Онятие о системе туризма, ее внутренних и внешних взаимосвязях
Система туризма - это совокупность и единство отношений и явлений, происходящих в туристской отрасли. Таким образом, система туризма представлена системой отношений, в которой туристские предприятия, организации и регионы взаимодействуют с внешней средой.
В основе системы туризма лежат две субсистемы: субъект туризма и объект туризма.
Под субъектом туризма понимается участник туристского мероприятия, или турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг. Названные услуги предоставляются объектом туризма.
Под объектом туризма понимается все то, что может стать для субъекта туризма (туриста) целью путешествия. Это может быть туристский регион широкой или узкой специализации со всеми его туристскими структурами.
Формирование туристского предложения происходит в учреждениях туристской отрасли.
Объект туризма (туристская отрасль) включает в себя три основных компонента — туристский регион (место), туристскую организацию и туристское предприятие.
Понятие туристского региона
Турист пользуется комплексом услуг, которые предоставляются ему в определённом месте, или регионе где происходит туристское мероприятие (событие). Это место из-за своих привлекающих факторов становится центром туризма.
Современный менеджмент должен учитывать все нюансы, связанные с определением «туристский регион», так как этот регион представляется для него соответствующей конкурентной единицей.
Качество региона, как производителя туристских услуг, должно измеряться потому насколько хорошо этот регион может приспособить свои услуги под потребности заказчиков.
Стратегическая цель всего региона как конкурентной единицы – обеспечение конкурентоспособности на длительный период.
При определении содержательной части туристского региона во главу угла следует поставить мотивацию туристов.
Туристские организации
С одной стороны, туристскую организацию можно определить как особый вид организационной структуры управления, которая берёт на себя функцию координатора в туристском регионе. Для менеджмента важно, чтобы различные функции как отдельного предприятия, так и туристского региона координировались специальными организационными структурами.
С другой стороны, туристские предприятия представляются туристскими посредниками, т. е. туристские организации данного типа должны выполнять маркетинговые функции, носить кооперативный характер и иметь возможность организовать работу, как на государственном уровне, так и в частном порядке.
Туристские организации формируют туристскую политику, т.е. должны создать выгодные для туризма рамочные условия и стимулировать его развитие в подведомственном районе. Они осуществляют свою деятельность на трёх уровнях: национальном, областном и городском (коммунальном).
Особым видом туристской организации может быть рекламный центр, который осуществляет работу по привлечению в страну иностранных туристов (организует рекламные туры и другие рекламные компании).
Туристские организации охватывают государственные и частные структуры на региональном, национальном и международном, а также частично на местном уровне. Такие организации необходимы для планирования развития туризма в регионах и странах, координации сбыта туристского продукта.
Функции туристских организаций
Функции предложения должны взять на себя организации более низкого уровня. Они имеют прямой контакт с отдельными исполнителями услуг и хорошо знают продукт.
Функции представительства интересов должны выполняться на каждом уровне государственной (политической) структуры организациями с одинаковым географическим радиусом деятельности.
Маркетинговые функции должны выполняться в каждом регионе в зависимости от его известности, имиджа и финансовых возможностей.
Функцию создания и сохранения ведущего образа должны выполнять организации каждого уровня. Национальная организация должна разрабатывать национальную стратегию развития туризма и профессионально следить за национальным ведущим образом в туризме, а местные туристские объединения выполняют эти задачи в своих регионах.
Туристские предприятия и их классификация
Туроператор – туристское предприятие, которое комбинирует свои собственные и чужие услуги в новый – самостоятельный туристский продукт. Их можно классифицировать по их размерам, региону деятельности, ширине и глубине программы и экономическим целям.
По размерам различаются крупные, средние и мелкие туроператоры.
К крупным относятся предприятия услугами которых пользуются более 100 тыс. человек в год, а оборот составляет около 35 тыс. долларов.
К средним соответственно – от 30 до 100 тыс. человек в год.
Мелкие, как правило, специализируются на походном или молодёжном туризме.
По региону деятельности различаются международные, межрегиональные, региональные и местные туроператоры.
По ширине и глубине программы:
Широкое предложение охватывает множество разнообразных видов путешествий: отдых на побережье моря, экскурсионные и образовательные поездки, знакомство с городами и т . д. Предложение туроператора считается более глубоким ,если для каждого вида путешествий предлагается больший выбор разнообразных продуктов.
