Предложение о приватизации объекта государственной собственности. 3 страница
С целью осуществления государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности, государственными органами, выдающими лицензии создаются реестры лицензиатов. В них отражаются данные о субъекте, которому выдана лицензия, срок ее действия, была ли она приостановлена, прекращена и другая информация.
Порядок и условия получения лицензии установлены Декретом о лицензировании.
Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с законодательством.
Для получения лицензии субъект хозяйствования должен представить в лицензирующий орган следующие документы:
· заявление о выдаче лицензии с указанием:
- для юридического лица – наименования и места его нахождения;
- для физического лица – фамилии, имени, отчества, паспортных данных;
- лицензируемого вида деятельности (работ, услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;
· копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица или свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
· копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика;
· документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления;
· выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица);
· другие документы, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии.
При этом необходимо иметь в виду, что органы, выдающие лицензии могут устанавливать свои требования к порядку выдачи лицензии.
Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней с момента подачи всех необходимых документов. Данный срок может быть продлен на период проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Срок проведения проверки и (или) экспертизы не должен превышать 15 дней. Расходы, связанные с проведением экспертизы, возмещаются соискателем лицензии или лицензирующим органом в равных долях.
При положительном решении о выдаче лицензии, соискатель должен представить для ее получения:
· документ об уплате лицензионного сбора за выдачу лицензии;
· удостоверение руководителя юридического лица; свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
При выдаче лицензии соискатель должен быть ознакомлен с условиями осуществления вида деятельности, о чем делается в лицензии соответствующая отметка.
Форма лицензии утверждена Советом Министров Республики Беларусь. Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Срок действия лицензии исчисляется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче.
В случае отказа в выдаче лицензии, должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме. Этот отказ субъект хозяйствования может обжаловать в суд. Не допускается отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности данного вида деятельности.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии или продлении ее срока действия взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 10 евро. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 90 евро. За внесение изменений и дополнений в лицензию, за исключением случаев изменения законодательства, продление срока действия лицензии, выдачу ее дубликата – 50 процентов платы за выдачу лицензии.
Действие лицензии, в случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензирующих видов деятельности, нарушений лицензиатом либо его обособленными подразделениями законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, лицензирующий орган дает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок их устранения, который не может превышать шести месяцев.
Действие лицензии также может быть приостановлено или прекращено. Приостанавливается действие лицензии лицензирующим органом, в случае, если лицензиатом не устранены нарушения указанные в предписании, при этом срок приостановления составляет один месяц. Об устранении нарушений лицензиат должен уведомить лицензирующий орган в письменной форме, с приложением письменного подтверждения их устранения. Проверка устранения нарушений лицензиатом осуществляется лицензирующим органом в течение 10 дней после получения им предписания об устранении нарушений. На время приостановления действия лицензии срок ее действия не продлевается, за исключением случаев установленных законодательством.
В случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензирующих видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленными подразделениями законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании.
По общим основаниям действие лицензии прекращается:
· по истечении срока, на который она была выдана;
· по решению лицензирующего органа:
- об аннулировании лицензии в соответствии с законодательством;
- в случае ликвидации (прекращении деятельности) лицензиата;
- при реорганизации юридического лица;
- в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;
· по решению суда:
- об аннулировании лицензии;
- в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
После лишения субъекта хозяйствования права пользования лицензией, она должна быть возвращена органу, выдавшему ее, в 5-дневный срок.
Законодательство предусматривает ряд мер ответственности в случае осуществления лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии):
· ликвидации субъекта хозяйствования. Это осуществляется по решению органа, осуществляющего регистрацию или суда;
· признание сделок совершенных субъектом хозяйствования, недействительными.
Законом Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» предусмотрена финансовая ответственность субъекта хозяйствования, за осуществление деятельности без лицензии, которая устанавливает, что полученные от занятия такой деятельностью доходы и штраф в размере полученного дохода подлежат внесению в бюджет [33].
Кроме того, Кодекс об административных нарушениях Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за нарушение связанные с осуществление предпринимательской деятельности, в частности за осуществление лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), на что указывает ст.154 [27]. Ответственность предусмотрена в виде наложения штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушений, либо без конфискации.
Ст.233 Уголовного кодекса Республики Беларусь также предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), она будет наступать в случае получения от нее дохода, в крупном и особо крупном размере [26].
Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
Предприниматель, осуществляющий свою хозяйственную деятельность, несет имущественную ответственность за результат своей деятельности, а также принятые на себя обязательства, вытекающие из хозяйственно-правовых обязательств. В случае осуществления предпринимательства без образования юридического лица, субъект хозяйствования отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, всем своим имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. Исключение составляет имущество, перечисленное в приложении №1 ГПК Республики Беларусь [28].
Так в случае, если предпринимательская деятельность осуществляется с образованием юридического лица, то объем ответственности учредителей (участников) юридического лица определяется в уставе, в соответствии с нормами установленными законодательством Республики Беларусь. Например, при создании общества с дополнительной ответственностью размер субсидиарной ответственности участников общества, не может быть менее суммы, эквивалентной 1200 евро.
Если предпринимательская деятельность осуществляется на основе контракта (договора), тогда ответственность должна быть определена в контракте (договоре). При этом она может быть обеспечена внесением залоговой суммы или предоставлением для этих целей своего личного имущества в иной форме. Следовательно, пределы ответственности предпринимателя могут устанавливаться действующим законодательством, учредительными документами или договором с собственником имущества либо уполномоченным им органом.
Имущественная ответственность предпринимателя может наступать в случаях предусмотренных ст.8 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь»:
· нарушения действующего законодательства;
· невыполнения заключенных договоров;
· нарушения прав собственника и других субъектов;
· загрязнения окружающей среды;
· обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;
· сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;
· выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;
· незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения;
· использование чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;
· получение дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;
· заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.
В вышеперечисленных случаях суд, по иску заинтересованной стороны, может обязать субъекта хозяйствования, осуществившего эти неправомерные действия, прекратить правонарушение и восстановить положение, предшествовавшее ему, а также потребовать возместить причиненный ущерб потерпевшей стороне.
Прекращение деятельности субъекта хозяйствования может быть осуществлено по соответствующим основаниям и в порядке, предусмотренном ГК Республики Беларусь (ст.ст.57-61) и Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (п.п.41-42), по иным основания предусмотренным законодательством Республики Беларусь.
Прекращение предпринимательской деятельности осуществляется по решению самого предпринимателя, собственника имущества (уполномоченного им органа), либо по решению хозяйственного суда (п.42.2 Положения от 17 декабря 2002г.), в иных случаях – по решению регистрирующего органа (п.42.3 Положения от 17 декабря 2002г.).
Предпринимательская деятельность прекращается судом в случаях:
· неоднократного или грубого нарушения законно-
дательства;
· признания предпринимателя банкротом;
· осуществление предпринимательской деятельности, занятие которой запрещено;
· осуществление предпринимательской деятельности, без надлежащего разрешения (лицензии);
· по другим основаниям.
Так, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001г. «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности» уголовная ответственность по ст.233 УК Республики Беларусь может наступать, если предпринимательская деятельность, осуществляется без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии), если она направлена на получение прибыли [124].
Предпринимательская деятельность, осуществляемая на основе контракта (договора), может быть прекращена по истечении срока такого контракта (договор) либо при его досрочном расторжении в случаях, предусмотренных в контракте (договоре), или по соглашению сторон.
В случае смерти индивидуального предпринимателя, осуществлявшего свою деятельность на основе частной собственности, его права и обязанности переходят к его наследникам.
Деятельность индивидуального предпринимателя либо юридического лица считается прекращенной с даты внесения записи об этом в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.66 Положения от 17 декабря 2002г.).
Контрольные вопросы к теме №2
1. Дайте определение предпринимательской деятельности.
2. Каковы признаки предпринимательской деятельности?
3. Кто является субъектами предпринимательской деятельности?
4. Каковы формы предпринимательской деятельности?
5. Каковы права и обязанности предпринимателей?
6. Дайте характеристику лицензирования предпринимательской деятельности и ее законодательного регулирования.
7. Каковы условия и порядок получения лицензии?
8. Дайте характеристику приостановления и прекращения действия лицензии.
9. Каковы последствия осуществления предпринимательской деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) и регистрации субъекта хозяйствования?
10. За что возникает ответственность предпринимателя?
ТЕМА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности
Основные термины:
эмансипация; ограничение предпринимательской деятельности; способы создания юридических лиц; распорядительный порядок; разрешительный порядок; явочно-нормативный порядок; реорганизация юридического лица; ликвидация юридического лица; коммерческие организации; хозяйственные товарищества и общества; полное товарищество; коммандитное товарищество; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество; унитарное предприятие.
Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности. Законодательство о субъектах хозяйственной деятельности
Общепризнанного определения субъектов хозяйственной деятельности на уровне Закона не содержится, однако, п.2 Положения о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденного постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993г., определяет в качестве субъектов хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используются не для собственного потребления, а предназначаются для реализации другим ли-
цам [76].
Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. №29, в п.1 уточняет круг субъектов хозяйственной деятельности, т.е. юридических и физических лиц
(далее – Положение от 17 декабря 2002г.) [63]. В качестве субъектов хозяйствования выступают коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства) и некоммерческие организации (ассоциации (союзы) – объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды). Физические лица регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей иначе без образования юридического лица.
Следовательно, субъектами отношений, регулируемых нормами хозяйственного права можно считать граждан и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность.
Для субъектов хозяйствования характерно наличие следующих признаков:
· регистрация в качестве субъекта хозяйствования;
· наличие соответствующей хозяйственной компетенции;
· наличие обособленного имущества;
· самостоятельная имущественная ответственность.
Проводя классификацию субъектов хозяйственной деятельности по видам, необходимо иметь в виду, что можно проводить их отличие по различным основаниям в зависимости от:
· характера компетенции. Здесь проводится разграничение по признаку наличия или отсутствия руководства. Так, компонент руководства отсутствует у индивидуального предпринимателя; в случае создания коммерческой организации, руководство осуществляется единолично или коллегиально; государственное образование – в компетенции преобладает – хозяйственно-организующая деятельность;
· от формы собственности. В основу создания предприятия может быть положена любая из существующих форм собственности – государственная или частная собственность;
· от правового статуса. Предпринимательства деятельность граждан может принимать форму юридического лица либо без образования юридического лица;
· цели деятельности. Основной целью в деятельности субъектов хозяйствования является коммерческая деятельность, но может быть и некоммерческая;
· от права на имущество. Имущество может принадлежать предприятию на праве собственности, либо находится у предприятия в пользовании (предприниматели – собственники, предприниматели не собственники);
· от распределения имущества (по вкладам или неделимое);
· от организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, объединения и др.).
Законодательство, регулирующее порядок создания субъектов хозяйственной деятельности изначально определено ГК Республики Беларусь, в котором детально изложены общие положения о юридических лицах, их организационно-правовых формах, особенностях их создания, ответственности перед кредиторами и др., а также Положением от 17 декабря 2002г., которое определяет органы, осуществляющие регистрацию субъектов хозяйствования, порядок подачи необходимых документов и их рассмотрение, плату за государственную регистрацию, особенности прекращения деятельности субъектов хозяйствования и др. Создание и ликвидация акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью осуществляется посредством Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г. и др. Особенности создания предприятий с участием иностранного капитала регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь вступившим в действие с 9 октября 2002г. [25], банков и небанковских кредитно-финансовых организаций – Банковским кодексом Республики Беларусь вступившим в силу с 1 января 2001г. [23], деятельность бирж, порядок их создания и функционирования осуществляется в соответствие с Законами Республики Беларусь «О товарных биржах» от 13 марта 1992г. [35] и «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992г. и др. [34].
Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
ГК Республики Беларусь предоставляет гражданам, обладающим правоспособностью (способность иметь гражданские права и обязанности) (ст.16) и дееспособностью (способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их) (ст.20 ГК) право заниматься предпринимательской деятельностью.
В соответствие с нормами ГК Республики Беларусь, несовершеннолетние граждане в возрасте от 16-ти лет получили право заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью. Ч.1 ст.26 ГК республики Беларусь установила, что несовершеннолетний, достигший 16-ти лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту), или с согласия родителей (усыновителей) или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя. Если эти лица не дают такого согласия и в случае отказа органов опеки и попечительства объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным, решение об эмансипации несовершеннолетнего принимает суд (ч.2 п.1 ст.26 ГК и ч.2 ст.377 ГПК).
Законом может быть запрещено или ограниченно участие отдельных категорий граждан в предпринимательской деятельности. Такие запреты установлены ст. 2 Закона от 28 мая 1991г.
«О предпринимательстве в Республике Беларусь», п. 5 ст.8 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 1992г. «О статусе военнослужащих», ст.22 Закона от 14 июня 2003г.
