Предложение о приватизации объекта государственной собственности. 2 страница
В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении своего права.
В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.
Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус предпринимателя, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.
Объектами хозяйственных правоотношений являются:
· вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;
· работы и услуги;
· собственная деятельность субъекта хозяйствования;
· неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна).
Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
· абсолютные вещные правоотношения;
· абсолютно-относительные вещные правоотношения;
· абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
· неимущественные абсолютные правоотношения;
· обязательственные правоотношения.
Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.
Абсолютно-относительные вещные правоотношения.
К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.
Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов – очерчена законом.
Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.
Обязательственные хозяйственные правоотношения. Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой. Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:
· хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов);
· внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия);
· оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров);
· территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями).
Контрольные вопросы к теме №1
1. Что представляет собой хозяйственное право как отрасль права?
2. Какие группы отношений включает в себя хозяйственное право?
3. Что входит в предмет хозяйственного права?
4. Определите принципы хозяйственного права.
5. Какой метод присущ для хозяйственного права?
6. Как развивалась наука хозяйственного права?
7. Раскройте вопрос о составе хозяйственного законно-
дательства.
8. Что понимается под хозяйственными правоотношениями, их состав?
ТЕМА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 2. Общие положения о предпринимательской деятельности
Основные термины:
предпринимательская деятельность; субъекты предпри-
нимательской деятельности; самостоятельная деятельность; рисковая деятельность; имущественная ответственность; систематическое получение прибыли; формы предпринимательской деятельности; особая форма предпринимательства; права предпринимателя; обязанности предпринимателя; лицензия; предмет лицензирования; приостановление действия лицензии; прекращение действия лицензии.
Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Законодательное регулирование предпринимательства
До недавнего времени понятие предпринимательской деятельности содержалось только в ст.1 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г., она определялась как самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица [32].
В настоящее время существуют еще одно легальное определение понятия предпринимательской деятельности в ч.2 п.1 ст.1 ГК Республики Беларусь. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребле-
ния [22].
Исходя из определения, данного ГК Республики Беларусь, следует заметить, что новое законодательство рассматривает предпринимательскую деятельность как деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ, что дает возможность отличить предпринимательство от иных видов деятельности. Анализ данного определения позволяет выделить некоторые характеризующие предпринимательскую деятельность признаки:
· Самостоятельная деятельность юридических и физических лиц. Здесь имеется ввиду, как имущественная самостоятельность субъекта хозяйствования, так и организационная его самостоятельность. Имущественная самостоятельность определяется наличием у субъекта хозяйствования обособленного от других субъектов и граждан имущества. Организационная самостоятельность – это способность субъекта хозяйствования самостоятельно принимать решения и осуществлять сделки в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности;
· Рисковая деятельность. Риск, в предпринимательской деятельности – это основной стимул для принятия правильного и обдуманного решения при осуществлении хозяйственной деятельности субъектом хозяйствования в условиях рыночных отношений;
· Деятельность осуществляется под самостоятельную имущественную ответственность. Отличительной особенностью ответственности субъектов хозяйствования является ответственность, наступающая независимо от вины. Предприниматель будет освобождаться от ответственности лишь в случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами;
· Деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли (доходов), т.е. это коммерческая деятельность, приносящая систематически определенный доход. Если же изначально не преследовалась эта цель, следовательно, эту деятельность нельзя было бы назвать предпринимательской;
· Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи вещей, а также от выполнения работ или оказания услуг, если они предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Перечисленный в законе перечень деятельности не является исчерпывающим.
В юридической литературе некоторые авторы также указывают на шестой признак характерный для предпринимательской деятельности – субъектами предпринимательской деятельности могут быть лица, зарегистрированные в таком качестве. Без регистрации предпринимательская деятельность будет считаться незаконной.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, подлежит обязательному законодательному регулированию со стороны государства. Это проявляется в издании различных нормативно-правовых актов со стороны государственных органов в пределах их компетенции.
Основными актами законодательства, регулирующими предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь, являются:
· Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп. от 24 ноября 1996г.);
· Гражданский кодекс Республики Беларусь;
· Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь;
· Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республики Беларусь» от 28 мая 1991г.[32];
· Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г.[37];
· Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г. [41];
· Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. [56];
· Закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» от 26 июня 1997г. [48].
· Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001г. №6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности»[124].
Кроме указанных основных актов законодательства регулирующих предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь, существует специальное законодательство, устанавливающее правовые основы отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования, таких как банковская, биржевая, инвестиционная, страховая и другие виды деятельности.
