Предложение о приватизации объекта государственной собственности. 7 страница

Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своем банкротстве, при наличии обстоятельств очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности. Соответственно, исходя из ст.7 Закона о банкротстве, основанием является неплатежеспособность должника, имеющая устойчивый характер.

П.1.11 Указа от 12 ноября 2003г. наряду со статьями Закона о банкротстве устанавливают основания для подачи кредиторами заявления о признании должника банкротом. В качестве таких оснований выступают в совокупности следующие обстоятельства:

· наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

· применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

· наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, – в размере 2500 базовых величин и более.

Наличие таких оснований следует рассматривать как специальное условие реализации кредиторами своего права на подачу заявления о признании банкротом должника. Вопрос о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) решается хозяйственным судом не позднее 30 дней со дня поступления в суд такого заявления. При отсутствии совокупности таких оснований хозяйственный суд отказывает в принятии этого заявления. Форма и содержание заявления о банкротстве установлены в законе (ст.ст. 23-27). Установив наличие предпосылок для признания права на подачу заявления о банкротстве, суд возбуждает производство по делу о банкротстве. Дальнейшие процессуальные действия осуществляются в соответствии со следующей схемой установленной Законом о банкротстве:

· при рассмотрении дела о банкротстве юридического лица:

- защитный период;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение;

· при рассмотрении дела о банкротстве индивидуального предпринимателя исключением является отсутствие защитного периода.

С момента принятия заявления о банкротстве судом устанавливается защитный период и назначается временный управляющий. Следовательно, собственник имущества должника и уполномоченный им орган в этот период ограничиваются в правах по распоряжению имуществом предприятия, а руководитель ограничивается в праве управления делами предприятия, эти полномочия переходят к управляющему, назначенному в установленном порядке. Защитный период представляет собой стадию проверки хозяйственным судом наличия оснований для возбуждения конкурсного производства по делу о банкротстве, продолжительность его не может превышать трех месяцев. Хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления (п.1.16 Указа от 12 ноября 2003г.).

В течение защитного периода временный управляющий обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований; проводить анализ финансового состояния должника и платежеспособности должника; оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения; определять наличие признаков ложного или преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства; выполнять требования хозяйственного суда и представлять по окончании защитного периода в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника. В защитный период выясняются и возможные неправомерные действия со стороны собственника имущества или руководителя должника, либо иных лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания, подпадающие под понятия ложного и преднамеренного банкротства. Порядок определения ложного и преднамеренного банкротства содержится в «Правилах по определению наличия признаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам» утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16 декабря 2002г. №271 [112].

Под ложным банкротством понимается обращение должника в хозяйственный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Если эти действия будут квалифицироваться как ложное банкротство, то он должен будет возместить кредиторам ущерб (в том числе моральный), причиненный подачей заявления в суд.

Под преднамеренным банкротством Закон о банкротстве понимает банкротство должника по вине его учредителей (участников), собственника имущества или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия. Последствием в данном случае является возложение на этих лиц, при недостаточности имущества должника, субсидиарной (дополнительной) ответственности по его обязательствам.

На основании проведенного анализа финансового состояния должника и представленного отчета временного управляющего, хозяйственный суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства и проводит подготовку дела к судебному разбирательству в соответствии с нормами ХПК Республики Беларусь, освобождает временного управляющего от обязанностей и назначает управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.

Конкурсное производство представляет собой процедуру, применяемую к должнику, признанному банкротом, осуществляемую в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации, в процессе ликвидационного производства и освобождения должника от долгов. Следовательно, конкурсное производство состоит из санации и ликвидационного производства.

Санация – процедура банкротства, направленная на удовлетворение требований кредиторов в установленные сроки и восстановление платежеспособности должника путем оказания ему финансовой помощи. Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе суда на срок установленный законодательством, но по ходатайству собрания кредиторов или управляющего, этот срок может быть продлен. План санации разрабатывается с участием собрания кредиторов и утверждается судом.

Для восстановления платежеспособности должника законодательством предусматриваются следующие способы:

· ликвидация дебиторской задолженности;

· исполнение обязательств должника собственником имущества должника;

· предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;

· перепрофилирование производства;

· закрытия нерентабельных производств;

· продажа части имущества должника;

· уступка требования должника;

· предоставление должнику в установленном порядке дотаций и субсидий;

· продажа предприятия должника;

· иные способы.

