Предложение о приватизации объекта государственной собственности. 5 страница

Участниками общества могут быть два или более лица, они не отвечают по обязательствам общества своим имуществом, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных вкладов. Те участники общества, которые не внесли вклада полностью, отвечают по обязательствам общества солидарно в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

ГК Республики Беларусь и другие законодательные акты содержат также правила, которые предусматривают случаи, когда участники общества с ограниченной ответственностью несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Так в случае предусмотренном ч.2 п.3 ст.52 ГК, «если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия».

Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью состоят из учредительного договора, подписанного его учредителями, и утвержденного ими устава. Они, помимо сведений, предусмотренных п.2 ст.48 ГК и п.29 Положения от 17 декабря 2002г. для учредительных документов любого юридического лица, должны содержать условия о размере уставного фонда общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, по которым принимается решение единогласно и квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законодательством об обществах с ограниченной ответственностью
(п.2 ст.88 ГК).

Минимальный уставный фонд обществ с ограниченной ответственностью установлен в 1600 евро. Общества с ограниченной ответственностью, создаваемые для осуществления преимущественно производственной деятельности, должны иметь минимальный уставный фонд в размере 50% от предусмотренного (п.6 Положения от 17 декабря 2002г.). Уставный фонд общества с ограниченной ответственностью состоит из долей в уставном фонде его участников. Право участника общества на долю в уставном фонде дает ему право участвовать в управлении обществом (присутствовать на общем собрании участников общества, предлагать свои решения по обсуждаемым вопросам, голосовать и т.п.); получать информацию о деятельности общества и знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности, а также другой документацией, в порядке, определенном уставом; получать часть прибыли от деятельности общества и часть имущества при ликвидации общества пропорционально его доле в уставном фонде. Размер уставного фонда не может быть менее суммы, определенной законодательством (п.1 ст.89 ГК). Участник общества с ограниченной ответственностью вправе продать или иным образом уступить свою долю (ее часть) в уставном фонде общества одному или нескольким участникам данного общества, которые пользуются преимущественным правом покупки доли (части доли) участника. Если он не воспользуется этим правом, то доля участника может быть отчуждена третьему лицу (п.2 ст.92 ГК).

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе на основании его заявления и решения общего собрания участников в любое время выйти из общества, независимо от согласия других его участников. Вышедшему из общества участнику выплачивается стоимость части имущества общества пропорционально его доле в уставном фонде и выбывшему участнику выплачивается причитающаяся ему на момент расчета часть прибыли. Участник общества с ограниченной ответственностью может быть исключен из общества на основании единогласно принятого решения общего собрания участников общества за систематическое невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей участника общества либо за препятствия его действиями достижению целей общества, с выплатой его доли.

Высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание участников общества. Ст.90 ГК к исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относит: изменение устава общества; изменение размера его уставного фонда; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их правомочий; утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибыли и убытков; решение о реорганизации или ликвидации общества; избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества и иные вопросы.

Исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью может быть коллегиальным и (или) единоличным.
Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен общему собранию его участников. Единоличный орган может быть избран и не из числа его участников (п.1 ст.90 ГК).

Общество с дополнительной ответственностью

«Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества» (п.1 ст.94 ГК).

Выделение общества с дополнительной ответственностью в отдельную организационно-правовую форму коммерческих юридических лиц объясняется особенностями ответственности участников такого общества по его долгам. Такая ответственность наступает только при недостаточности имущества самого общества для погашения его долгов (субсидиарная). Кредиторы общества вправе предъявить свои требования в полном объеме или любой части как по всем участникам общества, так и к любому из них. Пределы дополнительной ответственности участников общества по его обязательствам должны быть предусмотрены учредительными документами. Ст.94 ГК не требует также, чтобы доли участников общества в уставном фонде были равными, а их дополнительная ответственность по обязательствам общества одинаково соотносилась с размерами их вкладов. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников, его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, но учредительными документами общества может быть установлен иной порядок распределения указанной ответственности.

Общество с дополнительной ответственностью вправе после уведомления кредиторов уменьшить или увеличить размер дополнительной ответственности своих участников. В случае уменьшения такой ответственности кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков (ст.95 ГК).

