Программа внутренних и внешних заимствований

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате долгов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. В процессе управления государственным долгом применяются следующие средства:

- конверсия государственного долга – изменение доходности займов.

- консолидация государственного долга – увеличение срока действия уже выпущенных займов.

- унификация государственных займов – объединение нескольких займов

- обмен облигации по регрессивному соотношению – приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.

- отсрочка погашения займа – перенос на более поздние сроки погашения займа и прекращение выплаты дохода по этому займу.

- аннулирование государственного долга – отказ государства от обязательств по выпущенным займа.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

В целом государственный долг приводит к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит и перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Высшим органом управления государственным долгом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финан­сирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. Для оптимизации управления внутренними и внешними за­имствованиями БК РФпредусматривает разра­ботку Правительством:

1) Программы государст­венных внешних заимствований (содержит перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования);

2) Программы государственных внутренних заимствований (перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований).

6.4. Государственные и муниципальные гарантии:

содержание, порядок и условия предоставления

Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации представляет собой перечень предоставляемых государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с указанием:

- общего объема гарантий;

- направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели);

- наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу;

- общего объема бюджетных ассигнований на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям.

В программе государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации должно быть отдельно предусмотрено каждое направление (цель) гарантирования с указанием категорий и (или) наименований принципалов, объем которого превышает: 1 млрд руб. - для государственных гарантий Российской Федерации; 10 млн руб. - для государственных гарантий субъекта РФ; 100 тыс. руб. - для муниципальных гарантий.

Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления на основании соответствующего нормативного акта, решений исполнительного органа государственной, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.

Условиями предоставления гарантий является:

- проведения анализа финансового состояния принципала;

предоставления принципалом соответствующего обеспечения исполнения обязательств;

- отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием.

Наши рекомендации