Тема 3. Статистика валютного контроля
Валютный контроль – это деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивающая эффективность устанавливаемых государством валютный ограничений.
Организация валютного контроля в России строится на сочетании трех взаимодополняющих организационно-правовых форм:
1. Общий (неспециализированный) валютный контроль, включающий в себя контроль специальной службы (Минфин РФ), а также взаимодействующих с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется, так называемый, внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации.
2. Банковский валютный контроль, объединяющий деятельность Банка России, его территориальных учреждений, а также подотчетных ему агентов – уполномоченных банков[3]. Общими для них являются те направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации.
3. Таможенный валютный контроль, объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу РФ.
Одновременное применение этих трех форм позволяет государству использовать объективно существующую способность банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, а также учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.
Недостатками такой множественности форм контроля являются пересечение и дублирование функций, а также отсутствие единообразного и четкого правового регулирования деятельности контролирующих органов].
Все таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют функции валютного контроля. С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения, представленные в таблице 13.
В области осуществления валютного контроля таможенными органами ведется контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.
Работа в области валютного контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок, оформляемых уполномоченными банками.
Таблица 13. Подразделения таможенных органов, осуществляющие валютный контроль и их основные функции
Орган (его структурное подразделение) | Выполняемые функции |
ФТС России (управление валютного контроля) | Разрабатывает общую концепцию валютного контроля с участием таможенных органов |
Готовит проекты нормативных актов, определяющих организацию и технологию валютного контроля таможенными органами | |
Обобщает и анализирует отчеты, полученные от нижестоящих таможенных органов, материалы целевых проверок участников ВЭД в целях повышения эффективности осуществления валютного контроля | |
Формирует и анализирует электронные базы данных, обеспечивающие деятельность таможенных органов по валютному контролю и учет ее результатов | |
Осуществляет внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства | |
Рассматривает обращения лиц по вопросам осуществления валютного контроля таможенными органами | |
Осуществляет проведение целевых проверок участников ВЭД, обычно при наличии информации о нарушениях валютного законодательства в особо крупных размерах | |
Организует взаимодействие с другими органами валютного контроля | |
РТУ (отделы валютного контроля) | Осуществляет проведение целевых проверок участников ВЭД по вопросам соблюдения валютного законодательства |
Осуществляет внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства | |
Рассматривает обращения лиц по вопросам осуществления валютного контроля и, в частности, в связи с изъятиями и конфискациями валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ | |
Осуществляет тесное взаимодействие с другими агентами валютного контроля | |
Таможни, Таможенные посты (отделы таможенного оформления и таможенного контроля, отделы валютного контроля) | Таможенное оформление товаров при их вывозе с таможенной территории РФ |
Контроль за операциями по перемещению юридическими лицами через таможенную границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ |
Валютный контроль
Общий отток денежных средств из Российской Федерации, зафиксированный таможенными органами в 2014 году, составил более
500 млрд. рублей (в 2013 году – 405 млрд. рублей).
Таможенными органами реализованы положения, предусмотренные Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» и направленные на внедрение принципов СУР при определении объектов валютного контроля.
За 2014 год таможенными органами проведено более 5 тысяч проверок соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, по результатам которых возбужденои передано на рассмотрение в Росфиннадзор более 5 тысяч дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования) на сумму свыше 400 млрд. рублей. Значительную часть выявленных таможенными органами нарушений по статье 15.25 КоАП РФ (64%) составляют нарушения порядка проведения валютных операций (части 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ).
Большую часть выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации в стоимостном выражении составляют нарушения, связанные с представлением в уполномоченные банки фиктивных подтверждающих документов в обоснование переводов денежных средств в пользу нерезидентов в качестве оплаты импортируемых товаров. При этом более половины суммы указанных нарушений составляют нарушения, связанные с использованием подложных товарно-транспортных накладных, оформленных в государствах – членах Таможенного союза.
В 2014 году издан приказ ФТС России от 6 мая 2014 г. № 836
«О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров»,
в соответствии с которым не требуется представления паспорта сделки при таможенном декларировании товаров в письменной форме. Данный приказ
в совокупности с приказом ФТС России от 20 июля 2013 г. № 1470
«О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров», отменившим требование о представлении паспорта сделки при декларировании в электронной форме, исключил требование о представлении паспорта сделки независимо от формы декларирования товаров, их категории и от вида заявляемой таможенной процедуры, с сохранением требования об указании номера паспорта сделки в декларации на товары.
По результатам опроса, проведенного на официальном сайте ФТС России, приказ ФТС России от 6 мая 2014 г. № 836 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров» признан наиболее общественно значимым нормативным правовым актом ФТС России.