Предложение о приватизации объекта государственной собственности. 6 страница

Субъектами права хозяйственного ведения являются коммерческие организации, а именно государственные либо частные унитарные предприятия (ст.113 ГК).

Собственниками имущества, находящегося в хозяйственном ведении, могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица (ст.113 ГК). Согласно ч.1 п.2 ст.276 ГК Республики Беларусь, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательством: решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определяет предмет и цели деятельности предприятия, при этом наделяет его в определенных пределах правомочиями по распоряжению имуществом; назначает руководителя предприятия; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества переданного предприятию. Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от деятельности этого предприятия. Он не отвечает по долгам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев установленных в законодательстве.

В отношении распоряжения имуществом предприятия, находящегося на праве хозяйственного ведения, следует отметить, что пределы распоряжения определяются в зависимости от принадлежности имущества к движимому или недвижимому. Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд, вновь создаваемых юридических лиц, иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника. Согласие должно быть получено на совершение любых сделок с недвижимым имуществом.

Движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев установленных законодательством или собственником (ч.2.п.3 ст.276 ГК).

Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003г. №118 «О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом», по решению Президента Республики Беларусь производится отчуждение, включая безвозмездное из республиканской собственности в коммунальную, находящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества в виде предприятий как имущественных комплексов, зданий, сооружений, иного недвижимого имущества (за исключением жилищного фонда, неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения), не завершенных строительством объектов (кроме жилых домов (квартир), основного технологического оборудования, транспортных средств общего пользования, акций, держателем которых является Министерство экономики, на сумму свыше 10 тысяч базовых величин, иного имущества в случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь и законами. По согласованию с Президентом Республики Беларусь производится осуществление иных сделок по распоряжению имуществом на сумму свыше 10 тысяч базовых величин в установленном порядке без перехода права собственности, кроме залога имущества (исключая залог в соответствии с абзацем шестым настоящего подпункта), а также залог находящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества (в том числе не завершенных строительством объектов), основного технологического оборудования, транспортных средств общего пользования на сумму свыше 300 тысяч базовых величин [73]. Некоторые особенности распоряжения государственным имуществом определены также «Положением о порядке осуществления сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь»утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 2003г. №1226 [102].

Субъектами права оперативного управления являются как коммерческие, так и некоммерческие организации, а именно казенные предприятия (ст.15 ГК) и учреждения (ст.120 ГК).

Собственником имущества находящегося в оперативном управлении может быть только Республика Беларусь, а учреждения – Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, юридические и физические лица (ст.114 ГК). Имущество может также принадлежать супругам, на праве совместной собственности или членам крестьянского (фермерского) хозяйства. Правомочия собственника по распоряжению имуществом, переданным предприятию на праве оперативного управления, значительно шире, чем на праве хозяйственного ведения.

Пределы правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом предприятия осуществляются в соответствии с законодательством, целями деятельности предприятия, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник закрепленного за казенным предприятием или учреждением имущества, имеет право: устанавливать предприятию задания по владению, пользованию и распоряжению имуществом; вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению; самостоятельно определяет порядок распределения доходов казенного предприятия; может предоставить учреждению право осуществлять приносящую доходы деятельность.

Собственник казенного предприятия (учреждения) несет субсидиарную ответственность по их обязательствам. Казенное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев предусмотренных Гражданским кодексом.

Ст.ст. 278 и 279 ГК Республики Беларусь, определяют пределы распоряжения имуществом казенного предприятия: оно не вправе отчуждать и иным образом распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без согласия собственника; имеет самостоятельное право распоряжаться производимой продукцией; имеет право распоряжаться доходами и имуществом, приобретенным за счет предпринимательской деятельности, разрешенной собственником имущества.

Право аренды. Правомочия распоряжения

Для ведения предпринимательской деятельности имущество может передаваться предприятию на основе договора аренды.

