Организация защиты дипломной работы
3.5.1 Законченная дипломная работа в сброшюрованном виде, подписанная студентом (и консультантом — при его наличии), представляется научному руководителю не позднее, чем за 30 дней до утвержденной даты ее защиты.
3.5.2 Руководитель составляет отзыв о дипломной работе, в котором отмечает: а) актуальность темы; б) степень решенности поставленных задач; в) отношение студента к выполнению работы; г) умение студента пользоваться литературными источниками и самостоятельно излагать материал; д) способность студента к проведению исследований; е) степень профессиональной подготовленности выпускника, а именно способность решать производственные задачи, принимать управленческие решения, работать по избранной специальности; ж) возможность использования полученных результатов на практике и в учебном процессе и присвоения выпускнику соответствующей квалификации.
3.5.3 Дипломная работа с отзывом и подписью научного руководителя представляется заведующему выпускающей кафедрой не позднее, чем за 20 дней до момента ее защиты. Заведующий кафедрой самостоятельно решает вопрос о возможности допуска студента к защите дипломной работы или по своему усмотрению направляет работу на специально созданную на кафедре комиссию (предварительную защиту). В процессе предварительной защиты комиссия заслушивает студента, определяет соответствие работы заданию и выявляет готовность студента к защите. В случае отрицательного мнения комиссии вопрос о возможности допуска студента к защите дипломной работы рассматривается на заседании кафедры. При отрицательном заключении кафедры дипломное исследование подлежит доработке и может быть представлено к защите не раньше шести месяцев.
3.5.4 Допуск к защите дипломной работы заведующий кафедрой подтверждает подписью на титульном листе. Допущенная к защите дипломная работа направляется заведующим кафедрой на рецензию. Состав рецензентов утверждается деканом по представлению заведующего кафедрой не позднее одного месяца до защиты. Допускается внутреннее рецензирование сотрудниками университета, не работающими на кафедре, по которой выполняется дипломное исследование. Рецензенту для ознакомления с работой и подготовки рецензии отводится до 10 дней.
3.5.5 В рецензии на дипломную работу должны быть отмечены: а) актуальность темы; б) соответствие ее заданию; в) логичность изложения материала; г) наличие и полнота критического обзора литературных источников; д) самостоятельность выполнения; е) полнота и оценка проведенных расчетов; ж) наличие аргументированных выводов; з) практическая значимость; и) недостатки работы; к) замечания по ее оформлению; л) оценка работы («отлично», «хорошо», « удовлетворительно », « неудовлетворительно »).
3.5.6 К защите дипломной работы допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план, включая сдачу государственных экзаменов.
3.5.7 Защита дипломной работы проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) с участием не менее половины ее состава. На защите работы целесообразно присутствие руководителя.
3.5.8 Не позже, чем за два дня до момента защиты дополнительно к документам, представленным перед государственными экзаменами в ГЭК, представляются: а) дипломная работа; б) отзыв руководителя; в) рецензия; г) справка о внедрении полученных результатов (при ее наличии); д) иллюстративный материал, выносимый на защиту; е) опубликованные тезисы, статьи и другие материалы, характеризующие достижения дипломника в научной, организационной, общественной и других видах работ.
3.5.9 Заседанием ГЭК руководит ее председатель (в его отсутствие - заместитель). Председатель объявляет фамилию, имя, отчество дипломника, тему его работы и студент приступает к защите своей работы. Регламент выступления — до 15 минут.
3.5.10 В своем выступлении на заседании ГЭК дипломник должен отразить: а) актуальность темы; б) краткую характеристику объекта исследования; в) теоретические и методологические положения, на которых базируется дипломная работа; г) результаты проведенного анализа по изучаемой проблеме; д) конкретные рекомендации по решению поставленной в дипломной работе проблемы с обоснованием возможности ее реализации; е) перечень положений работы, которые являются предметом защиты; ж) экономический и социальный эффекты от внедрения разработанных предложений.
