Возникновение, сущность и основные черты товарного производства.
В истории развития общества известны различные формы хозяйствования: 1) натуральное производство; 2) товарное производство; 3) планомерное, непосредственно-общественное производство.
Натуральное производство – это такая форма хозяйствования, когда продукты производятся для собственного потребления для внутрихозяйственных нужд. Основной формой богатства является натуральный продукт, т.е. материальное благо, удовлетворяющее потребности человека. Натуральное производство в своем развитии прошло две стадии: а) собирательное хозяйство, б) воспроизводящее хозяйство. Основные черты натурального производства: 1) неразвитое общественное разделение труда; 2) низкий уровень развития производительных сил; 3) замкнутый локальный характер производства; 4) использование ручного универсального труда; 5) принцип самообеспечения хозяйства.
Натуральное производство является господствующей формой хозяйства до возникновения капитализма. Условия возникновения товарного пр-ва: а) обществ-е разделение труда; б) хоз обособление товаропроизводителей как разл-х собственников. Товарное производство прошло две стадии: бартерное и денежное х-во. Товарное производство – это такая форма х-ва, когда продукты труда производится для обмена и продажи. Основные черты товарного производства: 1) развитое общ-е разделение труда; 2) пр-во ведется обособл-ми произв-ми; 3) открытый хар-р пр-ва; 4) связь м\у произв-ем и потребителем опосредуется рынком; 5) м\у произв-ем и потребителем устанавливаются отношения конкуренции. Различают два типа т\пр-ва: 1) простое т.п.: предшествует капит-му; а) основано на личном труде товаропроизв-ля; б) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл его собств-ю. в) цель – удовл-е потребностей; г) т.п. носит огранич-й хар-р; д) обслуживало рабовлад-й и феод-й способы произв-ва, но не было господствующим.
В простом т.п. постепенно создаются условия для капит-го тов-го пр-ва. Это проявл-ся в след-ем: 1) первоначальное накопление капитала; 2) при вращении массы простых товаров пр-ва в лично-свободных, но лишенных средств пр-ва и сущ-ия.
Капиталистическое т.п.: а) основано на наемном труде; б) рабочая сила становится товаром; в) средства пр-ва и результаты труда является собственностью не непосредственного предпринимателя, а собственника капитала; г) труд носит всеобщий характер; д) товар начинает характеризоваться потребительской стоимостью и просто стоимостью и т.д
Товар и его свойства.
Важнейшей категорией товарного производства является товар. Товар - это продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена.
Товар имеет два свойства: 1) потребительная стоимость 2) стоимость. Существуют различные подходы, трактовки свойств товара. Представители маржиналистского направления акцентируют внимание на потребительной стоимости товара, а представители теории трудовой стоимости акцент делают на стоимости товара. Рассмотрим основные положения теории трудовой стоимости. Сторонники теории рассматривают два свойства товара и дают им характеристику: Потребительная стоимость- это способность продукта труда удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность. Потребительская стоимость не всегда является свойством товара. Продукт может обладать полезностью, но товаром может не являться. Потребительская стоимость как свойство товара во-первых должна удовлетворять не личные, а общественные потребности, во-вторых должна поступать в потребление через обмен. Стоимость товара- это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется затратами труда, воплощёнными в товаре. Проявляется стоимость в процессе обмена через меновую стоимость.
Меновая стоимость - это количественное соотношение в котором один товар приравнивается к другому. Товары обмениваются друг на друга в силу того, что они содержат то общее, что делает их соизмеримыми. Таким общим является труд, затраченный на производство товара. Двойственность товара определяется двойственным характером труда, воплощённого в товаре труд с одной стороны выступает как труд конкретный, а с другой стороны как труд абстрактный. Конкретный труд характеризует целесообразную деятельность человека, результатом которой явл. произ-во какой-либо потребит. стоимости. Абстрактный труд есть труд вообще в физиологическом смысле слова как затрата энергии мозга, мускулов, нервов. Абстрактный трудом создаётся стоимость товара.
Основным противоречием простого товарного произ-ва явл. Противоречие между общественным характером произ-ва обусловленным обществ. разделением труда и частной формой присвоения. Каждый товаропроизводитель затрачивает на производство товара свой индивидуальный труд который определяет индивид. Стоимость товара. Однако на рынке формируется общественная стоимость товара и товары продаются не по индивидуальной стоимости а величина стоимости на рынке формируется как средняя величина в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда определяются общественно необходимым рабочим временем которое измеряется при среднем уровне производительности с интенсивности труда, средним уровнем техники. Следовательно величина стоимости товара есть средне взвешенные затраты общественного и абстрактного труда на единицу потребит. стоимости.
Факторы оказывающие влияние на величину стоимости товара: 1. Количество труда 2. Производительность труда 3. Интенсивность труда 4. Сложность труда Основные положения маржиналистской теории предельной полезности (не трудовой теории стоимости): 1. Полезность определяется субъективно психологической оценкой людей 2. все блага подразделяются на две группы: а) имеющиеся в безграничном количестве: воздух, морская вода. Люди не считают их полезными и не оплачивают их стоимость. б) относительно редкие и обладающие стоимостью в) человек располагает в своей потребности в порядке понижения степени их важности. При этом стоимость зависит от степени важности товара и от степени насыщения потребности. В эк. Жизни общества действует закон убывающей полезности. Суть закона состоит в том, что каждая последующая единица товара на рынке представляет для каждого потребителя всё меньшую и меньшую полезность, т. к. их общее количество способствует всё большему удовлетворению потребностей. На рынке стоимость(ценность) товара определяется как считают маржиналисты предельной полезностью. Предельная полезность - это полезность удовлетворяющая наименее настоятельную потребность (полезность конечного товара). Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности рассматриваются как два отдельных направления , каждое из которых подчёркивает какое-то определённое свойство товара. Эти два направления как считают ряд учёных следует не противопоставлять, а соединять друг с другом, т.к. величина стоимости товара определяется с одной стороны затратами труда воплощёнными в товаре, а с другой стороны следует учитывать полезность товара со стороны потребителей.