До недавнего времени договор аренды регулировался Законом Республики Беларусь от 12 декабря 1990г. «Об аренде»[30]. В настоящее время договор аренды претерпел значительные изменения, объем правомочий арендатора значительно сужен, в частности, ранее действовавшее законодательство позволяло заключать договора аренды предприятий без последующего выкупа или с последующим выкупом и с дальнейшим преобразованием его в акционерное общество открытого или закрытого типа, что осуществлялось в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 января 1993г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», т.е. договор аренды здесь выступал как один из способов разгосударствления и приватизации государственного имущества [40]. Вступивший в силу ГК Республики Беларусь обязал коллективные предприятия и иные предприятия, у которых имущество является собственностью других юридических и (или) физических лиц и принадлежит им на праве полного хозяйственного ведения, до 1 июля 2000 года, а также арендные предприятия – не позднее месяца по истечении договоров аренды, заключенных до дня официального опубликования Кодекса, преобразовать в иные, предусмотренные Кодексом виды юридических лиц либо ликвидировать. В отношении тех арендных предприятий, которые небыли преобразованы либо выкуплены в установленном законом порядке, согласно Указа Президента Республики Беларусь от 13 января 1998г. №30 «О некоторых вопросах заключения договоров аренды государственной собственности», было разрешено продлить договоры аренды на срок до двух лет с арендаторами, надлежащим образом выполнившими принятые на себя по договору обязательства и при этом учесть, что заключение договора аренды и контракта с руководителем соответствующего арендованного предприятия, является обязательным условием [67].

Заключаемые ныне договоры аренды опираются на нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, так как правоотношения аренды являются обязательственными, следовательно, подлежат регулированию нормами главы 34 ГК Республики Беларусь. Договор аренды – это соглашение, в силу которого одна сторона арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст.577 ГК).

Исходя из норм ст.578 ГК Республики Беларусь, объектами аренды могут выступать: земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Особый интерес представляет аренда недвижимого имущества, в первую очередь нежилых помещений, которые могут использоваться в различных предпринимательских целях. В соответствии с договором аренды, арендатор получает права владения, пользования и распоряжения нанятым имуществом, что является неотъемлемой частью правомочий арендатора, и он будет обладать правом на продукцию, плоды и иные доходы, полученные от использования арендованного имущества, что является его собственностью. Распорядительные возможности арендатора и их объем определяется исходя из заключенного договора с арендодателем. Арендатор вправе с согласия арендатора сдавать имущество в субаренду.

(При рассмотрении этого вопроса необходимо руководствоваться главой 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы

Среди фондов и резервов предприятия, прежде всего, должен быть выделен уставный фонд, который представляет собой совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности и гарантий прав кредиторов, в размерах, определенных учредительными документами.

Основой формирования имущества субъектов хозяйствования может являться имущество, принадлежащее как государству, так и частным лицам, т.е. в формировании имущественной базы субъектов хозяйствования могут участвовать все предусмотренные законодательством формы собственности – государственная и частная. Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку (п.2 ст.47-1 ГК). В уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено собственником, законодательством или договором.

Так, вкладом в уставный фонд хозяйственного товарищества или общества может быть любое имущество, не изъятое из оборота, включая деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку (п.6 ст.63 ГК). Возможность оценить имущественный вклад в уставный фонд в деньгах – основной его признак. В частности, в качестве вклада в уставный фонд могут быть внесены исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (на использование объектов авторского права и объектов промышленной собственности) в соответствии с лицензионным договором, заключенным субъектом исключительных прав в установленном законом порядке, а также охраняемая по договору между владельцем и приобретателем охраняемая информация, имеющая определенную ценность (ноу-хау). Не может служить вкладом в уставный фонд информация, не удовлетворяющая предъявляемым к «ноу-хау» требованиям, установленным законодательством, например, специальные знания и навыки определенного лица, сведения о конъюнктуре на рынке и т.п., поскольку такие знания, навыки и сведения не могут удовлетворить требования возможных кредиторов хозяйственного товарищества или общества.

Вкладом в уставный фонд могут быть ценные бумаги (акции, облигации, векселя, двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей – складское свидетельство и залоговое свидетельство и т.п.).

Денежная оценка имущественного вклада определяется учредителями (участниками) общества по их соглашению, а в случаях, предусмотренных законодательством – подлежит независимой экспертной проверке в соответствие с Положением о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996г. №92 [80].

Порядок формирования уставного фонда коммерческих организаций определен нормами ГК Республики Беларусь применительно к каждому виду коммерческих организаций.

Минимальные размеры уставного фонда устанавливаются Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. №29 [63]. Так, в соответствие с п.6 Положения от 17 декабря 2002г. №29, минимальный размер уставного фонда: для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, устанавливается в сумме, эквивалентной 800 евро; крестьянских (фермерских) хозяйств – 150 евро; для обществ с ограниченной ответственностью – 1600 евро; для закрытых акционерных обществ – 3000 евро; для открытых акционерных обществ – 12500 евро; для обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов, и казенных предприятий – 400 евро.