3.5.11 Для убедительности, доказательности и облегчения своего выступления дипломник должен использовать таблицы, графический материал (графики, диаграммы, схемы, алгоритмы, карты и др.).
3.5.12 Формами, в которых графический материал представляется в ГЭК, могут быть:
- листы чертежной бумаги формата А1 (594 х 841 мм), оформленные с использованием туши или фломастера;
- дискеты, CD-диски, проекционные материалы для демонстрации с помощью средств презентации;
- сброшюрованные листы формата А4 (210 х 297 мм), представляемые каждому члену ГЭК.
3.5.13 После выступления студента, оглашения отзыва руководителя и рецензии дипломник отвечает на заданные ему вопросы и замечания рецензента, председателя, членов ГЭК, а также присутствующих на защите.
3.5.14 ГЭК на закрытом заседании обсуждает результаты защиты дипломной работы, оценивает ее, принимает решение о присвоении студенту соответствующей квалификации. ГЭК принимает также решение о выдаче диплома с отличием, без отличия, рекомендации в аспирантуру и присуждение степени бакалавра. Решение принимается большинством голосов, при их равенстве мнение председателя является решающим.
3.5.15 Студентам, не защитившим дипломную работу по уважительной причине (документально подтвержденной), ректором университета по представлению декана факультета может быть перенесена защита дипломной работы на следующий период работы ГЭК.
3.5.16 Студент, не явившийся на защиту или не защитивший дипломную работу без уважительной причины, допускается к повторной защите дипломной работы на платной основе в течение трех лет после окончания университета.
3.5.17 В перечисленных выше случаях (3.5.15 и 3.5.16) вопросы о теме дипломной работы, о научном руководителе решаются заведующим соответствующей выпускающей кафедры.
Курсовая работа
4.1 Курсовая работа является одной из важнейших форм подготовки специалиста с высшим образованием. Она выполняется в соответствии с учебными планами и направлена преимущественно на получение практических умений и навыков в соответствии с избранной специальностью.
4.2 Цель курсовой работы: а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания, практические умения и навыки в соответствии с содержанием дисциплины, по которой она выполняется; б) овладеть навыками самостоятельной работы; в) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать; г) выработать умение публичной защиты; д) подготовиться к более сложной задаче — выполнению дипломной работы.
4.3 Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам теоретического курса, быть увязана с практическими задачами народного хозяйства и науки, быть реальной.
4.4 Темы курсовых работ и графики их выполнения разрабатывают и утверждают кафедры, ведущие те дисциплины, по которым учебными планами предусмотрены курсовые работы.
4.5 Требования, предъявляемые к курсовой работе, можно объединить в три группы: требования к структуре; требования к содержанию (основной части); требования к оформлению.
4.6 Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и быть аналогична структуре дипломной работы: иметь титульный лист, реферат, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.
4.7 Титульный лист оформляется в соответствии с приложением Ж.
4.8 Требования к реферату и содержанию (плану) курсовых работ аналогичны правилам оформления реферата и содержания дипломных работ в соответствии с 3.2.4; 3.2.5 и приложениями В, Г.
4.9 Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется общая цель курсовой работы, ее конкретные задачи и методы исследования.
4.10 При определении целей и задач исследований необходимо грамотно их формулировать. Так, при определении цели не следует использовать глагол «сделать», правильнее — глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать», «выявить» и т.д.
4.11 Основная часть работы включает две—четыре главы, которые разбивают на разделы. Каждая глава посвящена решению задач, сформулированных во введении, и заканчивается подведением итогов.
4.12 Необходимо избегать логических ошибок, например, давать одинаковое название курсовой работе и одной из ее глав.
4.13 Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер и поэтому должна базироваться на новейших достижениях науки в своей сфере.
4.14 Содержание работы иллюстрируется таблицами, графическим материалом (рисунками, схемами, графиками, диаграммами и т.п.).