По экономическим целям. Не все предприятия при организации туров стремятся получить в первую очередь максимальную прибыль. Так, коммерческие предприятия своей целью ставят получение постоянной и большой прибыли, некоммерческие помимо экономических целей придают большое значение организационным и воспитательным целям. В группу туроператоров «чёрного туризма» входят предприятия, которые занимаются туристской деятельностью не постоянно, а по обстоятельствам.
Турпосредник – это собирательное понятие. Оно охватывает все предприятия и учреждения, которые в своей основной и дополнительной деятельности выступают как посредники.
Ассортимент услуг турпосредников
Ассортимент – важнейший критерий, позволяющий различать турпосредников. Он определяется тем, с какими и со сколькими туроператорами и исполнителями услуг сотрудничает посредническое предприятие. В этом отношении выделяют восемь различных типов предприятий:
Турбюро, предлагающее полный набор туристских услуг. Данный тип турбюро осуществляет свою деятельность по всему комплексу услуг.
Бюро путешествий и экскурсий. Эти бюро специализируются на продаже паушальных туров, иногда продают авиа- и железнодорожные билеты.
Специализированные турбюро. Занимаются сбытом определённого вида тура, обладая при этом высокой профессиональной компетенцией в своём направлении (например, студенческие туры, детские туры и др.);
Турбюро по продаже « горящих» путёвок, дешёвых билетов на самолёт (не имеют лицензии на продажу авиабилетов )
Турбюро-филиал. Филиал имеет узкую специализацию, иногда расположен за границей;
Отдел бронирования продаёт туры одного туроператора, может существовать как одна из структур туроператора или относиться к любому типу предприятий.;
Турбюро по приёму туристов (въездного туризма) продаёт туристские услуги, которые регион предлагает туроператорам из других регионов или приезжим гостям.;
Туристский отдел не является туристским предприятием. Это отдел предприятия, основная деятельность которого не связана с туризмом.
Правовой и экономический статус турпосредников
Не имеют правового и экономического статуса отделы по бронированию, а так же турбюро, принадлежащие туроператорам.
Полную экономическую и правовую самостоятельность имеют
лицензионные турбюро, которые работают на основании договорных обязательств со многими туроператорами и правомочны открывать собственные представительства, филиалы;
объединения туристских бюро, которые совместными усилиями координируют свою деятельность;
турбюро, созданные на основе франчайзинга.
В зависимости от величины предприятия различаются крупные, средние и мелкие посредники. Важнейшее различие турпосредников заключается в разнообразии предлагаемого ими ассортимента. Среди них различают:
Транспортные предприятия специального назначения. Это предприятия которые специализируются на перевозке туристов. К ней же принадлежат железные дороги, паромные переправы, экскурсионные и круизные корабли, канатные дороги.
Гостиничные предприятия. Эта группа туристских предприятий первичных услуг – гостиницы. Гостиничные комплексы существуют исключительно за счёт прибыли, полученной от размещения туристов.
Прочие туристские предприятия первичных услуг .К ним относятся кредитные учреждения, страховые компании, станции проката спортинвентаря и лодок, спортивные школы, производители товаров для туризма и отдыха, рекламные агенства и др.
Туристские предприятия вторичных услуг
Если предприятия предлагают продукт, который используется как туристами, так и не туристами, то в данном случае следует рассмотреть структуру потребителей его товаров и услуг и на этом основании считать его предприятием либо первичных, либо вторичных услуг. Типичными предприятиями вторичных услуг являются предприятия общественного питания, некоторые предприятия, а также производственные торговые предприятия и предприятия сферы бытовых услуг.
В группу предприятий общественного питания входят рестораны, кафе и бары, услугами которых пользуются как туристы, так и местные жители. Транспортные предприятия вторичных услуг отличаются от туристских тем, что среди их пассажиров преобладают не туристы, а местные жители (например, в горнолыжных регионах).
Второстепеный оборот от туризма могут получать также промышленные и торговые предприятия (например, хлебопекарни), а также предприятия сферы услуг (предприятия бытовых услуг, многопрофильные страховые компании).
Классификация туристских предприятий по отношению к управляющей (управляемой) системе
Выделяются туристские предприятия
связанные с объектом управления – это предприятия размещения и питания;
· оздоровительные и лечебные предприятия;
· предприятия культурного и развлекательного характера;
· особые спортивные сооружения;
· туристские транспортные компании;
· рекламные предприятия;
· туристско-страховые общества;
· финансирующие туризм предприятия (кредитные банки)
связанные с объектом управления – это специальные туристские предприятия, работающие с отдельными контингентами туристов (детьми, школьниками, студентами, пенсионерами и т.д.)