Минимальный размер уставного фонда общества с дополнительной ответственностью установлен в 400 евро. Этот минимальный размер уставного фонда уменьшается на 50 процентов, если общество с дополнительной ответственностью создается преимущественно для производственной деятельности (п.6 Положения от 17 декабря 2002г.). Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

Акционерное общество

Акционерное общество – это коммерческая организация, «уставный фонд которой разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций» (ч.1 п.1 ст.96 ГК). Однако, акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества бывают двух видов: открытые и закрытые.

Открытым акционерным обществом признается общество, участник которого вправе отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законодательством, и обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибыли и убытков (п.1 ст.97 ГК).

Закрытым акционерным обществом признается общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции общества с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц (п.2 ст.97 ГК).

Акционеры закрытого акционерного общества пользуются преимущественным правом покупки акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законодательством. Согласно законодательству Республики Беларусь акционерное общество не может быть создано одним лицом или состоять из одного лица. В случае приобретения одним акционером всех акций общества акционерное общество ликвидируется либо преобразуется в унитарное предприятие в соответствии с законодательством (п.6 ст.98 ГК).

В фирменном наименовании акционерного общества должно содержаться указание на то, что оно является акционерным и его тип.

Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями, кроме устава учредители заключают между собой учредительный договор
(п.3 ст.98 ГК). В уставе акционерного общества, кроме сведений, содержащихся в уставе любого юридического лица, должны содержаться условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного фонда общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия решения, в том числе о вопросах, решения которых принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов и другие сведения. Договор определяет порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного фонда общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения и иные условия, предусмотренные законодательством об акционерных обществах.

Акционерное общество создается путем учреждения нового или реорганизации уже существующего юридического лица, исключение составляет учреждение открытого акционерного общества в процессе приватизации.

Уставный фонд акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных его акционерами. Минимальный размер уставного фонда открытого акционерного общества установлен в 12500 евро, а закрытого акционерного общества – в 3000 евро. Он может быть уменьшен на 50 процентов для акционерных обществ, создаваемых для осуществления преимущественно производственной деятельности (п.6 Положения от 17 декабря 2002г.).

Акционерное общество вправе размещать два вида акций: простые и привилегированные. Наряду с выпуском акций акционерное общество вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного фонда (п.2 ст.102 ГК).

Система органов управления акционерным обществом включает в себя: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), правление (дирекция), директор (генеральный директор).

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его участников (акционеров), которое должно проводиться не реже одного раза в год, в сроки, предусмотренные уставом общества. Оно может рассмотреть любой вопрос деятельности общества, п.1 ст.103 ГК Республики Беларусь содержит лишь основные из них, а именно:

· изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного фонда;

· избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

· образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);

· утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков общества и распределение его прибыли и убытков;

· решение о реорганизации или ликвидации общества и другие.

Голосование на собрании акционеров проводится по принципу: одна акция – один голос. Законодательство предусматривает, что в обществе с числом акционеров более 50 создается совет директоров (наблюдательный совет) (п.2 ст.103 ГК). Текущее руководство деятельностью общества осуществляет исполнительный орган акционерного общества, который может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор) или только единоличным (директор, генеральный директор). Исполнительный орган вправе решать все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции других органов управления, он подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

Контрольным органом акционерного общества является избираемая общим собранием акционеров ревизионная комиссия (ревизор) общества, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, правления (дирекции) директора и должностных лиц общества.

Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано по решению общего собрания акционеров.

Унитарные предприятия

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ч.1 п.1 ст.113 ГК). В зависимости от того, в чьей собственности находится имущество, закрепленное собственником за унитарным предприятием, различают государственные (республиканские или коммунальные) и частные унитарные предприятия. Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь, имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности соответствующей административно-территориальной единицы, а частного унитарного предприятия – в собственности физического лица (совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства либо юридического лица, образованного на частной собственности.

В зависимости от полномочий унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника – учредителя различают унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения (ст.114 ГК) и унитарные предприятия (именуемые казенными), и имеющие право оперативного управления (ст.115 ГК) имуществом, закрепленным за соответствующим предприятием.

