Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура госуправления

Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Функции государственного регулирования экономики: • целевая; • направляющая и координирующая; • функция распределения и перераспределения; • стимулирующая; • контрольная.

Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры госуправления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.

Государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на: • законодательную; • исполнительную; • судебную. Госорганы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживая и уравновешивая друг друга.

Беларусь – президентская республика. Президент – глава государства, обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики, издает: декреты, имеющие силу закона, указы, распоряжения. Парламент – Национальное Собрание РБ – представительный и законодательный орган РБ, состоит из 2 палат: Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 человека). Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями.Правительство – Совет Министров РБ – это коллегиальный центральный орган государственного управления РБ, осуществляющий исполнительную власть в РБ. В своей деятельности Правительство полностью подотчетно Президенту. Судебная власть в РБ принадлежит только судам. В судебную систему РБ входят: • Конституционный суд; • общие суды (во главе находится Верховный Суд); • хозяйственные суды (во главе – Высший Хозяйственный Суд).

Система планирования и прогнозирования национальной экономики

Государственное регулирование экономики РБ реализуется через планирование и прогнозирование экономики. Планирование нац. экономики осуществляется как в развитых, так и в развивающихся странах.

Планирование – это процесс принятия управленческих решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. Планы бывают: • долгосрочные: планы на период от 15-20 лет; • среднесрочные: срок 3-5 лет; • краткосрочные: планы сроком до 1 года; • оперативные: планы на сутки, неделю и декаду. Долгосрочный план отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Среднесрочные планы конкретизируют основные направления стратегии; их разрабатывают на срок 3-5 лет. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В конце каждого года осуществляется корректировка среднесрочных планов. Составной частью планов являются целевые комплексные программы. Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики на год. При осуществлении планирования разрабатывается система планов: • на макроуровне: планы, программы эк-го и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов); • на микроуровне: планы развития отдельных предприятии, имеющие вид бизнес-планов. Формы планирования: • директивное планирование – обязательное, жесткое, подлежащее исполнению; • стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны; • индикативное планирование – это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации.

Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения. Прогнозирование бывает социально-экономическое и научно-техническое.Социалъно-экономическое дает оценку возможным перспективам и изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности общества.Научно-техническое нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспективных планов социально-экономич-го развития.

Наши рекомендации