Расположение факторов по значимости
Факторы | ||||||
Сумма рангов | 6,5 | 16,5 |
Для наглядности полученных результатов оценок факторов построим гистограмму и полигон распределения сумм рангов по степени их значимости для потребителей (рис. 6.1), проведем классификацию факторов по сумме рангов. Классификация предполагает разделение факторов на группы по сумме рангов. То есть те факторы, суммы рангов которых достаточно близки между собой, будут находиться в одной группе, и соответственно те факторы, суммы рангов которых достаточно отличаются между собой, будут находиться в разных группах. Групп может быть 2 и более, но меньше чем количество факторов n (в данной задаче 6), факторов в одной группе может быть от одного до пяти (n-1=5).
Сумма рангов
6,5
16,5
Факторы
Рис. 6.1. Гистограмма и полигон распределения сумм рангов
Гистограмма (рис. 6.1) позволяет сделать следующие выводы:
1. Наибольшее значение для потребителей имеют фактор (наличие систем Hoy Frost) и фактор (дизайн).
2. Вторая группа по значимости включает в себя один фактор (количество камер).
3. Третья группа включает в себя факторы (объем камеры), (бренд).
4. Четвертая группа (энергопотребление).
Итак, важнейшими для потребителей являются следующие технические параметры холодильников: , , .
Этап 5. Оценка средней степени согласованности мнений всех экспертов.
Воспользуемся коэффициентом конкордации для случая, когда имеются связанные ранги (одинаковые значения рангов в оценках одного эксперта)
,
где , Li - число связок (видов повторяющихся элементов) в оценках i-го эксперта, tl - количество элементов в l-й связке для i-го эксперта (количество повторяющихся элементов).
= 213,5 (см. табл. 6.4), = 6, = 4,
(в оценках 3-его эксперта одна связка, повторяется ранг «3,5» 2 раза),
, (в оценках 4-ого эксперта одна связка, повторяется ранг «4,5» 2 раза),
, (если нет связанных рангов, то Ti равно нулю)
.
говорит о наличии высокой степени согласованности мнений экспертов. На высокую степень согласованности мнений экспертов указывает и полигон распределения сумм рангов (рис. 6.1). Ломанная и прямая линии близко расположены друг к другу.
Коэффициент конкордации изменяется от 0 до 1, если он близок к 1, то степень согласованности мнений экспертов высокая, если близок к 0, то низкая.
Этап 6. Оценка значимости коэффициента конкордации.
Для этой цели исчислим критерий согласования Пирсона:
,
.
Вычисленный сравним с табличным значением для числа степеней свободы K = и при заданном уровне значимости = 0,05.
Так как расчетный 15,471 > табличного = 11,07, то − величина не случайная, а потому полученные результаты по оценке качественных свойств холодильников по степени их значимости для потребителей имеют смысл и могут использоваться в дальнейших исследованиях.
Если расчетный меньше табличного, то коэффициент конкордации статистически не значим и является случайной величиной.
Этап 7. Подготовка решения экспертной комиссии.
Была поставлена задача выяснить, какие технические параметры холодильников в наибольшей степени интересуют потребителей.
В результате проведенного исследования на основе экспертных оценок выяснилось, что важнейшими качественными свойствами являются: наличие систем, дизайн и количество камер.
Следовательно, качественное совершенствование холодильников должны идти по пути улучшения этих свойств (исходя из требований НТП).
Себестоимость, цены, доплата к ценам на изделия улучшенного качества и скидки с цен на холодильники должны строиться с учетом вышеперечисленных качественных свойств.
На основе получения суммы рангов (табл. 6.4) можно вычислить показатели весомости рассмотренных технических параметров холодильников для потребителя с тем, чтобы их можно было учитывать при оценке технического уровня холодильников. Для этого произведем следующие вычисления. Сначала по каждому параметру вычислим величины, обратные сумме рангов, то есть
; ;
; ; .
Это делается для того, чтобы привести в соответствие содержание сумм рангов коэффициентам весомости. Расположим полученные числа по мере убывания, сложим их, взвесим каждое число в полученной сумме, которую примем равной 1 (табл. 6.6).
Таблица 6.6