономико-статистического анализа выбранной отрасли экономики.

Исходные статистические материалы должны быть представлены в табличном виде в приложении. Статистические таблицы и графики необходимо оформить в соответствии с правилами их построения.

Для более наглядного изображения анализируемой статистической информации необходимо применить соответствующие графические способы изображения статистических данных. Диаграммы также должны быть оформлены в соответствии с правилами их построения.

Основное внимание должно быть уделено данным по Кировской области. Данные по России и соседним регионам должны использовать только для сравнения.

При анализе необходимо использовать статистические показатели, характеризующие соответствующие отрасли народного хозяйства, опубликованные в официальных статистических сборниках.

В заключении (1 - 2 стр.) в краткой форме должны быть основные выводы и результаты работы, дается оценка возможности их применения по месту работы студента или в других организациях, учреждениях, предприятиях.

В библиографический список необходимо включать только те источники, которые непосредственно использовались студентом в работе. В списке сообщаются:

- фамилия, инициалы автора;

- название книги;

- сведения об издании (назначение, данные о повторности издания, его переработке и т.д.);

- место издания;

- название издательства;

- год издания;

- объем (сведения о количестве страниц).

Например: Гусаров В. М. Теория статистики: Учебн. пособие для вузов. [Текст] / Гусаров, Уч.пособие. – И.: Аудит, ЮНИТИ, 2000. – 247с

В приложении помещаются дополнительные или вспомогательные материалы, которые иллюстрируют текст основной части работы. Это могут быть текст, схемы, статистические таблицы, графики и т.д.

Наши рекомендации