4.15 Следует правильно понимать сущность метода теоретического анализа и не сводить курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух-трех источников. Чтобы исключить плагиат, серьезные теоретические положения необходимо приводить со ссылкой на источник, в качестве которого не рекомендуется использовать учебник по данной дисциплине. Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, нежели она раскрывается в учебной литературе.
4.16 Не следует перегружать работу длинными цитатами из авторитетной теоретической публикации. Например, характеризуя какое-либо понятие, надо своими словами пересказать, кто из ученых и в каких источниках дает определение (понятие) этого термина, и обязательно сравнить разные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные выводы в рассуждениях ученых.
4.17 В работах теоретического характера, анализируя литературу по теме исследования, изучая и описывая опыт наблюдаемых событий (явлений), необходимо высказать собственное мнение и отношение к затрагиваемым сторонам проблемы.
4.18 Оформление заключения, списка использованных источников и приложения осуществляется как и для дипломной работы в соответствии с п.п.3.2.9— 3.2.11 и приложением Д.
4.19 Объем курсовой работы —25-30 страниц печатного текста (38—41 строка на странице). Работу сшивают в папку-скоросшиватель или переплетают.
4.20 Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя — руководителя работы. Руководство начинается с выдачи задания и продолжается в форме консультаций.
4.21 Студент во время консультаций уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, структуру работы, сроки выполнения ее этапов, определяет необходимую литературу и другие материалы, а также устраняет недостатки в работе, на которые указывает руководитель.
4.22 Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий (организаций, учреждений), где они работают или проходят практику. Студенты дневного обучения могут использовать материалы, собранные в период практики.
4.23 Выполненная студентом курсовая работа проверяется в срок до 10 дней преподавателем — руководителем работы, который дает письменное заключение по работе — рецензию.
4.24 При оценке работы учитываются: содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и экономический). Одновременно рецензент отмечает ее положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывает, что следует доработать. Рецензия заканчивается выводом, может ли работа быть допущена к защите.
4.25 Работа вместе с рецензией выдается студенту для ознакомления и возможного исправления. Если же курсовая работа по заключению рецензента является неудовлетворительной и подлежит переработке, то после исправления она представляется на повторное рецензирование с обязательным представлением первой рецензии.
4.26 Защита работы производится на заседании специальной комиссии, состоящей из двух-трех человек, один из которых — руководитель курсовой работы, состав комиссии утверждается кафедрой за 10—15 дней до защиты.
4.27 Курсовая работа должна быть защищена до начала экзаменационной сессии.
4.28 На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.
4.29 Работа, выполненная студентом в научном кружке (обществе) и доложенная на его заседании, засчитывается как курсовая.
Контрольная работа
5.1 Контрольная работа — это одна из форм контроля знаний студентов, как правило, заочной формы обучения.
5.2 Выполнение контрольной работы: а) является важным средством самоконтроля; б) прививает навыки организации самостоятельной работы; в) развивает мышление; г) служит основой глубокого усвоения учебного материала; д) способствует активной подготовке к зачетам и экзаменам; е) прививает навыки, необходимые для написания курсовых и дипломных работ.
5.3 Контрольная работа обычно состоит из двух — четырех вопросов теоретического характера и нескольких практических задач или производственных ситуаций. Для ряда дисциплин наличие задач необязательно.
5.4 Выполнение контрольной работы требует изучения нормативно-правовой литературы, научных работ, периодических изданий, учебных пособий, монографий, а также фактического материала.
5.5 Контрольная работа выполняется:
- рукописным способом на каждой странице ученической тетради объемом до 24 страниц;
- машинописным способом (38—41 строка на странице) объемом до 10—12 страниц формата А4.
5.6 Страницы должны иметь поля, которые служат для пометок преподавателя. Нумеруют страницы арабскими цифрами в центре нижней части листа.
