Финансы и финансовая система. Финансовая и фискальная политика государства

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы представляют собой совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Принято выделять две функции финансов:

Перераспределительная функция – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами в форме денежных фондов целевого назначения.

Контрольная функция – финансы через финансовые ресурсы и фонды обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и его отдельные фазы, т.е. информировать о пропорциях распределения общественного продукта.

Финансовая система – совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовая система включает:

- государственные финансы;

- финансы хозяйственных субъектов;

- финансы населения.

Государственные финансы состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта (ВВП) различных стран: от 1/3 до 1/2. Больше всего в Швеции – около 2/3. В России этот показатель составляет примерно 1/2 ВВП.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач в области регулирования экономики. Одним из путей их решения является проведение финансовой политики.

Государство определяет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и перераспределению, использованию в экономике. Конечные направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны и решаемых задач.

В зависимости от длительности временного интервала и характера задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегиями.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного (оперативного) изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – разновидность (направление) государственной экономической политики, представляющая собой манипулирование государственным бюджетом, его доходами и расходами для достижения макроэкономического равновесия.

Фискальная политика осуществляется с помощью налогообложения и правительственных расходов.

Основой фискальной политики является государственный бюджет.

Государственный бюджет – это смета государственных доходов и расходов на финансовый год. Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на финансирование социальных программ, на поддержание и развитие государственного сектора экономики, на многие другие цели.

Составными частями фискальной политики государства являются:

- дискреционная политика, подразумевающая регулирование государством своих рас­ходов и доходов (налогообложения).

- недискреционная политика (политика автоматических стабилизаторов), регулирующая доходы и расходы независимо от оперативных действий государства;

Дискреционная политика – выступает в двух вариантах:

- расширительная (стимулирующая) политика, увеличивающая совокупный спрос с помощью роста государственных расходов и снижения налогов и направленная на увеличение объема производства и занятости (проводится во время экономического спада);

- ограничительная (рестриктивная или сдерживающая) политика, сдерживающая совокупный спрос с помощью сниже­ния государственных расходов и повышения налогов и направленная на сокращение объема производства и занятости (проводится во время экономического подъема).

Ограничительная политика применяется, прежде всего, для борьбы с инфляцией, а расширительная – для сглаживания цикличности развития экономики и обеспечения экономического роста. Расширительная политика может поро­дить инфляцию.

Основные инструменты дискреционной фискальной политики:

- изменение объема государственных закупок товаров и услуг (G);

- изменение суммы подоходного налогообложения (T).

В систематизированном виде в зависимости от целей способы проведения фискальной политики можно представить в следующей таблице:

Состояние экономики Вид фискальной политики Изменение объема государственных закупок Изменение объема подоходного налогообложения
Экономический спад Стимулирующая Увеличение Сокращение
Экономический подъем Сдерживающая Сокращение Увеличение

Дискреционная фискальная политика, представляющая собой применение обоих инструментов одновременно, называется комбинированной.

Следует также знать, что при увеличении государственных расходов (закупок) возникает так называемый «эффект вытесне­ния» – инвестиционная конкуренция между государством и частным секто­ром (домашних хозяйств и предприятий), ведущая к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок повышает ставки процента, что ведет к сокращению частных инве­стиций. Сокращение реальных частных инвестиций влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным огра­ничением государственных расходов.

Недискреционная фискальная политика (политика автоматических стабилизаторов) – является вторым составным элементом общей фискальной политики государства, которая определяется сочетанием действия дискреционной и недискре­ционной политики.

Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это не зависящие от полити­ки государства механизмы рыночной экономики, сглаживающие спады и подъемы в экономике. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукта. Недискреционная фискальная политика задается, прежде всего, законодательным путем. Его цель – встроить в экономику механизмы, которые ослабляют колебания производства и занятости.

Основная задача недискреционной политики – ослабить колебания совокупного спроса и дохода, тогда как задача дискреционной политики – устранить негативные последствия этих колебаний.

Наиболее широко распространены следующие виды автоматических стабилизаторов:

- система прогрессивного налогообложения доходов. Влияет на величину располагаемого дохо­да. В периоды подъема расходы увеличиваются более плавно, чем получаемые доходы. Не допускается «перегрев» экономики;

- социальные выплаты и пособия по безработице. При спаде количество безработных и малоиму­щих увеличивается, доходы и спрос сокращаются, но, благодаря пособиям, не в то же мере, что, сокращается занятость.