Как унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения, так и казенные предприятия осуществляют коммерческую деятельность на базе имущества, которое находится в чужой собственности. Этим они отличаются от юридических лиц, которые являются собственниками имущества, находящегося в их ведении.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, учреждается по решению собственника его имущества (физического лица, супругами, членами крестьянского (фермерского) хозяйства, потребительским обществом, союзом потребительских обществ, уполномоченным на то органом государства или органом местного управления и самоуправления).

В фирменном наименовании унитарного предприятия должно содержаться указание на собственника его имущества. В фирменном наименовании казенного предприятия должно быть указано, что предприятие является казенным.

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является устав, который утверждается учредителем. Устав казенного предприятия утверждается Правительством Республики Беларусь. Кроме сведений, которые в соответствии с п.2 ст.48 ГК Республики Беларусь и п.29 Положения от 17 декабря 2002г. должны содержаться в учредительных документах любого юридического лица, в уставе унитарного предприятия должны быть сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Правоспособность унитарного предприятия является специальной.

Размер уставного фонда унитарного предприятия определяется его учредителем, но он не может быть менее суммы, определенной законодательством об унитарных предприятиях. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, установлен в размере 800 евро, а для казенных – 400 евро. В случае создания унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и казенных для осуществления преимущественно производственной деятельности, этот размер минимального уставного фонда уменьшается в два раза. При этом до государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия (п.4 ст.114 ГК).

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, определяемых законодательством. Собственник имущества осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества. Унитарное предприятие ограничено в правах по распоряжению недвижимым имуществом.

Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника. Последний вправе изъять у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по назначению. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п.3 ст.52 ГК). По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность.

Органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником имущества, либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы и ликвидированы по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Однако, казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства Республики Беларусь.

Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности

Наряду с гражданами, обладающими статусом предпринимателей и юридическими лицами, Республика Беларусь, может выступать в качестве субъекта хозяйствования. Исходя из норм п.1 ст.124 ГК Республики Беларусь: «Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях регулируемых, гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами». Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется как их участие в хозяйственном обороте, исходя из публичных интересов и интересов государства.

Государство участвует в хозяйственном обороте как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственное участие проявляется путем вступления в хозяйственные отношения государственных органов, как представителей государственной власти. На республиканском уровне от лица государства могут выступать: Национальное собрание, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты и др. От имени административно-территориальных единиц – органы местного управления и самоуправления, действующие в пределах своей компетенции.

Зачастую от лица государства выступают исполнительной власти, наделенные специальными полномочиями. Так, в случае приватизации государственной собственности от лица государства выступает Министерство экономики Республики Беларусь.

Опосредованное участие государства в хозяйственном обороте осуществляется через специально созданные государственные юридические лица. Например, республиканские или коммунальные предприятия, которые приобретают права и обязанности, осуществляя хозяйственную деятельность для себя, а не для государства.

Государство, как субъект хозяйствования обладает обособленным имуществом, на основе которого и осуществляет свою хозяйственную деятельность. Государственная собственность является основой участия государства как субъекта хозяйствования в имущественных отношениях. Она представлена в виде республиканской и административно-территориальной собственности. Государство может передать это имущество специально сознанным им государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Как субъект хозяйствования государство может выступать стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы.

Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государству, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случает, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию.

По общим правилам государство не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц. Однако, на Республику Беларусь и административно-территориальные единицы может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников (ст.52 ГК). Республика Беларусь и административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, за исключением определенной категории имущества, которое может находиться в исключительной собственности государства.

Государство может защищать свои интересы в суде, через своих полномочных представителей (п.1 ст.125 ГК).

Контрольные вопросы к теме №3

1. Дайте понятие субъектов хозяйственной деятельности и определите их признаки?

2. Проведите классификацию субъектов хозяйствования по видам?

3. Отграничьте круг актов законодательства регулирующих создание и деятельность субъектов хозяйствования?

4. Какие требования предусматриваются законодательством Республики Беларусь к гражданам для занятия предпринимательской деятельностью?

5. Документы необходимые для регистрации гражданина в качестве предпринимателя?

6. Ограничение предпринимательской деятельности граждан?

7. Государственные органы, осуществляющие регистрацию субъектов хозяйствования?

8. Определите понятие коммерческих организаций?