связующего направления турбюро и их разновидности.
Экономика туризма и их взаимодействие.
Экономические факторы, положительно влияющие на туризм
рост реального дохода воздействует на спрос туристских услуг;
более равномерное распределение дохода т.е. чем равномернее распределяется доход в обществе, тем больше людей смогут позволить себе путешествия;
стабильное положение валюты т.е. если курс доллара высокий, то это не позволяет купить много долларов, и наоборот.
Экономические факторы, отрицательно воздействующие на туризм
экономические кризисные явления;
спад промышленности (рост безработицы, сокращение заработной платы, временная работа);
нестабильная ситуация с валютой.
Воздействие туризма на экономику (5 экономических функций туризма)
Производственная функция. Предприятия, работающие в туристской отрасли, производят новые продукты и содействуют накоплению ценностей.
Функция обеспечения занятости населения. Туризм прямым или косвенным образом способствует занятости населения.
Функция создания дохода. Экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание национального дохода.
Функция сглаживания. Туризм способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов, перераспределяет доходы стран с индустриальным и сельскохозяйственным производством
Функция нивелирования платежного баланса т.е. расходы местных туристов, выехавших за границу, противопоставляются доходам, полученным от потребления товаров и услуг иностранными туристами.
Экология туризма и их взаимозависимость.
Визитный менеджмент как инструмент экологического равновесия
Современный туризм в определенной мере наносит вред окружающей среде. Для управления туристскими потоками с целью сохранения экологического равновесия используется инструментарий визитного менеджмента, который:
контролирует время поездок (максимальную длительность пребывания, время посещений),
виды посещений (разрешенные виды спорта и т.д.)
интенсивность использования региона (максимально допустимое число посетителей).
Ограничительные меры вводятся информированием населения, повышением стоимости путешествий или государственными указами.
Факторы, сдерживающие развитие визитного менеджмента
местные жители не хотят, чтобы ограничивали их активность в свободное время;
природа, требующая защиты, не имеет владельца, способного ее сохранить;
ограничения не совпадают с кратковременными интересами туристских предприятий.
Пути решения экологических вопросов
Сохранение целостности окружающей среды является важнейшей предпосылкой развития туризма, так как только первозданная природа привлекает туристов и способствует их полноценному отдыху, поэтому:
1. Сохранения окружающей среды должно сознаваться каждым путешествующим и соответственно должно быть изменено его отношение к этой среде.
2. На государственном уровне — должен получить развитие мягкий туризм т.е. туризм, который стремится сохранить равновесие между экологией, обществом и экономикой.
3. Процесс нового мышления должен коснуться также и лиц, ответственных за туристскую деятельность.
4. Политика должна содействовать сохранению окружающей среды.
Социальная сфера как внешняя среда туризма.
Взаимодействие культур в туризме
В процессе освоения определенного региона туристами в контакт вступают четыре различные культуры, а именно:
Культура того региона, откуда приезжают туристы;
Культура отдыха (стиль жизни и нормы поведения туристов во время отдыха);
Культура местных жителей
Культура обслуживания.
Воздействие туризма на культуру местных жителей
В том регионе, где население имеет открытый способ мышления, а туризм при этом доминирует и утверждает чужую культуру, местная культура постепенно исчезает, а первыми, кто быстро начнет впитывать чужую культуру, будут молодые люди. Так возникают эффекты идентификации и имитации. При открытом способе мышления, но умеренной степени утверждения чужой культуры должно происходить медленное изменение культуры местных жителей путем запоздалого введения в нее элементов этой чужой культуры.
В регионе, где проживает население с закрытым способом мышления, но где существует высокая вероятность утверждения чужой культуры благодаря тому, например, что много земли перешло во владение приезжих, можно ожидать сознательного и открытого отчуждения местных жителей. Такое негативное отношение может привести к тому, что местные жители затруднят осуществление новых туристских проектов.
Фазы восприятия чужой культуры
На начальном этапе, когда чужая культура еще значит немного, имеет место внедрение чужой культуры или даже ее имитация.
При растущем утверждении чужой культуры и потере собственной идентичности происходит отказ от собственной культуры или высокая ее стилизация.
На зрелом этапе развития туристского региона удается по-новому (на фоне чужой культуры) определить собственную идентичность и прийти к новому самоосознанию национальной культуры.