Субъекты и формы предпринимательства. Государственная регистрация субъекта хозяйственной деятельности
Субъектами хозяйственной деятельности считаются юридические и физические лица, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используются не для собственного потребления, а предназначаются для реализации другим лицам. Следовательно, предпринимательская деятельность осуществляется в производственной сфере, сфере услуг либо торговли и она должна быть направлена на постоянное получение прибыли или личного дохода. Исходя из содержания ст.2 Закона Республики Беларусь
«О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г., субъектами предпринимательской деятельности могут быть физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь.
В соответствии со ст.17 ГК Республики Беларусь гражданин может: заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законодательными актами, деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; иметь другие права.
На возможность занятия предпринимательской деятельностью для иностранных граждан и лиц без гражданства указывает ст.11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г., это возможно в том случае, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь и не противоречит целям их пребывания на территории Республики Беларусь.
Здесь следует также сказать об ограничениях некоторых работников в праве заниматься предпринимательской деятельностью. Так, ст.2 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» не допускает, чтобы должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, занимались предпринимательской деятельностью; Закон Республики Беларусь «О государственной службе» от 14 июня 2003г. предусматривает, что государственные служащие не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное поло-
жение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного его; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством [56]; Законом «О статусе военнослужащих» от 13 ноября 1992г. запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности военнослужащим [36].
В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:
· частное предпринимательство, осуществляемое на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
· коллективное предпринимательство, осуществляемое на основе объединения капиталов, нескольких физических и (или) юридических лиц.
Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.
Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.
Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации, на что ука-
зывает норма ст.22 ГК Республики Беларусь. Регистрация представляет собой акт, дающий право лицу заниматься предпринимательской деятельностью.
Государственная регистрация осуществляется в соответствии с положениями установленными ГК Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республики Беларусь» от 28 мая 1991г., «Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. №29 (далее – Положение от 17 декабря 2002г.) [63].
С момента государственной регистрации возникает юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель приобретает хозяйственную компетенцию, т.е. возникает возможность осуществлять предпринимательскую деятельность от своего имени.
Государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности осуществляется соответствующими исполнительными и распорядительными органами, регистрация коммерческих организаций с участием иностранного капитала – облисполкомами (Минским горисполкомом), банков и небанковских кредитно-финансовых организаций – Национальным банком Республики Беларусь, страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями – Министерством финансов Республики Беларусь и др.
Для государственной регистрации предоставляются заявление и перечень необходимых документов установленных законодательством в зависимости от формы предпринимательской деятельности.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующим органом в месячный срок со дня подачи всех необходимых документов для государственной регистрации в регистрирующий орган.
Отказ в государственной регистрации предпринимателя по мотивам нецелесообразности его деятельности не допускается. Если в регистрации отказано с такой мотивировкой, то заявитель может обратиться в суд и восстановить свое нарушенное право.
Государственная регистрация проводится в целях:
· осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования;
· проведения налогообложения;
· получения статистических сведений о сферах деятельности предпринимателей, в целях осуществления сбалансированности экономики;
· предоставления необходимой информации всем участникам хозяйственного оборота и государственным органам о субъектах предпринимательства.
Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответственность за нарушение прав предпринимателя
Предпринимательская деятельность субъектов хозяйствования должна осуществляться строго в соответствии с правилами установленными законодательством, регулирующим предпринимательскую деятельность. Кроме требований о государственной регистрации, Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» содержит общие для всех предпринимателей положения об их правах и подлежащих исполнению обязанностях (ст.ст.6, 7).
Предприниматель имеет право:
· заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;
· создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
· привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;
· участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;
· самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цен и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;
· самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом);
· устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;
· открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;
· свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, оставшейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;
· получать любой не ограниченный по размерам личный доход;
· пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;
· выступать истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде;
· приобретать иностранную валюту и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
· осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.
Среди обязанностей предпринимателя необходимо выделить следующие:
· выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);
· заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях – коллективные договоры в соответствии с законодательством;
· предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;
· вносить в государственный фонд социального страхования отчисления по страхованию лиц, работающих по найму, в порядке и размерах предусмотренных законодательством;
· осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;
· производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;
· соблюдать права и законные интересы потребителей;
· получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
· выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;
· соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством;
· представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным, Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования и другие.