В период санации суд совместно с кредиторами следят за выполнением плана санации и любой их кредиторов, собственников имущества предприятия или членов трудового коллектива может обратиться с заявлением о неэффективности санации, и по рассмотрению результатов санации, суд может вынести решение о прекращении ее. По итогам проведенной санации управляющий подает в хозяйственный суд отчет и одновременно выносит одно из следующих предложений на собрание кредиторов о:

· прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;

· заключении мирового соглашения;

· продления установленного срока санации;

· прекращении санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства в связи с невозможностью продления деятельности должника или отсутствием оснований для ее продолжения.

По результатам отчета управляющего с учетом мнения собрания кредиторов хозяйственный суд выносит одно из выше перечисленных решений. Таким образом, санация может закончиться или прекращением производства по делу, или возбуждением ликвидационного производства, или ее продлением.

В случае принятия решения о возбуждении ликвидационного производства, которое имеет целью ликвидацию должника и освобождения его от долгов путем продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов, должником совместно с кредиторами разрабатывается план ликвидации должника, который утверждается хозяйственным судом.

Хозяйственный суд, принявший решение о признании юридического лица банкротом или о ликвидации юридического лица, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации, если иное не установлено законодательством (ч.1 п.1 ст.59 ГК). Согласно ст.141 Закона о банкротстве срок ликвидационного производства не может превышать одного года, но может быть продлен еще на шесть месяцев по решению суда.

Процедуру ликвидационного производства можно подразделить на два этапа: первый из них включает формирование имущества банкрота, продажу имущества банкрота, выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению; второй состоит из раздела имущества банкрота между кредиторами.

Имущество банкрота обычно учтено на балансе предприятия. Продажа имущества должника осуществляется на открытых торгах, если не установлен иной порядок продажи, а также на торги могут быть выставлены и требования должника. Имущество должника не проданное на первых торгах выставляется на последующие торги. Состав и размер платежных требований кредиторов определяются обычно на момент подачи заявления в хозяйственный суд о банкротстве должника и затем выявляются временным управляющим в процессе защитного периода.

Заключительной стадией ликвидационного процесса является раздел имущества банкрота между его кредиторами. Вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие выплаты за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должник, возникшим в процессе конкурсного производства в следующей очередности, установленной ст.60 ГК Республики Беларусь:

1) требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда работников предприятия, работающим по трудовому контракту и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) требования по обязательным платежам;

4) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

5) расчеты с другими кредиторами.

Управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника эти средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования, заявленные после открытия конкурсного производства, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, признаются погашенными. Не поданные в установленный срок требования кредиторов, так же считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства. Имущество предприятия, оставшееся после полного удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику этого имущества или учредителям юридического лица. После рассмотрения хозяйственным судом отчета и признания его обоснованным, суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. Управляющий в течение десяти дней со дня вынесения судом решения, должен представить сведения о завершении ликвидационного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Мировое соглашение

Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой стадии после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Под мировым соглашением Закон о банкротстве понимает соглашение между должником и кредиторами об уплате долгов, которым предусматривается освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и другое.

Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимается собранием кредиторов, со стороны должника принимается должником – индивидуальным предпринимателем, руководителем должника или управляющим. В мировом соглашении могут принимать участие третьи лица, принимающие на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о размерах, порядке, сроках исполнения обязательств должником, иные способы исполнения. Вступает в силу мировое соглашение со дня утверждения его хозяйственным судом. Оно может быть заключено на условиях перечисленных в ст.156 Закона о банкротстве:

· отсрочка или рассрочка исполнения обязательства должником;

· уступка требования должника;

· исполнения обязательств должника третьим лицом;

· перевод долга;

· иные способы.

В случае если хозяйственный суд в процессе ликвидационного производства утвердит мировое соглашение, решение хозяйственного суда об открытии ликвидационного производства не подлежит исполнению и, следовательно, полномочия управляющего прекращаются в этого момента. Хозяйственный суд имеет право отказать в заключение мирового соглашения в случае нарушения порядка его заключения, либо несоблюдения формы, либо нарушения прав и законных интересов других лиц, либо иных противоречащих законодательству условий. Мировое соглашение не может быть расторгнуто по соглашению отдельных кредиторов и должника, а только по решению суда в случае неисполнения должником условий погашения обязательств перед кредиторами. При повторном возбуждении производства по делу о банкротстве объем требований кредиторов, в отношении которых было заключено мировое соглашение, определяется с учетом условий определенных в нем.

