Цели и функции государственного регулирования экономики
Государство является основным орудием политической власти в любом классе общества.
Государство возникло в результате:
- общественного разделения труда
- появления частной собственности
- образования онтогонестических связей.
Государство всегда выступало особым субъектом так или иначе участвуя в экономической жизни общества.
Современная экономика является социально-рыночной или смешанной. Это обусловлено тем, что не контролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы, поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании, хотя сторонники экономического либерализма считают, что вмешательство государства в рыночную экономику способно принести ей только вред.
Важнейшими функциями государства в рыночной экономике является:
- создание правовой основы для принятия экономических решений (создание свода законов, которые регулируют поведение экономических субъектов)
- стабилизация экономики.
Деятельность государства:
- использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику
- стремится преодолеть кризисные явления спад пр-ва
- стремится снизить безработицу
- стремится сгладить инфляционные процессы.
Главной целью государства в сфере занятости является:
- поддержание естественного уровня безработицы
- антициклическое регулирование призвано сглаживать циклические колебания экономики
- социально-ориентированное распределение ресурсов
- государство организует производство продуктов и услуг, которым не желает заниматься частный сектор, сюда относятся общественные товары и услуги которые не могут быть исключены из потребления ввиду их большой экономической пользы
- обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимальную заработную плату (пенсии, пособия, различные виды помощи, осуществляет индексацию доходов).
2.Система планирования и прогнозирования национальной экономики
Государственное регулирование экономики РБ реализуется через планирование и прогнозирование.
Планирование – процесс принятия управленческих решений, направленных на выбор определённых целей и выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.
Планирование реализуется через систему планов. Они разрабатываются на различные периоды действия и благодаря ним государство имеет возможность поддерживать экономическую систему общества в состоянии динамического равновесия. Планирование выступает и как органическая часть целостного управления.
Выделяют следующие формы планирования:
- директивное (жесткое, подлежащее обязательному исполнению, доведённых сверху плановых заданий)
- стратегическое (определяет цели и экономические показатели по наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны)
- индикативное (выступает как инструмент по реализации тех целей, которые определены в стратегическом плане).
Индикативное планирование призвано выполнять 3 важные функции:
- информационная (имея информацию о планах и прогнозах государства, субъекты хозяйствования могут формировать соответствие с ними свои бизнес планы)
- стабилизационная (позволяет субъектам ориентироваться и действовать сообразно с ними)
- согласительная (возможность достигать единства по главным вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований)
С точки зрения временного аспекта выделяют следующие планы:
- долгосрочные (15-20 лет)
- среднесрочные (3-5 лет)
- краткосрочные (до 1 года)
- оперативные (планы на сутки, неделю, декаду)
Государственное прогнозирование выступает как деятельность гос. органов по разработке программ социально-экономического развития на краткосрочную, долгосрочную перспективу. Процесс прогноза построен на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах суждения объекта или явлениях в будущем.