Заработная плата и ее сущность

Возникновение и сущность денег.

Происхождение денег относят к 7-8 тысячелетию до н.э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты .Деньги возникли в результате обмена и преодоления его противоречий. 1) ступень – бартер. Один товр непосредственно обменивается на другой. 2) ступень обмена – 1 овца =5 коз=3 гр золота. Здесь возникают трудности, т. к. владелец одного товара не может обменять свой товар, т. к. в данный момент он никому не нужен. 3) ступень – всеобщий эквивалент. Из общей массы товара выделяется один наиболее ходовой товар. У разных народов эквивалент разный. Когда начинается торговля между ними возникает противоречие между местными эквивалентами. 4) ступень – рель всеобщего эквивалента закрепляется за благородными металлами. Высокая стоимость при малом объеме, хорошая сохроняемость, легко перемещать, хорошая делимость, великолепный внешний вид.

Сущность денег заключается в том, что они служат необходи­мым активным элементом и составной частью экономической де­ятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса.
Сущность денег характеризуется их участием в:
•осуществлении различных видов экономических отношений;
• распределении валового национального продукта (ВНП), в приобретении недвижимости, земли. Здесь проявление сущности неодинаково, так как различные возможности денег объясняются разными социально-экономическими условиями;
• определении цен, выражающих стоимость товаров. Изготовление товаров (оказание услуг) осуществляется людь­ми с помощью орудий труда, с использованием предметов труда. Произведенные товары обладают стоимостью, которая определя­ется совокупным объемом перенесенной стоимости орудий и предметов труда, и вновь созданной живым трудом стоимости.

Функции денег.

Мера стоимости. Деньги выполняют функцию меры стоимости, т.е. служат для измерения и сравнения стоимостей различных товаров и услуг. Мера стоимости является основной функцией денег.

Средство обращения.

Деньги как средство обращения выполняют роль посредника в движении товаров от продавцов к покупателям и служат для по­купки товаров и услуг, а также для осуществления иных платеж­ных операций. Эта функция появляется у денег тогда, когда в об­ществе совершается переход от натурального обмена к регулярной торговле.

Средство платежа.

Функция средства платежа возникает, когда товары и услуги продаются в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

Превращение денег в капитал.

Деньги являются первой формой проявления капитала.Деньги как деньги и деньги как капитал сначала отличаются друг от друга лишь неодинаковой формой обращения.

Непосредственная форма товарного обращения есть Т – Д – Т, превращение товара в деньги и обратное превращение денег в товар, продажа ради купли. Но наряду с этой формой мы находим другую, специфически отличную от нее, форму Д – Т – Д” превращение денег в товар и обратное превращение товара в деньги, куплю ради продажи. Деньги, описывающие в своем движении этот последний цикл, превращаются в капитал, становятся капиталом и уже по своему назначению представляют собой капитал.

Заработная плата и ее сущность.

Основой заработной платы является цена труда как фактора производства, которая сводится к его предельной производительности. Согласно этим положениям работник должен создать такую величину продукта по стоимости, которая позволит возместить ему заработную плату, затраты всех ресурсов и получить приращение стоимости в виде прибыли. Составной частью рыночной экономики является рынок труда. Среди основных его комплексов особое место занимает стоимость рабочей силы.
Стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства работника. Сумма жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, включает в себя товары и услуги, удовлетворяющие физиологические потребности работника, а так же затраты на содержание членов семьи работника, его образование, медицинское обслуживание, повышение профессионально уровня. Итак, стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных благ, которые работник приобретает на вознаграждение, получаемые за результаты своего труда. Конкретной формой цены рабочей силы в денежном выражении и является заработная плата. Однако размер заработной платы может отклоняться от стоимости рабочей силы. Решающее влияние на это оказывает состояние рынка труда. Заработная плата как форма цены рабочей силы – это основная часть фонда жизненных средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным вкладом и зависящая от конечных результатов работы предприятия, заработная плата – это форма цены (а не стоимость) рабочей силы (а не труда). Заработная плата не может быть ценой труда, так как она отражает не только одну фазу процесса воспроизводства рабочей силы – потребление
(использование рабочей силы), но и ее производство (формирование рабочей силы), распределение и обмен в целом.

(Функции заработной платы

Заработная плата выполняет несколько функций. Но можно выделить четыре основные функции заработной платы:1

- воспроизводственная, заключающаяся в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы;

- стимулирующая (мотивационная), направленная на повышение заинтересованности в развитии производства;

- социальная, способствующая реализации принципа социальной справедливости;

- учетно-производственная, характеризующая меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.)

5. Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.

Виды издержек

Экономические издержки производства товара зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Если предприниматель использует не приобретаемые, а собственные ресурсы, цены должны быть выражены в одинаковых единицах для точного определения величины затрат. Функция издержек описывает связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для его обеспечения. Технология и цены на производственные ресурсы обычно берутся как данные при определении функции издержек. Изменение цен на какой-либо ресурс или применение улучшенной технологии отразится на величине минимальных затрат при производстве такого же объема продукции. Функция издержек связана с производственной функцией. Минимизации затрат для производства любого данного объема продукции зависят отчасти от производства максимально возможного объема продукции при данной комбинации факторов.

Прибыль — разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.

Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении)

Различают:

бухгалтерская прибыль и экономическая прибыль

6. Кругооборот капитала (Capital cycle) — это процесс, представляющий из себя поток финансовых ресурсов, последовательно трансформирующихся в физические факторы производства, готовую физическую продукцию (товары и услуги), которая посредством реализации превращается в выходящие потоки финансовых ресурсов, вновь вводимых в производство.

Оборот капитала - кругооборот капитала, взятый не как отдельный акт, а как периодический процесс возобновления и повторения движения всего авансированного капитала. В процессе воспроизводства капитал проходит сферы производства и обращения. Промежуток времени от момента авансирования капитальной стоимости до возвращения ее к капиталисту в своей первоначальной (денежной) форме составляет время О. к. Оно складывается из времени производства и времени обращения. За единицу измерения скорости оборота принимается год.

7. Торговый капитал, капитал, функционирующий в сфере товарного обращения; обособившаяся часть промышленного капитала, обслуживает стадию реализации товарного капитала.

Движение Т. к. характеризуется формулой Д — Т — Д1, где Д — деньги, Т — товар, Д1— деньги с приростом. Определённая денежная сумма авансируется на приобретение товаров, которые затем реализуются потребителям. Разница между покупной и продажной ценой составляет торговую прибыль, получение которой является определяющим мотивом деятельности торговых капиталистов.

Ссудный капитал, денежный капитал, предоставляемый в ссуду капиталистам за плату в виде процента, источником которого служит неоплаченный труд наёмных рабочих. Особая историческая форма капитала, порожденная капиталистическим способом производства.

8. Земельная Собственность - исторически определенная общественная форма присвоения (индивидуумом или коллективом) земли как предмета природы. В РФ земельные участки могут находиться в частной, государственной или муниципальной собственности.

Аренда земли (от польск. arenda), форма землепользования, при которой собственник земли передаёт свой земельный участок на определённый срок другому лицу (арендатору) для ведения хозяйства за определённое вознаграждение (арендную плату).

Земе́льная ре́нта — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов. – это доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков.

В определении цены на земли, последнее слово за спросом и предложением. Спрос на землю предъявляют две группы покупателей: сельскохозяйственные пользователи, использующие плодородие почв для производства сельскохозяйственной продукции любого типа, и несельскохозяйственные пользователи – им земля нужна для строительства зданий, промышленного производства или иных целей, не связанных с использованием плодородия почв.

Для сельскохозяйственных производителей цена земли определяется её плодородием и в определённой мере местоположением, от которого зависят как почвенно-климатические условия производства, так и затраты на доставку ресурсов и готовой продукции.

Для несельскохозяйственных производителей принято выделять два основных фактора формирования цены земли: подготовленность участка к использованию (наличие на участке всевозможных коммуникаций: свет, вода, газ, электричество, телефон.) и местоположение участка (особенно касается городского строительства).

9. Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии. виды:

Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").

Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).

Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).

Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).

Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).

Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

Предложение– это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров. Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам (определение Е.Ф. Борисова).

Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны[1].

В экономике, экономическое равновесие характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и, в отсутствие внешних воздействий, (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём (англ. equilibrium quantity) — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

10.Потребительское поведение - это формирование спроса покупателей, выбирающих товар с учетом цен и личного бюджета; т.е. собственных денежных доходов.

Поведение покупателей индивидуально, по причине субъективности представлений конкретных потребителей.

Доход представляет собой фиксированный для данного периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособности его получателя. Его величина выступает бюджетным ограничением покупательской способности.

Теория потребительского поведения основана на рац. поведении потребителя, кот. распол. своими собственными предпочтениями и потребностями, стремясь приобрести такой набор благ, который обеспечил бы ему макс. удовлетворение потребностей при опред. размере его денежного дохода.

Бюджетные ограничения - это ограничения денежных доходов, в пределах кот. производятся расходы на потребления. Покупатель ищет ценность блага в его полезности для себя. Полезность благ – это св-во удовлетворять потребности потребителей.

Общая полезность – это полезность, получаемая от всех потребляемых благ. Она возрастает по мере приобретения доп. ед. блага.

Предельная полезность – это полезность, приносимая каждой дополнительной ед. приобретаемого блага. А именно это наименьшая польза из им-ся запаса данного продукта. По мере повышения потребности предельная полезность убывает.

11. Производство — процесс по преобразованию ресурсов в блага, прямо или косвенно служащие удовлетворению человеческих потребностей. Результаты производства могут принимать как материальную, так и нематериальную форму. Любое производство связано с использованием различных ресурсов. Будучи вовлеченными в производство, они принимают форму факторов производства и обычно рассматриваются в виде укрупненных групп: 1) труд как совокупность привлекаемой рабочей силы; 2) капитал, представляющий собой материальную форму всего комплекса средств производства; 3) земля как комплекс природных условий; 4) предпринимательская способность, понимаемая как деятельность по организации производства и контролю за ним. Задача теории производства состоит в выяснении того, как можно определить ту комбинацию факторов производства, которая позволит максимизировать объем выпускаемой продукции при данных затратах ресурсов. Ее решение зависит как от применяемых технологий, так и от длительности временного периода, которым располагает производитель. Поэтому проблема рассматривается как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Наши рекомендации