I. Организационный момент.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке
И снежинке,
И в дождинке,
И в росинке.
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
II. Проверка домашнего задания.
– Разгадать к р о с с в о р д «Три состояния воды».
1. Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке. (Снежинки.)
2. Рассыпался горох,
Никто его не соберет,
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град.)
3. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман.)
4. На дворе горой,
А в избе водой. (Снег.)
5. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
6. По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна.)
7. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем –
Ищем, ищем, не найдем. (Роса.)
8. Раскинулся золотой мост
На семь сел, на семь верст. (Радуга.)
9. Шел долговяз,
В сырую землю увяз. (Дождь.)
10. Летит сова
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча.)
– Прочитайте ключевое слово.
2. О т в е т и т ь н а в о п р о с.
– Как происходит круговорот воды в природе?
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тема урока – «Берегите воду!».
– Мы привыкли называть нашу планету земным шаром и не задумываемся: а не сделал ли ошибку тот, кто первый придумал это название? А задуматься, право, стоит! Какой же это земной шар, если земли-то на его поверхности не более 30 %, а все остальное – вода: реки, озера, моря, океаны, болота. А если бы Землю можно было выпрямить, сделать ее плоской, как стол, то ее и вообще не было бы видно – всю ее скрыл бы под собой 150-метровый слой воды. Земной шар… Его правильнее было бы назвать водяным, а не земным.
IV. Изучение нового материала.
1. З а г р я з н е н и е в о д.
– Среди такого огромного количества воды человек беспокоится о ее нехватке. Правомерно ли это?
– Воды одного только Тихого океана хватило бы для нужд человечества на долгие годы. Но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических нужд и сельского хозяйства.
Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за ее загрязнения.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у: прочитать и обсудить статью (с. 58–59).
2. О х р а н а в о д.
Б е с е д а.
– Какие меры предложили бы вы по защите вод от загрязнений?
– Как вы предлагаете защитить реку, на которой стоит ваш родной город?
– Прочитайте статью (с. 60).
– Что вы думаете по поводу прочитанного?
V. Итог урока.
– Что нового вы узнали о значении воды для людей?
– Отчего загрязняются реки, моря, озера?
– Чем опасно загрязнение воды?
& Домашнее задание:прочитать статью (с. 57–61); выполнить задания 1, 2 (с. 61).
У р о к 13
разрушение горных пород
Цель: формировать представление о разрушении горных пород под воздействием определенных факторов.
О б о р у д о в а н и е: спиртовка, коллекция камней, молоток.
Ход урока