При оценке социальных эффектов туризма должна учитываться и структура населения региона. Облегчить психологическое изменение образа жизни и защитить идентичность местного населения сможет профессионализация культуры обслуживания. Это значит, что по отношению к гостям должна быть соблюдена духовная дистанция: они ведь всего лишь клиенты и им оказывается всего лишь профессиональная услуга.
Основные социальные сферы воздействия туризма
Между социальной сферой в стране посещения и системой туризма существует тесная взаимная связь.
С одной стороны, для развития туризма в этой стране важное значение имеет общественный и экономический порядок в ней;
С другой стороны, само это явление (туризм) обусловливает преобразования в общественных отношениях стран, осваиваемых туристами.
Взаимодействие двух различающихся между собой культур называется окулыуризацией. Воздействие туризма на социальную сферу посещаемых стран может быть как положительным, так и отрицательным. Часто имеет место общая либерализация в обществе. Но больше различий существует между культурами, вступающими во взаимодействие, и чем меньше готова страна к приему больших туристских потоков, тем больше опасность того, что процесс внедрения чужой культуры отрицательно скажется на осваиваемой ими стране, т.к.:
· изменяется иерархия профессий.
· туризм оказывает воздействие и на семейную структуру.
· туризм оказывает воздействие на традиционные нормы и ценности отдельных туристских регионов.
Политика и ее влияние на развитие туризма.
Воздействия государственной политики на туризм
Государство вмешивается для того, чтобы обеспечить и расширить материальное благосостояние широких слоев населения. Это так называемая социальная политика, сюда входит:
выделение экономических и общественно-политических условий, необходимых для целенаправленного развития туризма;
повышение конкурентоспособности и мощности туристской экономики;
создание предпосылок, необходимых для того, чтобы большее количество населения могло участвовать в туризме;
расширение сотрудничества в сфере международного туризма.
Экономическая политика влияет и на туристскую отрасль народного хозяйства. А именно:
Политика пассажирских перевозок.
В политике пассажирских перевозок можно выделить три составные части:
политику путей сообщения, которая определяет расширение и строительство сетей железнодорожных линий, автомагистралей и авиационных путей сообщения, а также индивидуальные маршруты передвижения по важнейшим рекам;
политику транспортных средств, которая может доброжелательно воздействовать на туризм путем целенаправленного содействия и формирования определенных предложений;
политику тарифов, которая определяет стратегию формирования цены на проезд в общественных транспортных средствах и может содействовать развитию туризма путем предоставления дифференцированных цен.
Социальная политика
Различаются три направления этой политики:
законодательное регулирование рабочего времени и отпусков,
перераспределение дохода
стимулирование развития социального туризма.
Территориальная политика т.е. создание наилучших условий для развития туризма и устранение вредных для природы последствий.
Политика культуры способствует сохранению культурной идентичности, традиций и обычаев народа.
Политика досуга, где государство законодательно определяет объем свободного времени своих граждан .
Технологии и их воздействие на развитие туризма.
Сферы технологий, обслуживающие туристскую отрасль
Технологии, обслуживающие туристскую отрасль, подразделяются на три сферы:
транспортная техника, т.к. важнейшим показателем является мобильность, создавшая возможность свободы передвижения. Повышенная мобильность увеличивает личную свободу каждого человека, так как он получает больше возможностей для изучения посещаемой местности.
оснащение гостиниц и ресторанов техникой позволяет упростить рабочие процессы в гостиничном и ресторанном хозяйстве.
коммуникационная техника обеспечила сохранение больших объемов информации, а также их быструю обработку и передачу. Информационные системы существенно улучшили гласность туристского рынка и облегчили принятие решений, касающихся выбора путешествия и подготовки к нему.
Транспорт и его влияние на туристскую отрасль
Положительные факторы воздействия на развитие туризма:
Мобильность транспортных средств
Увеличение личной свободы каждого человека
Отрицательные факторы воздействия на развитие туризма:
транспортные средства создают шум и загрязняют атмосферу;
люди в пути находятся не в спокойной обстановки.
впечатления, полученные при высокой скорости поездки и частой смене мест, более поверхностны, чем при умеренной скорости путешествия.
Коммуникационная техника и их влияние на туристскую отрасль
Коммуникационная техника на современном этапе обусловлена развитием компьютерных технологий: использование компьютеров внесло революционные преобразования в информационные и коммуникационные технологии, так как обеспечило сохранение больших объемов информации, а также их быструю обработку и передачу. Информационные системы существенно улучшили гласность туристского рынка и облегчили принятие решений, касающихся выбора путешествия и подготовки к нему.