Система государственного регулирования экономики и ее структура

Одним из важнейших направлений государства в современном рыночном хозяйстве является регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики – это система мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Система государственного регулирования экономики состоит из следующих элементов:цели государственного регулирования, объекты регулирования, формы регулирования, средства регулирования, механизмы регулирования экономики, результаты регулирования.

Цели государственного регулирования экономики (ГРЭ). Цели ГРЭ можно подразделить на генеральные и конкретные.

Среди генеральных целей приоритетными являются обеспечение:

• нормальных условий для функционирования рыночного механизма;

• устойчивых темпов экономического роста;

• национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности:

• максимального благосостояния всего общества;

• социальной стабильности и социального прогресса.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования.

Цели ГРЭ осуществляются через экономическую политику и подчинены ее целям.

Экономическая политика означает стратегию и мероприятия, предпринимаемые государством при управлении экономикой для достижения своих целей.

Основополагающие цели экономической политики:

1. достижение стабильности цен и поддержание устойчивой покупательной способности валюты;

2. обеспечение «полной занятости»;

3. осуществление постоянного и соразмерного экономического роста;

4. достижение внешнеэкономического равновесия.

Совокупность указанных целей составляет т.н. «магический четырехугольник целей».

Цели экономической политики второго уровня (соподчиненные основным) :

- свободное развитие общества и экономическая свобода;

- правовой и экономический порядок;

- внешняя и внутренняя экономическая безопасность.

Государство осуществляет отбор целей исходя из первоочередности и приоритетности.

Следующий элемент системы ГРЭ – субъекты регулирования. Субъекты регулирования – это конституционно определенные институты государственной власти и управления по обусловленной иерархии.

Основные уровни и субъекты регулирования экономики:

- общегосударственный – Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ;

- функциональный - Министерство экономического развития, Минфин и др.;

- территориальный - региональные органы власти и управления;

- отраслевой – отраслевые министерства и ведомства;

- местный – органы местного самоуправления;

- правоохранительный.

Эффективность ГРЭ предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

Цели экономического развития реализуются непосредственно объектами регулирования, которые представлены тремя уровнями:

- организационно-производственным (от общественного про­изводства в целом до отдельного рабочего места);

- организационно-территориальным (от РФ в целом до отдельного населенного пункта);

- целевыми объектами, включающими в себя различные
сферы деятельности и сектора экономики.

Для осуществления процесса регулирования могут использо­ваться формы регулирования, включающие:

• нормативно-правовые (нормативно-правовая база)

• организационно-распорядительные (административно-распорядительные методы).

Средства государственного регулирования экономики подразделяют на :

• прямые (административно-правовые);

• косвенные (экономические).

Административные методы регулирования экономикивключают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение, нормы, стандарты, контингентирование, квотирование и др.

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, использования определенных товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, т.е следования через его территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Например, государство дает разрешение на ведение многих видов деятельности , ввоза и вывоза ряда товаров в виде выдачи лицензий.

Принуждение является одним из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных мер ( штрафы, пени, неустойки и др.)

Косвенное (экономическое) воздействие за­ключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу, позволяющую субъектам принимать решения, основанные на самостоятельном экономическом выборе в соответствии с экономическими целями государства.

К числу экономических мер относят:

- финансовую (налогово-бюджетную) политику;

- денежно-кредитную (монетарную) политику;

- ускоренную амортизацию;

- государственное программирование;

- индикативное планирование и др.

Для рыночной экономики характерным является применение в основном, экономических методов регулирования, но все же существуют области, где использование административно-правовых методов достаточно эффективно.

К таким сферам относятся:

- прямой контроль монопольных рынков;

- нейтрализация либо ослабление побочных внешних эффектов;

- национальные стандарты, их разработка и контроль за их соблюдением;

- определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения;

- защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей;

- реализация целевых программ.

Методы регулирования осуществляются посредством меха­низмов регулирования экономики: прогнозирования, планирования, программирования, балансового и экономико-математического меха­низмов, а также стимулирования и контроля. Их преимущественное использование в системе регулирования определяет организацию систем управления объектами регулирования, состав и структуру ор­ганов управления.

Регулирование экономических процессов государство осуще­ствляет при помощи различного рода инструментов регулирования. К ним относятся (определенные соответствующими нормативно-правовыми актами) нормативы, платежи, ставки, тарифы, сборы, по­шлины, контракты, патенты, лицензии, штрафы, дотации, субвенции, кредиты, субсидии и т.п.

С помощью этих инструментов реализуется экономическая политика правительства, причем конкретные виды экономической политики используют различные наборы инструментов регулирования экономических процессов:

1. В кредитно-денежной политике:

■ нормы обязательных резервов;

■ учетная ставка;

■ ставки межбанковского процента и др.

2. В бюджетной политике:

регулирование государственных расходов;

■ осуществление госзакупок;

■ выпуск государственных ценных бумаг и др.

3. В налоговой политике:

■ ставки налогообложения юридических и физических лиц;

■ введение муниципальных налогов и др.

4. В социальной политике:

■ установление прожиточного минимума;

■ регулирование минимальных ставок оплаты труда;

■ установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.

Для оценки степени регулирующих воздействий на уровень экономического развития используется система показателей, опре­деляющая результаты регулирования экономики: ВВП, ВНП, НД, прибыль, доход, издержки, рентабельность, производительность, фондоотдача и др.

Результаты регулирования с помощью обратной связи срав­ниваются с целями экономического развития и в необходимых слу­чаях в процесс и систему регулирования экономики вносятся соот­ветствующие коррективы.

Наши рекомендации