Система государственного регулирования экономики и ее структура
Одним из важнейших направлений государства в современном рыночном хозяйстве является регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики – это система мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Система государственного регулирования экономики состоит из следующих элементов:цели государственного регулирования, объекты регулирования, формы регулирования, средства регулирования, механизмы регулирования экономики, результаты регулирования.
Цели государственного регулирования экономики (ГРЭ). Цели ГРЭ можно подразделить на генеральные и конкретные.
Среди генеральных целей приоритетными являются обеспечение:
• нормальных условий для функционирования рыночного механизма;
• устойчивых темпов экономического роста;
• национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности:
• максимального благосостояния всего общества;
• социальной стабильности и социального прогресса.
Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования.
Цели ГРЭ осуществляются через экономическую политику и подчинены ее целям.
Экономическая политика означает стратегию и мероприятия, предпринимаемые государством при управлении экономикой для достижения своих целей.
Основополагающие цели экономической политики:
1. достижение стабильности цен и поддержание устойчивой покупательной способности валюты;
2. обеспечение «полной занятости»;
3. осуществление постоянного и соразмерного экономического роста;
4. достижение внешнеэкономического равновесия.
Совокупность указанных целей составляет т.н. «магический четырехугольник целей».
Цели экономической политики второго уровня (соподчиненные основным) :
- свободное развитие общества и экономическая свобода;
- правовой и экономический порядок;
- внешняя и внутренняя экономическая безопасность.
Государство осуществляет отбор целей исходя из первоочередности и приоритетности.
Следующий элемент системы ГРЭ – субъекты регулирования. Субъекты регулирования – это конституционно определенные институты государственной власти и управления по обусловленной иерархии.
Основные уровни и субъекты регулирования экономики:
- общегосударственный – Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ;
- функциональный - Министерство экономического развития, Минфин и др.;
- территориальный - региональные органы власти и управления;
- отраслевой – отраслевые министерства и ведомства;
- местный – органы местного самоуправления;
- правоохранительный.
Эффективность ГРЭ предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.
Цели экономического развития реализуются непосредственно объектами регулирования, которые представлены тремя уровнями:
- организационно-производственным (от общественного производства в целом до отдельного рабочего места);
- организационно-территориальным (от РФ в целом до отдельного населенного пункта);
- целевыми объектами, включающими в себя различные
сферы деятельности и сектора экономики.
Для осуществления процесса регулирования могут использоваться формы регулирования, включающие:
• нормативно-правовые (нормативно-правовая база)
• организационно-распорядительные (административно-распорядительные методы).
Средства государственного регулирования экономики подразделяют на :
• прямые (административно-правовые);
• косвенные (экономические).
Административные методы регулирования экономикивключают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение, нормы, стандарты, контингентирование, квотирование и др.
Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, использования определенных товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, т.е следования через его территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам.
Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Например, государство дает разрешение на ведение многих видов деятельности , ввоза и вывоза ряда товаров в виде выдачи лицензий.
Принуждение является одним из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных мер ( штрафы, пени, неустойки и др.)
Косвенное (экономическое) воздействие заключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу, позволяющую субъектам принимать решения, основанные на самостоятельном экономическом выборе в соответствии с экономическими целями государства.
К числу экономических мер относят:
- финансовую (налогово-бюджетную) политику;
- денежно-кредитную (монетарную) политику;
- ускоренную амортизацию;
- государственное программирование;
- индикативное планирование и др.
Для рыночной экономики характерным является применение в основном, экономических методов регулирования, но все же существуют области, где использование административно-правовых методов достаточно эффективно.
К таким сферам относятся:
- прямой контроль монопольных рынков;
- нейтрализация либо ослабление побочных внешних эффектов;
- национальные стандарты, их разработка и контроль за их соблюдением;
- определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения;
- защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей;
- реализация целевых программ.
Методы регулирования осуществляются посредством механизмов регулирования экономики: прогнозирования, планирования, программирования, балансового и экономико-математического механизмов, а также стимулирования и контроля. Их преимущественное использование в системе регулирования определяет организацию систем управления объектами регулирования, состав и структуру органов управления.
Регулирование экономических процессов государство осуществляет при помощи различного рода инструментов регулирования. К ним относятся (определенные соответствующими нормативно-правовыми актами) нормативы, платежи, ставки, тарифы, сборы, пошлины, контракты, патенты, лицензии, штрафы, дотации, субвенции, кредиты, субсидии и т.п.
С помощью этих инструментов реализуется экономическая политика правительства, причем конкретные виды экономической политики используют различные наборы инструментов регулирования экономических процессов:
1. В кредитно-денежной политике:
■ нормы обязательных резервов;
■ учетная ставка;
■ ставки межбанковского процента и др.
2. В бюджетной политике:
■ регулирование государственных расходов;
■ осуществление госзакупок;
■ выпуск государственных ценных бумаг и др.
3. В налоговой политике:
■ ставки налогообложения юридических и физических лиц;
■ введение муниципальных налогов и др.
4. В социальной политике:
■ установление прожиточного минимума;
■ регулирование минимальных ставок оплаты труда;
■ установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
Для оценки степени регулирующих воздействий на уровень экономического развития используется система показателей, определяющая результаты регулирования экономики: ВВП, ВНП, НД, прибыль, доход, издержки, рентабельность, производительность, фондоотдача и др.
Результаты регулирования с помощью обратной связи сравниваются с целями экономического развития и в необходимых случаях в процесс и систему регулирования экономики вносятся соответствующие коррективы.