Сущность и черты товарного производства

Одной из форм общественного производства явл. товар­ное производство. Удачное определение дал В.И. Ленин в работе «По поводу так назы­ваемого вопроса о рынке»: «Под товарным производством разумеет­ся такая организация общ-ого хоз-ва, когда продукты про­изводятся отдельными обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного к-либо продук­та, так что для удовлетворения общ-ных потребностей необхо­дима купля-продажа продуктов на рынке».

→ одной из причин возник­новения товарного производства явл. общ-ное разделение труда. Специализируясь на отдельных видах дея-ти, произво­дители вынуждены обменивать результаты своего труда на многие виды другого труда, поскольку у человека самые разнообразные по­требности.

Общ-ое разделение труда не явл. еще при­чиной существования товарного производства. Известно, что в сла­вянской и древнеиндийской общинах существовало разделение тру­да, но не было товарного производства. Это было обусловлено сле­дующим:

- члены общины были объединены для производства непо­средственно общ-ой связью;

- труд распределялся по обычаям, потребностям, половым признакам;

- распределение осуществлялось не по труду, а прямо и непо­средственно, согласно потребностям общины.

В таких условиях результаты общинного труда составляют со­вокупный общинный фонд благ, из которого каждому человеку вы­делялась доля, не обязательно пропорционально вложенному лично труду.

Поэтому необходимо иметь в виду другую причину существо­вания товарного производства - обособление производителей.

Эко-кое обособление - это: 1) свобода при­своения условий обще-ого производства; 2) свобода выбора сфер приложения труда и капитала; 3) свобода рас­поряжения результатами собственного труда.

Обособление производителей исключает непосредственно об­щ-ую связь между субъектами, единственной формой связи между ними явл. обмен, купля-продажа продуктов труда.

Основными причинами возникновения товар­ного производства стали общ-ое разделение труда и эко-ое обособление производителей.

Основные черты товарного производства:

1. Уровень развития производительных сил достигает ступени, когда начинают производиться излишки материальных благ (устойчивые) сверх физиологических потребностей. Обмен становится постоянным.

2. Общ-ое разделение труда охватывает не только сфе­ры общ-ого производства, но и отрасли и виды производств. Возникает устойчивая специализация производителей.

3. Частная собственность на условия и результаты труда и воз­никновение эко-ой обособленности субъектов общ-о­го производства.

4. Движение продукта от производителя к потребителю опосредуется сменой форм стоимости (Т-Д-Т).

5. Господство эко-их стимулов к труду, личная свобо­да работника.

6. Преобладание рыночного механизма регулирования произ­водства на основе законов стоимости, спроса и предложения.

Трудовая теория стоимости.

Результатом функционирования товарного производства явл. товар. Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека по средствам обмена. → товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость - способность вещи удовлетво­рять какие-либо потребности человека. Ее особенности:

1) представляет натурально-вещественную форму товара и явл. матер. выражением богатства страны;

2) ее форма определяется сырьем, материалом, квалификацией работника;

3) выступает как общ-ная потребительская стоимость; поскольку рассчитана на других, а полезные свойства продукта носят индивидуальный хар-р.

Однако потребительная стоимость не может в полной мере объяснить основу обмена. В основе обмена лежит стоимость. Следует отметить, что существуют трудовая и нетрудовая теории стоимости.

Трудовая теория стоимости. Основоположниками ее явл. А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс. Основные положения трудовой теории стоимости:

1. Стоимость - это затраты общ-ого труда на производ­ство товаров. Стоимость - внутреннее содержание товара. Именно затраты труда на товар создают общую основу для обмена, потому что как стоимости товары качественно однородны и количественно соизмеримы. Стоимость выражает одинаковое или неодинаковое кол-во труда, воплощенное в обмениваемых това­рах. Потребительная стоимость и стоимость органически едины.

• Создавая какую-то вещь, человек всегда затрачивает мус­кульную и умственную энергию, а затрачивая энергию, он всегда создает к-л потребительную стоимость.

• Однако эти свойства товара выражают и его внутреннюю противоречивость: как потребительные стоимости товары качест­венно разнородны и количественно не соизмеримы, а как стоимости - они качественно однородны и количественно соизмеримы.

