Глава 2. основные формы товарного производства, их черты и противоречия

2.1.Простое и капиталистическое товарное производство, их характерные черты

В развитии товарного производства можно выделить два этапа: простое и капиталистическое товарное производство. Типичным для докапиталистических формаций было простое товарное производство (иногда его называют неразвитым товарным производством). Для простого товарного производства характерны следующие черты:

· частная собственность на средства производства и продукты труда;

· личный труд собственника на средства производства;

· является индивидуальным производством ремесленников и крестьян, осуществляемым ими в целях удовлетворения личных потребностей.

Простое товарное производство, во-первых, широко распространено и в настоящее время: 55 % населения в мире – это мелкие товаропроизводители, а в странах Латинской Америки и Африки – до 90 %; во-вторых, оно является питательной средой для возникновения развитого товарного производства. При капитализме товарное производство приняло всеобщий характер.

Появление развитого товарного производства связано с утверждением капиталистической экономической системы. Поэтому его называют капиталистическим товарным производством. Для капиталистического товарного производства характерны следующие черты:

· средства производства принадлежат капиталистам, а рабочие лишены средств производства;

· капиталист эксплуатирует наемный труд, безвозмездно присваивая значительную часть продукта чужого труда;

· совместный труд многих рабочих под командой капиталиста используется в целях получения им прибыли.

Следует отметить, что во второй половине XX в. увеличилось производство продуктов, реализация которых не проводится через рынок. Можно даже сказать, что в хозяйственной жизни выделился особый – нетоварный сектор.

Во-первых, речь обычно идет о государственном секторе национальной экономики, где создаются общественные блага: дороги и каналы, здания и парки, предприятия газоснабжения и водопроводные сооружения, гражданская или военная безопасность, бесплатное образование и т.д.

Во-вторых, если альтернативой рыночному регулированию считать планомерность, то можно говорить о наличии непосредственно общественного характера производства, имевшего место в докапиталистических формациях. Речь в данном случае идет не о возврате к натуральному хозяйству, а о дальнейшем прогрессе, продвижении к принципиально новым формам организации общественного производства, объединяющим в себе все достижения, полученные на предыдущих этапах в эволюции форм хозяйствования.

При развитом товарном производстве товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства (земля, труд, капитал и предпри­нимательские способности). Рыночные отношения приобретают всеобщий харак­тер. Происходит овеществление всей системы экономических отношений, кото­рые выступают как отношения между вещами, возникает товарный фетишизм.

Концепция товарного фетишизма в целом, как и сам термин, полностью принадлежит К. Марксу (Капитал. Т. 1, гл. 1, § 4). Суть товарного фетишизма — в овеществлении отношений между людьми, господстве вещей-товаров над ними. Товаропроизводитель на своем каждодневном опыте убеждается, что его благосо­стояние зависит от «поведения» товаров на рынке, от того, будут они проданы или нет, по высокой или низкой цене. Таким образом, вещи, ставшие товаром, как бы приобретают «живую душу». Получается, что не люди управляют движением про­дуктов труда, а продукты труда, принявшие форму товаров, управляют судьбой че­ловека. По мнению К. Маркса, только уничтожив товарное (рыночное) хозяйство, можно избавиться от товарного фетишизма.

Достижение товарным производством его высшей ступени развития связано с утверждением капиталистического способа производства в процессе первона­чального накопления капитала, которое образует предысторию капитала и включает две стороны:

1) превращение массы производителей в людей лично свободных, но в то же время лишенных всяких средств производства. Этот процесс означает появление на рынке нового товара — рабочей силы;

2) сосредоточение денежного богатства и средств производства в руках мень­шинства.

Процесс отделения производителей от средств производства происходил очень медленно, и сам по себе не составлял еще эпоху первоначального накопле­ния капитала и перехода товарного производства в новое качество. Ускорителем этого процесса стала экономическая активность государства, которая способство­вала формированию первоначального накопления капитала через отделение не­посредственного производителя от средств производства путем насильственного обезземеливания крестьянства.

Основными источниками первоначального накопления крупных денежных средств стали: колониальная система; система государственных займов; налоговая система; система протекционизма. Происходил двуединый процесс: образование капиталистов-фермеров и промышленных капиталистов.

Весьма важную роль в этом процессе играло государство.