5.7 На обложке тетради обязательно указываются дисциплина, по которой пишется работа, номер варианта, курс, группа, факультет, шифр зачетной книжки, фамилия, имя, отчество студента, домашний почтовый адрес (приложение И).
5.8 Ответы на теоретические вопросы следует начинать с номера и полного названия вопроса.
5.9 Текст работы следует иллюстрировать таблицами и рисунками (графиками, диаграммами, схемами и т.п.), а на используемые источники литературы в тексте давать ссылки.
5.10 При решении задач вначале необходимо кратко записать условие и привести последовательный ход решения, отмечая при этом, что определяется и по какой расчетной формуле (формулы приводятся с расшифровкой условных обозначений). Результаты задачи обязательно комментируются.
5.11 После ответов на вопросы и решенных задач приводится список использованных источников, оформленный по ГОСТ 7.1-84 (приложение Д).
5.12 Завершается работа реквизитами: подпись студента и дата выполнения работы. В конце работы оставляют чистую страницу для рецензии преподавателя, в которой делается заключение о допуске ее к защите.
5.13 Выполненная контрольная работа регистрируется в деканате и передается на кафедру, где в свою очередь проходит регистрацию и отдается на проверку преподавателю. Преподавателю на проверку отводится недельный срок.
5.14 По ходу проверки преподаватель делает замечания на полях работы. В конце работы на заранее оставленном чистом листе он пишет рецензию, отмечая достоинства и недостатки работы, указывая места, где следует доработать или исправить ответы, рекомендует литературу.
На обложке работы преподаватель отмечает, допущена работа к защите или нет, ставит подпись и дату.
5.15 Не допущенная к защите работа дорабатывается студентом и повторно представляется в деканат с первым вариантом работы и замечаниями преподавателя.
5.16 Допущенная к защите работа защищается перед преподавателем, который ее проверял.
5.17 Без защиты контрольной работы студент к экзамену по соответствующей дисциплине не допускается.
Реферат
6.1 Реферат (в переводе с латинского языка «пусть доложит») — сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами (ГОСТ 7.9-95).
6.2 Рефераты помещают в первичных документах (книгах, журналах, отчетах, диссертациях, дипломных работах и т.д.) и во вторичных документах (реферативных журналах, сборниках и др.).
Различают еще реферат как самостоятельный вид письменной работы (научной или студенческой).
6.3 Реферат как разновидность студенческой работы отвечает на вопрос, что содержится в публикациях по данной теме.
6.4 Реферируя то или иное произведение, следует стараться достаточно полно, четко и последовательно передать его содержание в максимально сжатой и по возможности обобщенной форме. Одновременно с этим реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа. Если это необходимо для уяснения содержания научной работы, в реферат могут быть включены цифровые данные, таблицы, графики, чертежи, схемы.
6.5 Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.
6.6 Подготовка любого реферата начинается с ознакомления и
осмысления, а затем поаспектного анализа источника или группы источников, выявления основных сведений, которые должны войти в реферат, второстепенных сведений и избавления от них. Затем в логическое целое синтезируется, обобщается ценная информация в соответствии с целями реферата.
6.7 В реферате не может быть той обстоятельности изложения, которая свойственна, например, контрольной работе, не говоря уже о курсовой или дипломной работе. В нем нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.
Однако общие требования к языку реферата остаются теми же, что и к языку курсовой или дипломной работы, только с большей точностью, краткостью, ясностью, простотой.
6.8 В реферате следует придерживаться следующей структуры (содержания): титульный лист, введение (0,5—1 с.); основная часть, разбитая на главы (7с.); выводы (1с.); список использованных источников (1 с.).
6.9 Оформляют реферат на листах формата А4 с последующей брошюровкой доступным способом. Титульный лист оформляется как и для курсовой работы, только вместо слов «курсовая работа» пишется «реферат», и слово «руководитель» заменяется на «проверил».