Ст.11, выше названного Закона, гарантирует право гражданам и юридическим лицам на занятие предпринимательской деятельность, возможность создавать любой организационно-правовой формы коммерческие организации, приобретать необходимое имущество для своей деятельности, защищать свои права и законные интересы в соответствии с законодательством Республики Беларусь, возможность страховать предпринимательские риски, на что указывает ст.822 ГК Республики Беларусь и другие.
В деятельность предпринимателя не допускается вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. В случае неправомерного вмешательства в его хозяйственную деятельность, предприниматель имеет право обращаться в суд или арбитраж с заявлением о признании недействительными и неправомерными актов государственных органов и действий их должностных лиц. Убытки, которые были причинены предпринимателю, незаконными действиями подлежат возмещению этими органами в порядке, предусмотренном законодательством. В данном случае необходимо руководствоваться нормами ГК Республики Беларусь, в частности ст.15 и Положением о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденным постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993г.[76]. Здесь следует отметить, что согласно п.11 Положения, возмещению подлежит ущерб, нанесенный субъекту хозяйственной деятельности в виде произведенных им расходов, утраты или повреждения его имущества.
Лицензирование предпринимательской деятельности
Конституция Республики Беларусь предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом. При отсутствии в законодательных актах запрета на занятие определенным видом деятельности субъекты хозяйственной деятельности вправе осуществлять в соответствии с целями и предметом деятельности, указанными в учредительных документах юридического лица, либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. В соответствии с п.29.1 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, в учредительных документах субъектов хозяйственной деятельности должны содержаться только те виды деятельности, которыми он вправе (обязан) заниматься. Однако, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, кроме государственной регистрации в качестве субъекта хозяйственной деятельности, необходимо получить разрешение (лицензию).
Законодательством определены критерии отнесения отдельных видов деятельности к подлежащим лицензированию – предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые могут быть наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей.
Основными нормативно-правовыми актами регулирующими лицензирование являются: Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г. №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Декрет о лицензировании)[64]; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003г. №1390 «О дополнительных мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г. №17» [100] и другие.
Лицензирование специальных видов деятельности, например, деятельность банков и небанковских финансово-кредитных организаций осуществляется в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь [23], страховая деятельность – Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993г. «О страховании» [42], аудиторская деятельность – Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994г. «Об аудиторской деятельности» [46].
Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условиях, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату.
Лицензирование – это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензирующими органами являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, уполномоченные осуществлять лицензирование.
Виды лицензируемой деятельности условно можно подразделить на три основные группы: в первую входят виды деятельности, которые не ограничены количественными и качественными показателями, которые имеют длительный характер (например, деятельность, связанная со строительством объектов); второй вид деятельности – деятельность, исчерпывающаяся однократным действием и имеющая количественные критерии (например, перевод валютных ценностей за рубеж); третий вид – объединяет в себе первый и второй виды деятельности (например, внешнеторговая деятельность).
В Перечень лицензируемых видов деятельности входят 49 видов лицензируемой деятельности, однако в каждом виде имеются большое количество подвидов. Законодательством могут быть установлены особенности лицензирования смежных видов деятельности. Так, выдача лицензии на адвокатскую деятельность, не требует, для оказания юридических услуг субъектам хозяйствования, получения лицензии на оказание юридических услуг.
Для осуществления отдельных видов деятельности, законодательством могут быть предусмотрены требования к организационно-правовой форме субъекта хозяйствования. Так, например, в соответствие со ст.70 Банковского кодекса Республики Беларусь, банки могут создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.
Страховые общества должны быть созданы в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ст.6 Закона Республики Беларусь «О страховании» от 3 июня 1993г.).
Кроме того, необходимо иметь в виду, что осуществление определенных видов лицензируемой деятельности исключает возможность заниматься другими видами предпринимательской деятельности. Так, например товарная биржа не имеет права заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме деятельности связанной с организацией и проведением биржевых торгов (ст.3 Закона Республики Беларусь «О товарных биржах» от 13 марта 1992г.)[35].
Необходимо заметить, что осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо также на основе полученного разрешения (лицензии) для тех видов деятельности, на которые ее получение обязательно. Следовательно, если гражданин имеет лицензию на конкретный вид деятельности, то он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если эта деятельность предполагает регистрацию. Однако следует иметь в виду, что некоторые виды деятельности подлежат лицензированию, но для осуществления их законодательство не обязывает гражданина регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Так, например, образовательная деятельность и другие.