Контрольные вопросы к теме №5

1. Что понимается под «экономической несостоятельностью (банкротством)» субъектов хозяйствования?

2. Определите законодательство, регулирующее отношения банкротства.

3. Перечислите субъектов в правоотношениях по банкротству.

4. Дайте определение «досудебного оздоровления».

5. В каком случае кредитор имеет право подать заявления кредитора о банкротстве должника в суд?

6. Каковы основания (признаки) признания субъекта хозяйствования банкротом?

7. Проведите разграничение между «ложным» и «преднамеренным» банкротством.

8. В каком порядке рассматриваются дела о банкротстве субъектов хозяйствования?

9. Какова процедура банкротства юридических лиц?

10. Что включает в себя конкурсное производство?

11. В чем отличие санации от ликвидации юридического лица?

12. Процедура банкротства индивидуальных предпринимателей.

13. Какова очередность удовлетворения требований кредиторов и чем установлена?

14. Дайте понятие «мирового соглашения», когда оно может быть заключено, какова его форма и условия содержащиеся в нем.

ТЕМА 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Лекция 6. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности

Основные термины:

разгосударствление; приватизация; безвозмездная передача государственного имущества; продажа государственной собственности; субъекты приватизации; продавцы государственного имущества; покупатели государственного имущества; объекты приватизации; продажа объектов государственной собственности на аукционе; продажа объекта государственной собственности по конкурсу.

Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности. Законодательство о разгосударствлении и приватизации

В результате перехода к рыночным отношениям, возникла необходимость создать экономическую структуру способную быстро реагировать на изменения, происходящие в конкурентной экономической среде. Раннее существовавшие, в большинстве своем, крупные государственные предприятия, оказались не способными подчинять свою деятельность быстро меняющимся потребностям рынка к качественной и дешевой выпускаемой продукции. Это стало возможно лишь в условиях, когда в Конституции Республики Беларусь плотно закрепилось не только понятие государственной собственности, но и частной собственности, на основе которой появилась возможность создавать предприятия частной формы собственности. Именно они, наряду с государственными предприятиями, стали двигателями прогресса в экономике Республики Беларусь.

Создание частных предприятий происходило не только на основе их учреждения, но и путем перехода предприятий государственной формы собственности в частную собственность, и основой этого перехода явилась приватизация. Назначение приватизации состоит в том, чтобы как можно больше предприятий перешло в частные руки, освободив тем самым государство от финансового бремени перед государственными предприятиями, повысить эффективность производства и заинтересовать частного собственника в результатах своего труда.

Правовые основы приватизации государственного (республиканского и коммунального) имущества в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь «О раз-
государствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» от 19 января 1993г., который определил также правила и порядок проведения приватизации объектов, находящихся в государственной собственности (далее – Закон о приватизации) [40].

Определение разгосударствления и приватизации государственной собственности содержится в ст.1 выше названного Закона о приватизации. Под разгосударствлением понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Ныне это понятие несколько модернизировано и теперь понимается, как изменение организационно-правовой формы государственного предприятия.

Под приватизацией Закон о приватизации понимает приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этим имуществом.

В Законе о приватизации определены основные принципы проведения приватизации в Республике Беларусь, которыми являются:

· сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;

· право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;

· дифференциация методов, форм и процедур приватизации;

· разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;

· предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

· контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;

· обеспечение широкой гласности процесса приватизации;

· постепенность и поэтапность;

· соблюдение законности (ст.6 Закона о приватизации).

Приватизация может осуществляться путем безвозмездной передачи либо продажи государственной собственности. Целью безвозмездной приватизации является передача государственной собственности на основе социального равенства в процессе ее осуществления на этапе перехода к рыночной экономике только гражданам Республики Беларусь. Порядок распределения безвозмездно передаваемого государственного имущества определяется Президентом Республики Беларусь.

Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется двумя квотами:

· жилищной квотой;

· квотой на имущество.

Для реализации права использования квот гражданами Республики Беларусь им выдаются именные приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество» в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 июля 1993 года «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» [43].

Возмездная приватизация осуществляется на основе внесения денежных платежей в белорусских рублях.

Правовые основы приватизации государственной собственности в Республике Беларусь определены следующим законодательством Республики Беларусь:

· Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст.218);

· Инвестиционным кодексом Республики Беларусь[25];

· Законом Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» от 6 июля 1993г.;

· Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г. (с изм. и доп.) [37];

· Законом Республики Беларусь «Об аренде» от 12 декабря 1990г. (с изм. и доп.) [30];

· Декретом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. №3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» [60] и другие.

Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности происходил на основе ряда Программ, которые были изданы в 1993 и 1996 годах. В современных условиях с учетом опыта проведения приватизации в 1993 – 2000 гг., а также проблем, существующих в данный период в этом процессе, в целях повышения эффективности использования государственного имущества, сохранения стабильности в обществе, обеспечения единой государственной политики по управлению государственным имуществом, Советом Министров Республики Беларусь в 2000г. была принята новая Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности («О концепции управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001- 2005гг.», утверждена постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 10 августа 2000г. №1240) [94]. Государственная программа приватизации представляет собой нормативный акт, определяющий приоритеты в осуществлении приватизации, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества и другие направления приватизационной политики. Для достижения поставленных Государственной программой целей необходимо:

· создать благоприятные условия для развития предпринимательства и привлечения на этой основе прямых инвестиций в реальный сектор экономики;

· завершить в основном разгосударствление приватизацию объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;

· провести, при необходимости, реструктуризацию государственных унитарных предприятий в процессе создания открытых акционерных обществ;

· обеспечить мониторинг и контроль за ходом выполнения обязательств новыми собственниками приватизированного имущества;

· создать фондовый рынок страны;

· совершенствовать экономическую базу разгосударствления и приватизации государственного имущества;

· совершенствовать систему оценки государственного имущества, подлежащего приватизации;

· приоритетными способами приватизации должны являться аукционная или конкурсная продажа объектов государственной собственности и другие.

Субъекты и объекты приватизации

Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного (республиканского и коммунального) имущества, а также специально созданные государственные органы.

Государственным органом, осуществляющим государственное регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности до недавнего времени являлось Министерство по управления государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь, ныне таковым является Министерство экономики Республики Беларусь. В соответствии со ст.9 Закона о приватизации, органы приватизации осуществляют следующие функции:

· осуществляют руководство процессами приватизации.
В случае нарушения законодательства Республики Беларусь о приватизации возбуждают в судебном порядке иски о признании незаконными принятых решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

· создают комиссии по приватизации;

· принимают решения о приватизации;

· осуществляют необходимые преобразования организационно- правовых форм государственных предприятий, подлежащих приватизации;

· осуществляют владение и распоряжение принадлежащими государству акциями акционерных обществ и долями в уставных фондах иных субъектов хозяйствования, а также контроль за ними;

· могут принять решение при преобразовании государственных и арендных предприятий в открытые акционерные общества о закреплении пакетов акций в собственности государства в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

· выступают учредителями акционерных и других хозяйственных обществ;

· обменивают принадлежащие государству акции акцио-
нерных обществ на акции юридических лиц других государств и предприятий негосударственных форм собственности;

· организуют и проводят конкурсы и аукционы по продаже объектов государственной собственности;

· создают (ликвидируют) в своем составе соответствующие фонды для осуществления функций владения и распоряжения государственным имуществом;

· осуществляют другие необходимые при приватизации функции.

Продавцом государственного имущества выступают специализированные учреждения и назначенные им представители. В настоящее время эту функцию исполняет Фонд государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь, который:

· владеет переданными ему объектами приватизации до момента их продажи в порядке установленном законодательством Республики Беларусь;

· осуществляет продажу объектов приватизации;

· ведет учет акций (долей, паев) подлежащих приватизации;

· другие функции.

Контроль за осуществлением Государственной программы приватизации осуществляют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и другие уполномоченные на то органы.

Покупателями государственного имущества могут быть:

· граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;

· негосударственные юридические лица (признаются юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 процентов);

· юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

· иностранные инвесторы;

· лица без гражданства.

В соответствие с законодательством Республики Беларусь могут быть установлены ограничения на участие в процессе приватизации для иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

Объекты приватизации – это то государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 января 1993г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». В соответствие с нормами ст.3 Закона о приватизации, можно выделить несколько критериев обособления объектов приватизации. В зависимости от вида объекта, сроков приватизации, способа и порядка приватизации объектов, а также по иным основаниям классификации. В зависимости от материального наполнения объекты подразделяются на:

· государственное и общественное жилье;

· государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий (в дальнейшем – предприятия);

· государственное имущество, сданное в аренду;

· доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Существует перечень объектов государственной собственности, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, к ним относятся предприятия (объединения), организации и виды имущества, которые могут находиться только в собственности государства, что утверждено Законом Республики Беларусь от
5 мая 1998г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» [51].

Наши рекомендации