• В процессе обмена эти свойства обособляются: дело в том, что для данного производителя его товар используется не как потре­бительная стоимость, а как стоимость для приобретения другой по­требительной стоимости.

2. Особая роль в трудовой теории стоимости отводится харак­теристике труда, затрачиваемого на товар. С одной стороны, труд выступает в конкретной форме, т.е. как труд, создающий опреде­ленную вещь, потребительную стоимость. Конкретный труд - это труд в конкретной форме; он формирует натурально-вещественную форму товара, поскольку при нем используются определенные виды средств производства, сырье и квалификация работника. С другой стороны, человек, затрачивая конкретный труд, в то же время затрачивает физическую и умственную энергию, т.е. труд не в конкретной, а в физиологической форме - абстрактный труд. Труд определяет стоимость товара. Его отличительными чертами явл. однород­ность и всеобщность.

Но поскольку между стоимостью и потребительной стоимо­стью существует противоречие, то оно имеется и между конкретным и абстрактным трудом, выступая в процессе обмена как противоре­чие между частным и общ-ым трудом. Кон­кретный труд выступает в производстве и обмене как частный труд, т.е. это труд собственника средств производства и своего продукта, это труд, который затрачен по собственному усмотрению, часто без знания абсолютной величины общ-ой потребности в данном продукте (товаре).

Однако в силу общ-ого разделения труда, специализа­ции производителей каждый товаропроизводитель выпускает свой продукт для продажи, для других, т.е. для общ-ва. Покупая, общ-во признает общ-ую полезность данного вида труда, т.е. в то же время труд носит общ-ый хар-р.

Однако общ-ый хар-р труда проявляется только на рынке, только при купле-продаже. В этой связи каждая фирма сего­дня планирует как можно больше реализовать товаров. Но, как отме­чалось, на рынке идет конкуренция отраслевая и межотраслевая. И стремление каждого увеличить свою долю в удовлетворении данной потребности данным продуктом, как правило, не реализуется, т.е. не каждый способен достигнуть снижения индивидуальных затрат по сравнению с общ-но необходимыми. В результате часть ча­стного труда не реализуется, не признается общ-ом в качестве общ-ого. В этом сущность противоречия между частным и общ-ым трудом - основного противоречия простого товарно­го производства.

3. Согласно теории трудовой стоимости, стоимость товара оп­ределяется затратами абстрактного труда. Поскольку данный вид товара производится многими производителями, то время каждого в отдельности производителя выступает как индивидуальное рабочее время. Однако на рынке, где встречаются все произво­дители данного товара, формируется среднее, общ-но необхо­димое время, по которому формируется цена. Общ-но необходимое рабочее время - это время, необходимое для производства товара при средних в данном общ-ве условиях про­изводства, при средней степени интенсивности и умелости труда.

Общ-но нормальные, или средние, условия производства - это такие условия, которые определяют производство основной массы данного вида продукции, поступающей на рынок.

Если общ-ная потребность больше, чем кол-во дан­ного товара на рынке, то общ-во в качестве нормальных условий будет признавать не только средние, но и худшие условия производ­ства. И наоборот, если предложение больше спроса, то нормальными будут считаться условия, по которым идет производство товаров с наименьшими затратами.

На величину стоимости товара влияют различные факторы. Главными из них явл. производительность и интен­сивность труда.

Производительность труда влияет обратно пропорционально на величину стоимости товаров.

Производительность труда - это кол-во продукции, произведенной в единицу времени.

Интенсивность труда - это кол-во труда, затраченное в единицу времени. Интенсивность труда влияет прямо пропорцио­нально на общую величину стоимости, но единица стоимости про­дукции не изменяется.

Главным условием снижения стоимости това­ра явл. рост производительности труда.

На величину стоимости товара влияет также уровень сложно­сти труда. Различают сложный и простой труд,

Сложный труд - это труд, требующий предварительной спе­циальной подготовки.

Простой труд - это труд, не требующий специальной подго­товки (землекоп).

Сложный труд создает в единицу времени более высокую стоимость, чем простой.

Однако на практике при обмене все товары сводятся к просто­му труду.

Наши рекомендации