9. Порядок и способы создания коммерческих организаций?

10. Документы необходимые для регистрации коммерческих организаций?

11. Порядок ликвидации коммерческих организаций?

12. Дайте понятие коммандитных товариществ? Их характеристика?

13. Дайте понятие полных товариществ? Существенные признаки этих организаций.

14. Определите понятие и особенности обществ с дополнительной ответственностью?

15. Определите понятие и особенности обществ с ограниченной ответственностью?

16. Акционерное общество и его особенности? Виды акционерных обществ?

17. Дайте понятие унитарных предприятий их особенностей?

18. Определите роль государства и административно-территориальных единиц как субъектов хозяйственной деятельности?

ТЕМА 4. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция 4: Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности

Основные термины:

право собственности; состав имущества; формы собственности; государственная собственность; частная собственность; право хозяйственного ведения; право оперативного управления; субъекты права хозяйственного ведения; субъекты права оперативного управления; договор аренды; источники формирования имущества субъектов хозяйствования; уставный фонд; фонд накопления; фонд потребления; амортизационный фонд; резервный фонд.

Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования. Право собственности как основа хозяйствования

Осуществление предпринимательской деятельности субъектов хозяйственных отношений осуществляется на определенной материальной базе, которая позволяет выполнить соответствующие производственные и иные процессы, обеспечивающие достижение поставленных целей в предпринимательстве.

Основу имущества субъектов хозяйствования составляет право собственности, содержание которого закреплено в ст.210 ГК Республики Беларусь, оно представляет собой право владения, пользования и распоряжения. Правовой режим этого имущества целиком зависит от того, на каком основании это имущество ему принадлежит, а также от его целевого назначения. В состав имущества принадлежащего субъекту хозяйствования, на основе которого он осуществляет свою предпринимательскую деятельность, могут входить: здания, сооружения, оборудование, машины, земельные участки, иные вещи, используемые в производственном процессе и в предпринимательской деятельности, а также деньги, ценные бумаги, различные имущественные права, в том числе нематериальные объекты (промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, фирменные наименования и др.).

Все это имущество в зависимости от его состава и назначения согласно ст.130 ГК Республики Беларусь подразделяется на: движимое и недвижимое. К недвижимому имущество относится то имущество, которое прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К движимому имуществу относится все остальное имущество, перемещение которого возможно, без ущерба для него.

Право собственности позволяет собственнику в соответствии с нормами этой статьи: самостоятельно совершать в отношении принадлежащего ему имуществу любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.

Именно всем этим выше перечисленным, право собственности отличается от других вещных прав. Согласно ст.13 Конституции Республики Беларусь, право собственности у нас закреплено в двух формах – это право государственной и частной собственности. В соответствие со ст.215 ГК Республики Беларусь государственная собственность выступает в виде республиканской (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц). Частная собственность представлена в виде собственности граждан и юридических лиц. Государство гарантирует равные возможности свободного использования имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности (ч.4 ст.13 Конституции Республики Беларусь).

В предпринимательской деятельности право собственности реализуется по-разному. Так, республиканские и местные административно-территориальные единицы могут предоставлять принадлежащее им на праве собственности имущество другим субъектам хозяйствования на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо передавать его в аренду. При этом собственник может оставить за собой ряд правомочий по распоряжению этим имуществом, вплоть до возможности его отобрания и перераспределения между другими субъектами хозяйствования, в случае если это имущество будет ненадлежащим образом использоваться или не использоваться вообще.

Право частной собственности реализуется обычно самим собственником или группой собственников. Например, когда граждане решают организовать товарищество или акционерное общество, в этом случае управление имуществом осуществляется либо собранием собственников, либо специально созданным органом.

Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления

Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право, состоящее в возможности владения, пользования и распоряжения имуществом, совершении в отношении него любых действий, не противоречащих закону. Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право, закрепленное за государственным или иным учреждением, финансируемым за счет средств собственника, в соответствии с законом, целями деятельности и заданием собственника.

Основы правового режима хозяйственного ведения и оперативного управления закреплены в главе 19 ГК Республики Беларусь.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления относятся к числу прав, не являющихся собственниками принадлежащего им имущества (ст.217 ГК).

Наши рекомендации