Государственный бюджет – основа фискальной политики государства.

Бюджет пополняется, в основном, за счет налоговых поступлений.

Бюджетные средства используются на следующие нужды:

- государственные закупки с целью увеличения совокупного спроса;

- выплаты трансфертных платежей (субсидии, пособия, дотации);

- производство общественных благ (строительство больниц, дорог, охра­на окружающей среды);

- научно-технические исследования и разработки;

- финансирование военных расходов;

- инвестиции в основной капитал и т.д.

Государственный бюджет может быть профицитным или дефицитным, когда величина государственных доходов соответственно больше или мень­ше его расходов.

Бюджетный дефицит уменьшается при следующих условиях:

- при увеличении реального национального продукта (повышаются налоговые поступления, а социальные выплаты уменьшаются);

- при снижении налогов (располагаемый доход домашних хозяйств увеличивается, следовательно, увеличиваются сбережения, идущие на инвестиции).

Способы, к которым прибегает государство для покрытия бюджетного дефицита:

- заимствования у центрального банка (дополнительная эмиссия денег), следствием чего будет инфляция;

- увеличение внутреннего долга (выпуск государственных ценных бумаг);

- увеличение внешнего долга (международный кредит).

В результате займов формируется государственный долг, который подразделяется на внутренний и внешний (иностранный). Большой внешний долг ложится тяжелым экономическим бременем на страну и может приводить к политической зависимости от стран-кредиторов. Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди граждан страны.

Рост государственного долга имеет следующие негативные последствия:

- сокращается запас капитала в экономике (деньги можно было вложить не в государственные облигации, а, например, в акции корпораций);

- выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах (те, кто владеет облигациями, станут еще богаче);

- повышение налогов для выплаты процентов по государственному долгу подрывает действие экономических стимулов и отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике (желание работать уменьшается, выпуск продукции падает);

- систематическое рефинансирование долга или уплаты процентов по нему приводит к увеличению процентной ставки, что снижает склонность к инвестированию.

Неспособность государства рассчитываться по своим долгам (в том числе в части основной суммы долга и процентов) означает долговой кризис.

При проведении фискальной политики важное место занимает совершенствование налогообложения.

Система налогов регулирует цикличность колебаний экономики: налоги влияют на совокупный спрос с помощью воздействия на располагаемый доход хозяйственных субъектов. При подъеме увеличиваются доходы и налоговые отчисления (при прогрессивном налогооб­ложении). Располагаемый доход уменьшается, приостанавливая экономический рост. При спаде налоговые поступления уменьшаются, а располагаемый доход увеличивается, что не дает резкого сокращения совокупного спроса.

Принципы налогообложения в общих чертах сформулированы еще А. Смитом:

1) пропорциональность (уплата налога пропорционально имуществу и размеру получаемого дохода);

2) удобство уплаты для налогоплательщика (простота расчёта, ясность в порядке исчисления налогов);

3) определенность (четкое знание времени и ставок уплаты налогов);

4) минимальность (налоги должны покрывать только насущные нужды).

Налоги могут быть подразделены на три большие категории:

- налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из за­работной платы на социальное страхование;

- налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

- налоги на собственность, включая разнообразные налоги на дома и строе­ния, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Налоги также классифицируются как прямые и косвенные:

Прямые налоги – те, которыми облагаются непосредственно индивидуумы и фирмы. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпора­ций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, на­логи, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые изымаются ме­нее заметным образом – посредством введения государственных надбавок к це­нам на товары и услуги, уплачиваются покупателем. К косвенным налогам отно­сятся акцизы, таможенные пошлины, налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость.

В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на следующие группы:

- пропорциональные, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка,

- прогрессивные, если налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода,

- регрессивные, если налоговая ставка понижается при увеличении дохода.

Поскольку подоходные налоги – главные наполнители государственного бюджета, чрезвычайно важно установить оптимальную ставку налога. Если став­ки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая ак­тивность, налогоплательщики уклоняются от уплаты налогов, часть предприни­мателей уходит в «теневую экономику».

Наши рекомендации