«О государственной службе в Республике Беларусь». Этими актами законодательства запрещено должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах заниматься предпринимательской деятельностью; предусмотрено, что служащие государственного аппарата не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников, самостоятельно или через посредника принимать участие в управлении субъектами хозяйствования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; запрещено военнослужащим заниматься любыми видами предпринимательской деятельности; руководителям, другим должностным лицам и специалистам органов государственной власти и управления, прокуратуры и судов, органов внутренних дел и государственной безопасности, руководителям государственных предприятий, учреждений и их структурных подразделений и иным должностным лицам запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе черед посредников или доверенных лиц; не допускается совмещение службы в государственных налоговых органах с занятием предпринимательской деятельностью; установлено, что председатель районного, городского исполнительного комитета не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность.
Исходя из определения предпринимательской деятельности, гражданин может ее осуществлять с образованием юридического лица либо без образования юридического лица. Осуществляя предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, гражданин вступает в различные договоры, принимает на себя гражданско-правовые обязательства, совершает другие юридические факты, предъявляет от своего имени иски и т.д.
Гражданин-предприниматель вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п.1 ст.22 ГК). Порядок государственной регистрации граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), определен Положением от 17 декабря 2002г. Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя происходит по месту жительства гражданина, принявшего решение о регистрации в таком качестве соответствующим исполнительным и распорядительным органом. По месту регистрации необходимо предоставить следующие документы:
· заявление с указанием видов деятельности, которые будут осуществляться индивидуальным предпринимателем;
· анкета установленного образца;
· документы, содержащие сведения о трудовой деятельности (копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справка органа занятости);
· фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
· документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, которая установлена в размере 6 евро.
Документы рассматриваются в течение 30 дней. После вынесения решения о регистрации, сведения об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в установленном порядке, вносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Порядок ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2003г. №359 [101]. На основании этого решения предпринимателю выдается свидетельство о государственной регистрации. Форма такого свидетельства утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999г. №550 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» [90].
В случае занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации гражданин не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является индивидуальным предпринимателем. К таким сделкам применяются правила, установленные законодательством для предпринимательской деятельности (п.3 ст.22 ГК). В частности, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства, возникшего из заключенного договора, гражданин несет ответственность и без вины, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п.3 ст.372 ГК).
Деятельность гражданина, как субъекта хозяйствования (индивидуального предпринимателя) без государственной регистрации либо на основании недостоверных данных, представленных для государственной регистрации, как и осуществление им деятельности, не указанной в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, является незаконной и запрещается. Доходы, полученные от этой деятельности, взыскиваются в местный бюджет в судебном порядке.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК Республики Беларусь, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения (п.2 ст.22 ГК).
Отдельными видами деятельности гражданин – индивидуальный предприниматель – вправе заниматься, только получив лицензию – специальное разрешение соответствующего органа, уполномоченного на ведение лицензирования. Эти виды деятельности определены в Декрете Президента Республики Беларусь
«О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003г. №17 [64].
В случаях, предусмотренных законодательными актами, предпринимательская деятельность гражданина (индивидуального предпринимателя, учредителя, участника, собственника имущества или руководителя юридического лица и др.) может быть ограничена в судебном порядке на срок до 3 лет (ст.31 ГК). В течение всего этого срока гражданин, предпринимательская деятельность которого ограничена, не имеет права: осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности собственника имущества (учредителя, участника) юридического лица; занимать должности в исполнительных органах юридических лиц; выступать в качестве управляющего предприятиями и иным имуществом, которое используется для предпринимательской деятельности (ч.2 ст.31 ГК).
Предприятие и иное имущество, находящееся в собственности гражданина, предпринимательская деятельность которого в указанном порядке ограничена, может быть использовано им в период действия ограничения для предпринимательской деятельности исключительно путем передачи этого имущества в доверительное управление (ч.3 ст.31 ГК).
Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям и в порядке, предусмотренном Положением от 17 декабря 2002г. (п.44). В одних случаях прекращение деятельности индивидуального предпринимателя осуществляется по решению хозяйственного суда, в других – по решению регистрирующего органа.
Индивидуальный предприниматель может быть признан экономически несостоятельным (банкротом), если он не в состоянии по своему имущественному положению удовлетворить требования кредиторов (п.1 ст.24 ГК).
Заявленные требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке установленной очередности. Взыскание обращается не только на личное имущество гражданина, но и на его долю в имуществе, находящемся в общей долевой и совместной собственности. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, приведен как Приложение 1 к ГПК Республики Беларусь.