Следует подчеркнуть, что насилие само по себе не могло обусловить появ­ления новой экономической системы, которая возникает на основе объектив­ных экономических процессов. Но насилие решительно ускоряло развитие то­варного производства в его высшей форме — капитализме. Здесь проявляется диалектическое единство экономики и политики, активная экономическая роль государства.

2.2. Противоречия товарного производства

Частная собственность противопоставляет, разъединяет производителей. Труд каждого из них выступает как его личное дело. Каждый производитель трудится отдельно на свой страх и риск, изготавливает, что считает нужным или умеет, в том количестве, в каком желает или может, используя при этом доступные ему собственные средства производства. Поэтому в условиях частной собственности труд каждого производителя является непосредственно частным, т. е. носит частный характер. В то же время общественное разделение труда, как известно ставит всех производителей в зависимость друг от друга. Каждый из них производит не для себя, а для других, для обмена рынке. Все производители работают друг на друга, и труд каждого в конечном счете потенциально выступает как частица общественного труда. В этом проявляется общественная природа или характер их труда.

Между частным и общественным трудом товаровладельцев существует глубокое противоречие, основное противоречие товарного производства. Его суть в том, что частный в процессе производства характер труда может проявить свою общественную природу лишь на рынке, в обмене, когда производитель на продукт своего труда (товар) получит другой товар. Когда отдельный производитель трудится обособленно от других, он не знает общественных потребностей, не знает, сколько таких же потребительных ценностей вынесут на рынок остальные производители, какие при этом затраты труда будут признаны нормальными, общественно допустимыми. В случае, если потребительных ценностей оказалось на рынке больше, чем требуется покупателям, или на их производство затрачено труда больше нормы, то частный труд полностью или частично не проявит своего общественного характера. Не получив общественного признания, такой труд окажется бесполезным, т. е. затраченным впустую. Часть производителей не получат должной материальной компенсации в обмен на свой товар. В результате они не смогут удовлетворить свои потребности и нормально продолжить процесс производства. В данном случае противоречие между частным и общественным трудом проявляется в разрушительной форме, влекущей за собой человеческие трагедии.

Основное противоречие простого товарного производства проявляется в различных формах, важнейшими из которых являются: противоречие между потребительной ценностью и ценностью; конкретным и абстрактным трудом; продавцами и покупателями и др.

Противоречие между общественным характе­ром труда и его обособленностью является основным противоре­чием товарного производства. Применительно к каждому товару это противоречие разрешается на рынке, но вместе с тем оно по­стоянно воспроизводится как противоречие товарной организации общественного хозяйства в целом.

Включение в состав совокупного общественного труда — самая сложная и жизненно важная для каждого товаропроизводителя проблема, ибо в случае неудачи он не продаст свой продукт и по­несет потери, а иногда может и разориться. Проблема усугубляется тем, что структура общественных потребностей не является по­стоянной, неизменной, раз и навсегда данной. Время от времени она обязательно перестраивается, а значит, должна перестраивать­ся и структура производства, структура совокупного обществен­ного труда. Угроза, что его товар не будет реализован, вынуждает товаропроизводителя чутко реагировать па конъюнктуру рынка, постоянно приспосабливаться к ней.

В этом проявляются и сильные стороны товарно-денежных от­ношений, заставляющих производителя напряженно трудиться, искать, рисковать, и их противоречивый, ограниченный, в конечном счете исторически преходящий характер.

Внутренние противоречия товарного производства и обмена определенным образом отражаются в сознании людей, что сказывается как на их оценке экономических явлений, так и на поведении, поступках. Если при определенном, зачастую непредсказуемом стечении обстоятельств судьба производителя полностью зависит от того, будет ли продан его товар, получит ли он должную компенсацию жизненной энергии, израсходованной при изготовлении товара, то вполне понятным становится стремление товаропроизводителя оценивать явления, вытекающие из взаимосвязей людей в процессе производства, как предопределенные взаимоположением вещей (товаров). В результате в глазах людей вещи (товары) приобретают свойства, которые им в действительности не могут быть присущи и которые служат лишь отражением определенных экономических отношений. В частно­сти, создается впечатление, что ценность или способность к обмену присуща вещи (товару) от природы. Известную мистификацию явлений и процессов товарного производства и обмена Маркс определил как товарный фетишизм.

Наши рекомендации