Минимальные размеры уставных фондов организаций определяются в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля к евро на первое число месяца, в котором учредительные документы представляются в регистрирующие органы. Минимальные размеры уставных фондов организаций с иностранными инвестициями, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, а также открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации устанавливаются соответственно специальным законодательством.

Порядок изменения размера уставного фонда и существующие при этом ограничения определены законодательством. Так, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость указанных активов менее определенного законодательством минимального размера уставного фонда, эта организация подлежит ликвидации в установленном порядке (п.1 ст.47 ГК).

Помимо уставного фонда коммерческие организации имеют и иные фонды: накопления, потребления, амортизационный. Фонд накопления – это средства, направляемые на производственное развитие или иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами. Под фондом потребления понимают средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива организации и иных аналогичных мероприятий (работ). Амортизационный фонд – является специальным фондом для полного восстановления основных средств предприятия.

В составе капитала коммерческих организаций также учитывается и резервный фонд, который формируется в добровольном или обязательном порядке, за счет отчислений для покрытия непредвиденных расходов (долгов) предприятия.

Контрольные вопросы к теме №4

1. Определите состав имущества субъекта хозяйствования, на основе которого он может осуществлять предпринимательскую деятельность.

2. Каково содержание права собственности?

3. Как реализуется право собственности?

4. Дайте определение права хозяйственного ведения и его характеристику.

5. Что означает право оперативного управления?

6. Как реализуется право оперативного управления?

7. Как реализуется право аренды?

8. Определите состав источников формирования имущества субъектов хозяйствования.

9. Какое имущество может являться вкладом в уставный фонд хозяйственного товарищества или общества?

10. Каковы минимальные размеры уставных фондов коммерческих организаций?

11. Какие Вы знаете фонды коммерческих организаций?

ТЕМА 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Лекция 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования

Основные термины:

экономическая несостоятельность (банкротство); признаки экономической несостоятельности (банкротства); должник; кредитор; антикризисный управляющий; временной управляющий; конкурсные кредиторы; собрание кредиторов; комитет кредиторов; процедура, применяемая в отношении должника; досудебное оздоровление; защитный период; конкурсное производство; санация; ликвидационное производство; мировое соглашение.

Понятие и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования

Правовой институт несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений является весьма актуальным. Это проявляется в возможности оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от участников хозяйственного оборота, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность убыточно и не рентабельно, которые, зачастую заключая договор в последствии не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить предприятия от таких должников, возникает необходимость официального признания этих хозяйствующих субъектов «несостоятельными» и, возможно, в последствии полностью ликвидировать их.

Прежде, чем дать понятие «экономической несостоятельности», следует обратить внимание, что этот термин сопровождается термином «банкротство». Ранее действующее законодательство рассматривало эти понятия как неравнозначные, ныне ГК Республики Беларусь оценивает их как тождественные и взаимозаменяемые понятия.

Однако, с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003г. №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство» стали иметь различное содержание и особенности применения процедур банкротства (далее – Указ от 12 ноября 2003г.) [74]. П.1.4 Указа от 12 ноября 2003г. определяет «банкротство», как неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную решением хозяйственного суда о банкротстве с последующей ликвидацией должника. А понятие «экономическая несостоятельность» как неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника, т.е. принимается решение об оздоровлении должника.

В ст.1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000г. содержится понятие экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования (далее – Закон о банкротстве) [55]. Под экономической несостоятельностью (банкротством) понимается признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер.

Из определения можно выделить существенные признаки экономической несостоятельности (банкротства):

· неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений (уплатить кредитору денежную сумму по договору и в иных случаях предусмотренных гражданским законодательством);

· неспособность должника исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоговых платежей и сборов, пошлин и иных платежей в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, в том числе экономических (финансовых) санкций, примененных к должнику).

Государственное регулирование и контроль отношений связанных с процедурой банкротства субъектов хозяйственной деятельности осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь и непосредственно департаментом по санации и банкротству.

Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) осуществляется с помощью следующей нормативно-правовых актов:

· Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст.24 и ст.61);

· Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» от 30 мая 1991г. (в новой редакции Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000г.) [55];

· Указ Президента Республики Беларусь
«О совершенствовании правового регулирования взыскания задолженности с субъектов хозяйствования» от 14 августа 2000г. №442 [68];

· Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от
12 ноября 2003 г. №508 [74];

· постановление Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении правил по определению наличия признаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам» от 16 декабря 2002г. №271 [112];

· постановление Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении Положения об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально – квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности
(банкротстве)»от 27 октября 2003г. №206 [113];

· постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц» от 22 июня 2000г. №9 [125];

· постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» от 23 декабря 2004г. №11 [126] и другие.

Субъекты правоотношений связанные с банкротством

Характеристику субъектов правовых отношений, связанных с банкротством субъекта хозяйствования, следует начать с самого должника. В соответствие со ст. 1 Закона о банкротстве должником может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также некоммерческих организаций, действующих в формах потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Иначе говоря, банкротами могут быть признаны субъекты хозяйствования.

ГК Республики Беларусь также указывает на два вида субъектов хозяйствования, которые могут быть признаны экономически несостоятельными (банкротами) – это гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, а также юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке (ч.1. п.1 ст.24 ГК). Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридического лица, действующего в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (ч.1 п. 1 ст.61 ГК).

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства Республики Беларусь (п.6 ст.115 ГК). Интересы кредиторов казенного предприятия обеспечиваются тем, что Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества для их выполнения (п.5 ст.116 ГК).

Члены же потребительского кооператива, обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В противном случае кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов (п.4 ст.116 ГК). При этом члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого члена кооператива.

Благотворительный или иной фонд может быть ликвидирован по заявлению заинтересованных лиц. Так, решение о его ликвидации может быть принято в том случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения имущества отсутствует. В случае ликвидации фонда его имущество используется для удовлетворения требований кредиторов, а оставшаяся часть направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Участвовать в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в качестве субъекта (потерпевшего) могут кредиторы (конкурсные кредиторы) – это лица, предполагающие о наличии у них права требовать от должника денежного удовлетворения. Кредиторов можно разделить на три группы:

1. кредиторы по обязательным платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (напр., налоговые органы);

2. кредиторы по гражданско-правовым обязательствам (напр., контрагенты по договорам);

3. кредиторы по трудовым обязательствам (напр., по заключенному трудовому контракту).

Действующим законом предусматриваются специфические субъекты, связанные с правоотношениями по банкротству:

· конкурсные кредиторы;

· собрание кредиторов;

· комитет кредиторов;

· антикризисный управляющий;

· временный управляющий.

Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

Собрание кредиторов состоит из конкурсных кредитов, в обязанности которого входит рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с судьбой должника, как необходимость проведения или продления санации, заключение мирового соглашения и др.

Комитет кредиторов – постоянно действующий полномочный орган, избираемый собранием кредиторов, осуществляет контроль за деятельностью управляющего, которая должна соответствовать требованиям законодательства.

Антикризисным управляющим (далееуправляющий) может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученной лицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входит проведение некоторых процедур банкротства. Основными задачами его являются: восстановление платежеспособности должника; обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива, а также кредиторов; урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов; содействие производству по делу о банкротстве; последующая ликвидация должника-банкрота.

Временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника, т.е. его деятельность связана с защитным периодом.

Требования, предъявляемые к квалификации управляющего в производстве признания субъекта хозяйственной деятельности банкротом, разъясняются «Положением об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификаци-
онным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)» утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 27 октября 2003г. №206 [113].

В процессе производства по делу о банкротстве (экономической несостоятельности) могут участвовать и другие субъекты.

Процедуры банкротства

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) подведомственны суду (подп.15 ч.1 ст.27 ХПК) и рассматриваются (подсудны) по месту нахождения должника (ст.33 ХПК) [29].

Согласно ст.171 ХПК Республики Беларусь, дела об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов хозяйствования рассматриваются хозяйственным судом по правилам предусмотренным, кодексом с учетом особенностей законодательных актов об экономической несостоятельности (банкротстве). Процесс банкротства содержательно изложен в Законе о банкротстве. Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой, предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.

П.1.4 Указа от 12 ноября 2003г. предусматриваются принимаемые в обязательном порядке руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами до подачи заявления в суд меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности, т.е. «досудебное оздоровление» должника.

Правом на подачу заявления в хозяйственный суд о банкротстве субъекта хозяйствования, в связи с неисполнением им денежных обязательств обладают сам должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в порядке установленном законодательством.

Наши рекомендации